Цель урока: знакомство учащихся с характерной тембровой окраской различных музыкальных инструментов.
Задачи урока:
- дать представление о группах музыкальных инструментов
- развить музыкально-творческие навыки учащихся
- продемонстрировать музыкальные инструменты с целью закрепления полученных знаний о тембровой окраске.
- изучение гармонизации путем аккомпанирования.
Развивающие задачи:
- активизация творческого воображения, фантазии;
- развитие аналитических способностей, исполнительско-творческих навыков и умений;
Здоровьесберегающие технологии:
- создание благоприятного психологического климата, способствующего раскрытию индивидуальных свойств личности ребенка;
- повышение эмоционального тонуса благодаря живой форме слухового и игрового общения учащихся с музыкой.
- цветотерапия
Методология урока:
- объяснительно иллюстративная
- познавательно-игровая
Тип урока: комбинированный с элементами мастер-класса.
Форма урока: коллективно-групповая.
Оборудование: музыкальные инструменты, наглядно демонстрационный материал на PC.
Ход урока
1. Организационный момент
2. Рабочий момент
У: Мы продолжаем знакомство с миром музыкальных инструментов. Существует целое море различных музыкальных инструментов. И для того чтобы научиться грамотно использовать тот или иной музыкальный инструмент человек поставил такую задачу - разделить все инструменты на разные группы. На прошлом уроке мы начали знакомство с двумя группами инструментов: ударные и духовые.
Слайд 1
Напомните, пожалуйста, на какие подгруппы делятся ударные инструменты?
Д: Ударно-шумовые и ударно-мелодические.
У: Почему эти подгруппы имеют такие названия?
Д: Основной прием игры это удар, но шумовые издают только шум, это ритмическая подгруппа, а на мелодических можно сыграть какую-либо мелодию.
У: Верно. Давайте рассмотрим несколько ударных инструментов из разных подгрупп (треугольник, ксилофон, металлофон, ложки)
У: Подгруппа ударно-шумовых инструментов всегда используется как в симфоническом оркестре, так и в оркестре народных инструментов. Их ритмические особенности очень разнообразны. Иногда это целое искусство! (ансамбль ложкарей)
У: А теперь вы сами будете моим музыкальным инструментом. Я предлагаю создать небольшой оркестр. (Колокольчики. Знакомство с инструментом, с приемами игры. Практическая часть )
У: Ребята, я горжусь вами, вы молодцы! Давайте закрепим ваши знания. К какой группе ударных инструментов относятся колокольчики и почему?
Д: следуют рассуждения детей.
Слайд 2
У: Прекрасно! А теперь давайте вспомним группу духовых инструментов. На какие подгруппы делятся духовые инструменты?
Д: Деревянно-духовые и медно-духовые.
У: Совершенно верно. Одним из первых инструментов из подгруппы деревянно-духовых, с которым вы познакомились на прошлом уроке, является флейта. От какого слова происходит название инструмента?
Д: Название этого инструмента происходит от слова flatus что означает «дуновение ветра».
У: Вы правы. Тембр флейты настолько легкий и полетный что его можно сравнить с ласковым ветром. Напомните, пожалуйста, какие разновидности флейты вы знаете?
Д: Флейта Пана и флейта пикколо
У: А помните ли вы красивую легенду, с которой связано создание флейты Пана?
Д: рассказ детей.
У: Конечно. Это очень красивая легенда. Тембр флейты Пана невозможно спутать ни с одной флейтой! Давайте посмотрим и послушаем, как звучит этот прекрасный инструмент (видеофрагмент «Одинокий пастух», основная мелодия исполняется на флейте Пана)
У: Сегодня я хочу познакомить вас с оркестровой флейтой, одним из самых главных инструментов симфонического оркестра. (описывается внешний вид, прием игры, манера расположения флейты)
У: И конечно же, я хочу чтобы вы услышали красивый тембр этого инструмента (демонстрация тембровой окраски)
У: Поделитесь теперь вашими впечатлениями.
Д: высказывают свои мысли, мнения и впечатления от прослушанного произведения.
У: теперь вы можете рассмотреть флейту поближе. (дети рассматривают музыкальный инструмент)
У: Итак, давайте еще раз вспомним, к какой группе музыкальных инструментов относится флейта? Какие разновидности флейты вы знаете?
Д: (ответы учеников)
У: Ребята, вы молодцы! И как вы знаете, любая песня становится красивой и радужной когда в основе ее аккомпанемента есть различные музыкальные инструменты. Из разных групп. Давайте исполним несколько песен, которые мы приготовили для вашего выпускного вечера (исполнение вокального репертуара)
У: Мои дорогие, ребята, сегодня вы все были молодцы. Спасибо нашему оркестру колокольчиков. Теперь вы настоящие профессионалы!