Сказка как средство коммуникативного развития первоклассников

Разделы: Начальная школа, Внеклассная работа

Класс: 1

Ключевые слова: сказка


В настоящее время родители и специалисты озабочены тенденцией снижения уровня коммуникативного развития детей младшего школьного возраста, трудностями в налаживании отношений со сверстниками и взрослыми, задержкой в речевом развитии. 

Отсюда следует, что задача взрослых – сопровождение ребенка в формировании коммуникативных навыков, в усвоении культуры общения, помощь в адаптации в социальном мире, в поиске друзей, в поиске выхода из сложных ситуаций.

Для формирования коммуникативных умений у первоклассников необходимо специальное психолого-педагогическое сопровождение и работа со стороны родителей. Далее мы рассматриваем проблему коммуникации, формирования коммуникативных умений у первоклассников и эффективных средств развития коммуникативных умений первоклассников.

Коммуникация по С.Л. Рубинштейну – это процесс установления контактов между людьми, которые возникает при потребности в совместной деятельности. Данный коммуникативный контакт подразумевает обмен информацией, разработку стратегии взаимодействия, восприятие и понимание собеседника [10: с. 430].

Также с понятием коммуникации и коммуникативных способностей, связано понятие коммуникативных компетенций. Л.А. Петровская изучала коммуникативную компетентность, наравне с понятиями, «компетентности в общении» и определили ее как: «способность устанавливать и поддерживать необходимые контакты с людьми» [9: с. 31]. В структуре коммуникативной компетентности вводится совокупность знаний и умений, которые обеспечивают благополучное течение коммуникативных процессов у личности. Под последним, понимаются процессы, имеющие роль в общении между людьми.

Таким образом, коммуникативное развития является собирательным феноменом, и включает в себя развитие коммуникативных навыков, способностей к коммуникации, коммуникативных компетенций.

В концепции ФГОС указывается, что «коммуникативное развитие – это формирование компетентности в общении с сознательной ориентацией, на позиции партнеров по общению и совместной деятельности, умение слушать, вести диалог на основании целей и задач общения, продуктивное сотрудничество на основании вербальных и невербальных средств коммуникации, участие в обсуждении проблем и принятии решений, способность к свободному мышлению» [5: с. 3].

Коммуникативное развитие актуально в младшем школьном возрасте, когда ребенок отправляется в школу. Первые дни в школе являются трудными для первоклассников: возникает психологическое напряжение. У детей еще нет достаточных навыков и опыта для общения и работы в коллективе.

Технологизация общения снижает в детской коммуникации уровень непосредственности, добавляет агрессивность, ставит барьер между взрослым и ребенком, а также между ребенком и ребенком. Компьютерное общение стало заменять непосредственное, живое общение, отчего коммуникативные умения детей стали упрощаться.

Еще одним негативным фактором, влияющим на снижение уровня развития коммуникативных навыков у первоклассников, является негативное социальное воздействие со стороны сверстников, популярных групп в социальных сетях, отрицательного коммуникативного поведения взрослых.

Н.В. Кузнецовой обусловлена важность развития коммуникативных умений у первоклассников: «благодаря коммуникативным умениям, первоклассник учится воспринимать чужой и создавать собственный текст [6: С. 99-103].

В работе Н.А. Ерышевой на основании анализа работ М.А. Лисиной, Е.О. Смирновой, показано что, когда ребенок становится первоклассником, при нормальном развитии «общение первоклассника приобретает внеситуативно-личностную форму со взрослыми, и внеситуативно-деловую форму со сверстниками [2: С. 147-153.].

На основании работ Н.А. Лемяскиной, И.А. Стернина, можно определить зону развития коммуникативного сознания первоклассников: это темы развлечения, самопознания. Большую роль в коммуникации первоклассника играет учитель, он является коммуникативным идеалом ребенка семи лет. В сознании первоклассников этикет отождествляется с добрым отношением [7: с. 74].

Младший школьный возраст – это период обучения социальному поведению, коммуникации, усвоению коммуникативных навыков, речевых умений, способов различения социальных ситуаций. В данный возрастной период коммуникация – это самоценный вид деятельности, обусловленный усвоением стратегий коммуникации первоклассниками.

Коммуникативное развитие первоклассников обуславливает формирование ценностных компонентов общения, становление мотивов успешности общения. Усвоение данных норм происходит в результате следования нормам и правилам взрослых [7: с. 92].

Отсюда следует, что задача взрослых – сопровождение ребенка в формировании коммуникативных навыков, в усвоении культуры общения, помощь в адаптации в социальном мире, в поиске друзей, в поиске выхода из сложных ситуаций.

Анализируя особенности развития коммуникации у современных первоклассников, мы обратились к исследованию О.И. Золотовой, где нашли следующую характеристику коммуникативных навыков: первоклассники испытывают трудности в овладении коммуникативной деятельностью, в результате чего снижается читательская культура, словарный запас, формируются на низком уровне индивидуально-личностные основания коммуникативной компетентности, наблюдается низкий уровень речевого развития, возникают речевые нарушения, и психологические нарушения обусловленные низким уровнем коммуникативных навыков (заниженная самооценка, эмоциональная неустойчивость, замкнутость) [3].

В исследовании И.Н. Агафоновой описаны типы общения, характерные для первоклассников с низким уровнем коммуникативных навыков – это эгоцентричный и неуверенный тип в общении. Согласно данным этого исследования, низким уровнем коммуникативных навыков обладают 50% первоклассников. 50% первоклассников, имеющих средний и высокий уровень коммуникации, используют дружелюбный стиль в общении – это выраженная позитивная Я-концепция, положительное отношение к одноклассникам [1: С. 4-10.].

Итак, на основании выводов указанного эмпирического исследования, мы понимаем, что у половины обследованных первоклассников обнаруживается низкий уровень коммуникативного развития, и далее, результатом этого становятся проблемы, связанные с процессами адаптации, речевые нарушения и др. Это обуславливает актуальность поиска эффективных технологий, направленных на формирование коммуникативных компетенций у детей.

Технологии коммуникативного развития должны соответствовать стандартам ФГОС НО, где указывается, что «ребенок должен овладеть навыками смыслового чтения текстов, различных стилей и жанров, в соответствии с целями и задачами развития, должен осознавать значимость чтения для личного развития, использовать разные виды чтения, уметь воспринимать и оценивать специфику текстов, принимать участие в их обсуждении, давать нравственную оценку поступкам героям» [5: с. 12].

Формирование культуры общения, во многом связано с усвоением этикетных жанров: приветствие, извинение, умение дать отказ, благодарность, прощание и др. Усвоить этикетный жанр, ребенку проще всего через «образ», литературу, поэтому наиболее доступным средством развития коммуникативных навыков, содержащим в себе этикетный жанр и словесность, является литературное чтение, в частности - чтение сказки.

Сказка давно и успешно используется в работе с детьми. В последнее время в практике психологов и педагогов применяется сказкотерапия – как метод практической психологии. Сказка, как средство формирования коммуникативных навыков у дошкольников рассматривается в работах А.М. Виноградовой, В.А. Елисеевой, Н.С. Карпинской, М.И. Лисиной, С.Н. Николаевой, А.А. Осиповой, Л.Н. Стрелковой.

Сказкотерапия- это метод практической психологии, воспитательная система и набор способов передачи знаний о духовном пути души и социальной реализации человека. Посредством метода сказкотерапии работают с агрессивными, неуверенными, тревожными детьми разных возрастов [8: с. 67].

Так, А.А. Осиповой, отмечено значение сказок в воспитании и развитии первоклассников [8: с. 69]:

1. Посредством сказки ребенок усваивает причинно-следственные связи, которые существуют в мире. Назидания не характерны для сказок, поэтому ребенку предстоит самому познать логику, и принцип законов сказки.

2. Сказка для ребёнка является средством соприкосновения с жизненным опытом поколений: в них отражены проблемы любви, борьбы добра и зла, жизненного выбора – таким образом ребенок познает события человеческой жизни, внутренне подготавливается к ним и изучает способы решения собственных эмоциональных и внутренних проблем.

Особенность сказки заключена в том, что это комплексное средство социального и нравственного развития ребенка. Внутри сказки есть сюжет, в который ребенок включается и учится у героев особенностям взаимодействия. В процессе обсуждения ребенок также включается в коммуникацию с педагогом, и другими детьми. Благодаря обсуждению сказки и ее прослушиванию активизируется речь первоклассников: происходит пополнение словаря, улучшение грамматического строя, развития умения диалога и монолога и др.

Использование средств сказки в работе с первоклассниками, обусловлено ее доступностью к пониманию ребенка, и различием форм. Так, литературный репертуар отличается разнообразием жанров, тем, сюжетов.

О.Г. Ивановская верно пишет, что «сказка помогает, решить проблемы социализации первоклассников, адаптации ребенка к школе, развивает его коммуникацию, как в процессе обучения, так и внеурочной деятельности» [4].

Она подробно уделяет внимание влиянию средств сказки на коммуникативное развитие первоклассников: «так в фольклоре, для развития причинно-следственных связей используется кумулятивная структура сказки (накапливание). Элементарный сказочный сюжет, состоящий из одного мотива постепенно усложняется (пример: Теремок, Репка). В волшебной сказке распознать мотивы логически можно с помощью сюжета: одно вытекает из другого и появляется третье (пример: Сивка-бурка, Гуси-лебеди) [4].

Кроме того, О.Г Ивановской апробированы три коррекционных программы с использованием средств сказки для коррекции речевых нарушений младших школьников (1-3 класс). По результатам проведенного ею исследования, у 70% детей в результате чтения и прослушивания сказок развивается связная речь и лексика [4].

Сказка оказывает воспитывающее, коррекционное, развивающее воздействие, и выступает одним из наиболее эффективных средств коммуникативного развития первоклассников, и развития ребенка в целом.

Анализ степени разработанности проблемы позволил выявить наличие противоречий в вопросе использования средств сказки как технологии коммуникативного развития первоклассников.

Так, с одной стороны, сделана попытка классифицировать универсальные учебные действия и выделить в них коммуникативные УУД как один из видов универсальных учебных действий, отвечающий за способность коммуникативной деятельности. При этом, выявлена суть коммуникативных умений, предложены способы их формирования. С другой стороны – недостаточно разработана проблема формирования коммуникативных умений у первоклассников. Отсутствует единое описание особенностей коммуникативных навыков у первоклассников, не рассматриваются особенности организации процесса формирования коммуникативных умений у первоклассников;

Также пока не в полной мере разработаны формы, методы, приемы формирования коммуникативных умений у первоклассников, и это приводит к тому, что современная школа не в должной степени способствует формированию коммуникативных УУД, и не способна отвечать запросам общества, удовлетворяя потребность в коммуникабельных людях.

Обозначенное в этих противоречиях недостаточное количество и качество соответствующих психолого-педагогических программ коммуникативного развития младших школьников заставляет ученых и педагогов-практиков искать новые возможности использования потенциалов урочной и внеурочной деятельности, рассматривая при этом сказку как средство развития коммуникативных умений у первоклассников.

Литература

  1. Агафонова И. Н. Развитие коммуникативной компетентности учащихся. Управление начальной школой, №2., 2009 – С.4-10.
  2. Ерышева Н. А. «Коммуникативное поведение первоклассников с общим недоразвитием речи как фактор их социализации» Ученые записки. Электронный научный журнал Курского государственного университета, № 4 (20), 2011 – С. 147-153.
  3. Золотова О. И. Развитие коммуникативной компетентности учащихся в урочное и внеурочное время (Электронный ресурс http://videouroki.net/filecom.php?fileid=98670034)
  4. Ивановская О. Г. «Сказка как средство развития речи младших школьников с речевыми нарушениями» Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена, Вып. 2, № 19, 2006 (Электронный ресурс https://cyberleninka.ru/article/n/skazka-kak-sredstvo-razvitiya-rechi-mladshih-shkolnikov-s-rechevymi-narusheniyami)
  5. Концепция федеральных государственных образовательных стандартов общего образования: проект. М.: Просвещение, 2008. – 39 с.
  6. Кузнецова Н. В. Образовательные результаты как инструмент проектирования основной профессиональной образовательной программы подготовки педагогов. Гуманитарные науки и образование, № 3 (23), 2015. – С. 99-103.
  7. Лемяскина Н. А., Стернин И. А. Коммуникативное поведение младших школьников. Воронеж, 2000 – 195 с.
  8. Осипова А. А. Общая психокоррекция: учеб. пособие для вузов, М.: Сфера, 2002. – 509 с.
  9. Петровская Л. А. Общение - компетентность - тренинг: избранные труды. М.: Смысл, 2007. – 686 с.
  10. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. СПб.: Питер, 2010. – 712 с.