Преимущество современного урока в условиях информатизации заключается в свободе выбора учителем методик и технологий. Однако, несмотря на это, проблема снижения мотивации к учёбе и поддержания интереса к конкретному остаётся актуальной.
Сегодня ребенок поставлен в ситуацию хаотичного потока информации без структурно-логических связей, и одна из задач учителя умело организовать работу с учебной информацией, учитывая все особенности современного школьника.
Поколение 21-го века, или поколение Z, с раннего детства интегрировано в цифровую среду. Для них все физическое существует в цифровом эквиваленте — реальный и виртуальный мир неотделимы. Обучение и развитие напрямую зависит от интернета — с детства они познают мир с помощью Алисы и Siri. Вместо наручных часов и будильника у них смартфон, вместо библиотеки — Google, вместо чтения — ролик на YouTube.
Дети из поколения Z уверены в себе. Они требуют уважения, отличаются конкурентоспособностью и соперническим духом. Старшие представители Z предпочитают работать самостоятельно и получать оценку собственных навыков, а не командных. Они хорошо ощущают разрыв между формальным образованием и навыками, которые понадобятся для работы, поэтому они требуют быстрого обучения необходимым знаниям и занимаются самообразованием.
Современные учителя должны вдохновлять детей учиться на протяжении всей жизни, развивать и применять предпринимательские способности, создавать учебные задачи, которые найдут реальное применение.
Ученики выступают в роли искателей и создателей решений и ролей, которые помогут в любой профессии будущего: от диспетчера дронов до природного инженера.
По мере появления новых профессий поколению Z необходимо уметь связывать знания из разных сфер и мыслить системно. Мозг должен научиться адаптироваться под бесконечные изменения и быстро усваивать новую информацию.
Современные школьники отказываются быть пассивным учениками, поэтому нам необходимо поменять подход и адаптироваться под их потребности.
Для этого вместо чтения учебника можно предложить, например, поразмышлять над глобальными проблемами, получая информацию из подкастов, видео и аналитических статей. Например, метод кейсов поможет организовать поиск решений таких проблем. Можно организовать работу над групповыми проектами. И важно помнить, что обучающиеся зависимы от поисковиков, теряются в объёмах контента и не умеют распознавать ненужную информацию.
Обладая клиповым мышлением, современные школьники не способны запомнить большой объём информации, поэтому её необходимо делить и структурировать.
С такой проблемой, к примеру, я столкнулась на своих уроках английского языка при объяснении грамматических правил, которые в заданиях к учебнику предлагалось полностью изучить перед выполнением упражнений. Когда информацию поделила на блоки, цель была достигнута.
Современное поколение воспринимает визуальную информацию лучше, чем представители любого другого поколения. Об этом следует помнить, и учитывать эту особенность стиля обучения. Поскольку поколение Z любит общаться мемами и картинками, можно чаще использовать их визуальное восприятие и представлять информацию в формате диджитал-инфографики, а также использовать видео.
Время – большая ценность для сегодняшних учеников, возможность тратить его эффективно часто становится для них главным аргументом. Они ищут идеальное соотношение между затраченным временем, объёмом полученной информации и «пользой», которую они смогут из этой информации извлечь. Если затраты времени слишком велики, они или вовсе откажутся от изучения материала или будут искать информацию где-то еще. Времени всегда недостаточно, терять его – неэффективно. Если изучаемая информация очень нужна, но плохо структурирована, и ее освоение отнимает лишнее время, ученики будут искать ее в «независимых» источниках.
Представители современного поколения ориентируются в обучении на определённый результат - необходимо поставить перед ними видимую цель, к которой они будут идти.
Это важный элемент обучения: ориентируясь именно на эту цель, они будут строить собственный подход к обучению (который может и отличаться от традиционного. Они сосредоточены на результате, но им нужно осознать этот результат. И задача учителя – помочь своим ученикам в этом.
Поэтому только творческий учитель, понимающий и принимающий особенности развития современного школьника, на основе использования информационных технологий способен организовать современный урок, таким образом, когда организация познавательной деятельности учащихся носит технологический, развивающий эффект.
Список использованной литературы
- Сиденко Е.А. К вопросу адаптации младшего и старшего подростка в социуме // Эксперимент и инновации в школе. 2011.
- Солдатова Г.В. Пойманные одной сетью. Социально-психологический анализ представлений детей и подростков об интернете. М.: Фонд развития интернет, 2011 (В соавторстве с Зотовой Е.Ю., Гостимской О.С.)
- Оксана Селендеева, основатель школы программирования для детей CODDY "Как учить поколение Z, чтобы школьные годы не прошли даром".