В настоящее время проблема здоровья детей приобретает глобальный характер. Здоровье ребёнка определяется воздействием внешних и внутренних воздействий на его организм, с одной стороны, и возможностями самого организма противостоять этим воздействиям, с другой. Учащихся необходимо научить правильно и целесообразно выбирать средства и формы для формирования здорового организма.
Эффективность проектной деятельности, устранение вредных воздействий и повышение устойчивости к ним определяет направления усилий по сохранению и укреплению здоровья учащихся.
Как правило, здоровый образ жизни, положительное отношение к занятиям спортом и физической культурой закладываются в школьные годы. Семья вместе с общеобразовательной школой играет в этом немаловажную роль.
Смежные учебные предметы «Основы безопасности жизнедеятельности» и «Физическая культура» направлены на формирование навыков здорового образа жизни через систему физкультурно-оздоровительных мероприятий. Полностью и качественно решить 3 основные задачи школьного физического воспитания: образовательную, воспитательную, оздоровительную только за счёт 3 уроков физической культуры, предусмотренных учебным планом, крайне сложно, а порой и невозможно. Поэтому мы используем резервы физкультурно-оздоровительных мероприятий, внеклассную, внешкольную и физкультурно-спортивную работу через проектную деятельность. Осуществляем это вместе с учреждениями дополнительного образования.
Оздоровительная роль достигается:
- организацией учебного процесса с учётом состояния здоровья школьников;
- обеспечением гигиенических условий;
- предупреждением травматизма во время учебных занятий.
Внеклассные спортивно-массовые мероприятия включают в себя такие соревнования как: декада физической культуры и ОБЖ, в которую входят президентские состязания, соревнования «школа безопасности», конкурс рисунков о спорте и здоровом образе жизни, конкурс «меткий стрелок», санитарных дружин, кросс, футбол, волейбол, баскетбол, пионербол, «весёлые старты», месячник гражданской обороны, дни спорта, дни здоровья, «а ну-ка парни», «безопасное колесо».
В рамках изучения раздела «Основы здорового образа жизни» предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» выполняются практико-ориентированные проекты, направленные на сохранение и укрепление здоровья школьников.
Разработка проекта всегда ориентирована на самостоятельную деятельность учеников - индивидуальную, парную, групповую, которую учащиеся выполняют в течение определенного отрезка времени.
Проведение самостоятельных исследований стимулирует мыслительный процесс, направленный на поиск решения проблемы, требует привлечения для этих целей знаний из разных областей.
Метод проектов, который применяется на уроках по «Основам безопасности жизнедеятельности» в МБОУ Богородской гимназии создает условия для освоения учениками учебного материала в процессе выполнения проектов. Учащиеся включаются в этот процесс от идеи проекта до его практической реализации. В результате они осваивают алгоритм проектно-преобразовательной деятельности, учатся самостоятельно искать и анализировать информацию, обобщать и применять полученные ранее знания по предметам, приобретают самостоятельность, ответственность, формируют и развивают умения планировать и принимать решения.
Будучи вовлечёнными в проект, учащиеся понимают, что духовно - нравственное, физическое и психическое благополучие человека - это, по большому счёту, и есть здоровье. Достижение такого состояния обеспечивается ведением здорового образа жизни, то есть выполнением определённых правил поведения, соблюдения режима труда и отдыха, регулярным выполнением физических упражнений, здоровым и полноценным питанием, отказом от вредных привычек.
Список литературы
1. Смирнов Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии в работе учителей школы. М.: АРКТИ, 2003.
2. Яшин В.Н. ОБЖ. Здоровый образ жизни: учебное пособие, 2011.
3. Жукунов Е.В. Физическая культура в школе: журнал. 2011. № 6.
4. Виноградов Д.А. Физическая культура и здоровый образ жизни. М, 1990.