Урок музыки по ФГОС. Тема урока: «Классификация музыкальных инструментов. Ударные и духовые»

Разделы: Музыка

Класс: 4

Ключевые слова: ФГОС, музыкальные инструменты


Цель урока: знакомство учащихся с характерной тембровой окраской различных музыкальных инструментов.

Задачи урока:

  1. дать представление о группах музыкальных инструментов
  2. развить музыкально-творческие навыки учащихся
  3. продемонстрировать музыкальные инструменты с целью закрепления полученных знаний о тембровой окраске.
  4. изучение гармонизации путем аккомпанирования.

Развивающие задачи:

  • активизация творческого воображения, фантазии;
  • развитие аналитических способностей, исполнительско-творческих навыков и умений;

Здоровьесберегающие технологии:

  • создание благоприятного психологического климата, способствующего раскрытию индивидуальных свойств личности ребенка;
  • повышение эмоционального тонуса благодаря живой форме слухового и игрового общения учащихся с музыкой.
  • цветотерапия

Методология урока:

  1. объяснительно иллюстративная
  2. познавательно-игровая

Тип урока: комбинированный с элементами мастер-класса.

Форма урока: коллективно-групповая.

Оборудование: музыкальные инструменты, наглядно демонстрационный материал на PC.

Ход урока

1. Организационный момент

2. Рабочий момент

У: Мы продолжаем знакомство с миром музыкальных инструментов. Существует целое море различных музыкальных инструментов. И для того чтобы научиться грамотно использовать тот или иной музыкальный инструмент человек поставил такую задачу - разделить все инструменты на разные группы. На прошлом уроке мы начали знакомство с двумя группами инструментов: ударные и духовые.

Слайд 1

Напомните, пожалуйста, на какие подгруппы делятся ударные инструменты?

Д: Ударно-шумовые и ударно-мелодические.

У: Почему эти подгруппы имеют такие названия?

Д: Основной прием игры это удар, но шумовые издают только шум, это ритмическая подгруппа, а на мелодических можно сыграть какую-либо мелодию.

У: Верно. Давайте рассмотрим несколько ударных инструментов из разных подгрупп (треугольник, ксилофон, металлофон, ложки)

У: Подгруппа ударно-шумовых инструментов всегда используется как в симфоническом оркестре, так и в оркестре народных инструментов. Их ритмические особенности очень разнообразны. Иногда это целое искусство! (ансамбль ложкарей)

У: А теперь вы сами будете моим музыкальным инструментом. Я предлагаю создать небольшой оркестр. (Колокольчики. Знакомство с инструментом, с приемами игры. Практическая часть )

У: Ребята, я горжусь вами, вы молодцы! Давайте закрепим ваши знания. К какой группе ударных инструментов относятся колокольчики и почему?

Д: следуют рассуждения детей.

Слайд 2

У: Прекрасно! А теперь давайте вспомним группу духовых инструментов. На какие подгруппы делятся духовые инструменты?

Д: Деревянно-духовые и медно-духовые.

У: Совершенно верно. Одним из первых инструментов из подгруппы деревянно-духовых, с которым вы познакомились на прошлом уроке, является флейта. От какого слова происходит название инструмента?

Д: Название этого инструмента происходит от слова flatus что означает «дуновение ветра».

У: Вы правы. Тембр флейты настолько легкий и полетный что его можно сравнить с ласковым ветром. Напомните, пожалуйста, какие разновидности флейты вы знаете?

Д: Флейта Пана и флейта пикколо

У: А помните ли вы красивую легенду, с которой связано создание флейты Пана?

Д: рассказ детей.

У: Конечно. Это очень красивая легенда. Тембр флейты Пана невозможно спутать ни с одной флейтой! Давайте посмотрим и послушаем, как звучит этот прекрасный инструмент (видеофрагмент «Одинокий пастух», основная мелодия исполняется на флейте Пана)

У: Сегодня я хочу познакомить вас с оркестровой флейтой, одним из самых главных инструментов симфонического оркестра. (описывается внешний вид, прием игры, манера расположения флейты)

У: И конечно же, я хочу чтобы вы услышали красивый тембр этого инструмента (демонстрация тембровой окраски)

У: Поделитесь теперь вашими впечатлениями.

Д: высказывают свои мысли, мнения и впечатления от прослушанного произведения.

У: теперь вы можете рассмотреть флейту поближе. (дети рассматривают музыкальный инструмент)

У: Итак, давайте еще раз вспомним, к какой группе музыкальных инструментов относится флейта? Какие разновидности флейты вы знаете?

Д: (ответы учеников)

У: Ребята, вы молодцы! И как вы знаете, любая песня становится красивой и радужной когда в основе ее аккомпанемента есть различные музыкальные инструменты. Из разных групп. Давайте исполним несколько песен, которые мы приготовили для вашего выпускного вечера (исполнение вокального репертуара)

У: Мои дорогие, ребята, сегодня вы все были молодцы. Спасибо нашему оркестру колокольчиков. Теперь вы настоящие профессионалы!