Особенности обучения школьников нового поколения

Разделы: Общепедагогические технологии


Преимущество современного урока в условиях информатизации заключается в свободе выбора учителем методик и технологий. Однако, несмотря на это, проблема снижения мотивации к учёбе и поддержания интереса к конкретному остаётся актуальной.

Сегодня ребенок поставлен в ситуацию хаотичного потока информации без структурно-логических связей, и одна из задач учителя умело организовать работу с учебной информацией, учитывая все особенности современного школьника.

Поколение 21-го века, или поколение Z, с раннего детства интегрировано в цифровую среду. Для них все физическое существует в цифровом эквиваленте — реальный и виртуальный мир неотделимы. Обучение и развитие напрямую зависит от интернета — с детства они познают мир с помощью Алисы и Siri. Вместо наручных часов и будильника у них смартфон, вместо библиотеки — Google, вместо чтения — ролик на YouTube.

Дети из поколения Z уверены в себе. Они требуют уважения, отличаются конкурентоспособностью и соперническим духом. Старшие представители Z предпочитают работать самостоятельно и получать оценку собственных навыков, а не командных. Они хорошо ощущают разрыв между формальным образованием и навыками, которые понадобятся для работы, поэтому они требуют быстрого обучения необходимым знаниям и занимаются самообразованием.

Современные учителя должны вдохновлять детей учиться на протяжении всей жизни, развивать и применять предпринимательские способности, создавать учебные задачи, которые найдут реальное применение.

Ученики выступают в роли искателей и создателей решений и ролей, которые помогут в любой профессии будущего: от диспетчера дронов до природного инженера.

По мере появления новых профессий поколению Z необходимо уметь связывать знания из разных сфер и мыслить системно. Мозг должен научиться адаптироваться под бесконечные изменения и быстро усваивать новую информацию.

Современные школьники отказываются быть пассивным учениками, поэтому нам необходимо поменять подход и адаптироваться под их потребности.

Для этого вместо чтения учебника можно предложить, например, поразмышлять над глобальными проблемами, получая информацию из подкастов, видео и аналитических статей. Например, метод кейсов поможет организовать поиск решений таких проблем. Можно организовать работу над групповыми проектами. И важно помнить, что обучающиеся зависимы от поисковиков, теряются в объёмах контента и не умеют распознавать ненужную информацию.

Обладая клиповым мышлением, современные школьники не способны запомнить большой объём информации, поэтому её необходимо делить и структурировать.

С такой проблемой, к примеру, я столкнулась на своих уроках английского языка при объяснении грамматических правил, которые в заданиях к учебнику предлагалось полностью изучить перед выполнением упражнений. Когда информацию поделила на блоки, цель была достигнута.

Современное поколение воспринимает визуальную информацию лучше, чем представители любого другого поколения. Об этом следует помнить, и учитывать эту особенность стиля обучения. Поскольку поколение Z любит общаться мемами и картинками, можно чаще использовать их визуальное восприятие и представлять информацию в формате диджитал-инфографики, а также использовать видео.

Время – большая ценность для сегодняшних учеников, возможность тратить его эффективно часто становится для них главным аргументом. Они ищут идеальное соотношение между затраченным временем, объёмом полученной информации и «пользой», которую они смогут из этой информации извлечь. Если затраты времени слишком велики, они или вовсе откажутся от изучения материала или будут искать информацию где-то еще. Времени всегда недостаточно, терять его – неэффективно. Если изучаемая информация очень нужна, но плохо структурирована, и ее освоение отнимает лишнее время, ученики будут искать ее в «независимых» источниках.

Представители современного поколения ориентируются в обучении на определённый результат - необходимо поставить перед ними видимую цель, к которой они будут идти.

Это важный элемент обучения: ориентируясь именно на эту цель, они будут строить собственный подход к обучению (который может и отличаться от традиционного. Они сосредоточены на результате, но им нужно осознать этот результат. И задача учителя – помочь своим ученикам в этом.

Поэтому только творческий учитель, понимающий и принимающий особенности развития современного школьника, на основе использования информационных технологий способен организовать современный урок, таким образом, когда организация познавательной деятельности учащихся носит технологический, развивающий эффект.

Список использованной литературы

  1. Сиденко Е.А. К вопросу адаптации младшего и старшего подростка в социуме // Эксперимент и инновации в школе. 2011.
  2. Солдатова Г.В. Пойманные одной сетью. Социально-психологический анализ представлений детей и подростков об интернете. М.: Фонд развития интернет, 2011 (В соавторстве с Зотовой Е.Ю., Гостимской О.С.)
  3. Оксана Селендеева, основатель школы программирования для детей CODDY "Как учить поколение Z, чтобы школьные годы не прошли даром".