Если вы хотите стать на путь инноваций,
то вы должны быть способны на интуитивные суждения
Фредерик Смит
Современное образование обеспечивает конкурентоспособность человека на рынке труда в течение активного периода жизни. Один из важных факторов ее достижения – создание инновационной системы образования, ориентированной на воспитание инновационного человека, способного к творческой деятельности, направленной на получение новых знаний в интересах развития общества.
Учебно-воспитательный процесс немыслим без инноваций. Это и новые технические средства, новые программы, методики обучения. Современная школа дитя научно-технического прогресса. При всем разнообразии методик
инновационные школы ставят перед собой одну общую задачу. Помочь ребенку стать самим собой и найти свое предназначение в жизни[9].
Современная школа многого требует от педагога – и глубокой научной подготовки, и высокого мастерства, и безусловной педагогической грамотности и компетентности. В педагогике понятие «инновационная деятельность» рассматривается несколько глубже и имеет широкий смысловой диапазон. Это целенаправленная педагогическая деятельность, основанная на осмыслении собственного педагогического опыта при помощи сравнения и изучения учебно-воспитательного процесса с целью достижения более высоких результатов, получения нового знания, внедрения новой педагогической практики, это творческий процесс по планированию и реализации педагогических новшеств, направленных на повышение качества образования.
Как педагогическая категория этот термин относительно молод, и в этом одна из причин того, что существуют разные подходы к определению данного понятия. Современный словарь по педагогике так трактует этот термин: «Педагогическая инновация - нововведение в педагогическую деятельность, изменение в содержании и технологии обучения и воспитания, имеющие целью повышение их эффективности»[6].
М.В.Кларин, например, в понятие «инновация» вкладывает следующий смысл: «Инновация относится не только к созданию и распространению новшеств, но и к преобразованиям, изменениям в образе деятельности, стиле мышления, который с этими новшествами связан» [5].
Авторы работ по педагогической инноватике В.А.Сластенин, М.С.Бургин, В.И.Загвязинский, С.Д.Поляков, В.М.Полонский, М.М.Поташник, Н.Р.Юсуфбекова и другие понятие «новое в педагогике» соотносят с такими характеристиками, как полезное, прогрессивное, положительное, современное, передовое [1].
Не смотря на различные трактовки понятия, главным показателем инновации является прогрессивное начало в развитии образовательного учреждения по сравнению со сложившимися традициями и массовой практикой.
Таким образом, образование по своей сути уже является инновацией. Применяя данные технологии в инновационном обучении,педагог делает процесс более полным, интересным, насыщенным. При пересечении предметных областей естественных наук такая интеграция просто необходима для формирования целостного мировоззрения и мировосприятия инновациям относятся внедрение ИКТ в учебно-воспитательный процесс, программное обеспечение поставляемые в школы интерактивные электронные доски, проекты модернизации.
Использование инновационных технологий в процессе обучения влияет на рост профессиональной компетентности педагога. Это способствует значительному повышению качества образования, что ведет к решению главной задачи образовательной политики.
Инновационная деятельность педагога в современном образовании – важнейшая составляющая образовательного процесса. Именно поэтому так много трудовученых посвящено рассмотрению данной проблемы.
На современном этапе право и возможность каждого преподавателя, учителя предметника творить, искать, обновлять содержание и методику обучения, вести научно-теоретические и опытно-экспериментальные исследования закреплены в официальных документах, касающихся системы образования, одним из которых является Концепция инновационной политики Республики. Исходя из этого, особое внимание в рамках обозначенной проблемы следует уделить рассмотрению сущности и структуры как непосредственно педагогической инновации, так и инновационной деятельности педагога [7].
Инновационность педагогического процесса в образовательном учреждении заключается в целенаправленном внедрении новых технологий, способствующих эффективному профессиональному развитию.
В современном обществе первая волна осознания потребностей в новом качестве образования вылилась в идею создания учебных заведений нового типа: гимназий, лицеев, колледжей, образовательных центров, учебно-воспитательных комплексов.
МОУ «Учебно-профориентационный центр» г. Тирасполя (далее в тексте МОУ «УПЦ»)не остается в стороне и выделяет:
- рассмотрение влияния инновационных технологий на прогнозирование повышения профессионального развития педагогов недостаточно изучено на настоящий момент времени, и данное исследование является новым направлением;
- непродолжительный период применения инновационных технологий в практике педагогов.
Педагогические инновации обеспечивают динамику личностно-профессионального развития преподавателей если:
- в процессе инновационной деятельности преподавателем интегрируются её операциональные, содержательные и личностные компоненты;
- педагогом осуществляется опора на рефлексию как механизм образования, позволяющий ему стать субъектом собственной деятельности;
- выбор инновационных технологий связан с достаточным для этого выбора уровнем методологической культуры педагога-новатора.
МОУ «УПЦ» г. Тирасполя входим в рынок образовательных услуг и приводит в соответствие с общепринятыми во всей Республике требованиями учебные планы и образовательные программы. Успешно выполняет реализацию программ: профессиональной подготовки по разным востребованным направлениям, дополнительные образовательные программы, «Профориентация», «Спецкурсы профориентационной направленности», «Основы предпринимательства».
Программы специальных курсов включают профориентацию, учащиеся получают интересующие их знания и пробуют применить их на практике. В деятельности МОУ «УПЦ» применяются различные образовательные технологии: развивающие, личностно-ориентированные, модульного обучения, однако инновационными являются: квест- и кейс-технологии, дебаты, учебные проекты, технологические карты, содействующие:
- развитию индивидуальных творческих способностей и креативности субъектов учебного процесса;
- осознанному подходу к профессиональному саморазвитию;
- владению медиа-технологиями, разработкой и продвижением индивидуальных сайтов, сетевому взаимодействию;
- нацеленности на профессиональную педагогическую карьеру;
- общему уровню квалификации и научного опыта в своей области.
Учитывается фактор профориентационной направленности каждого курса, предусматривается время на выполнение творческого проекта как индивидуального так и группового, как рекламного так и социального и его защиту на итоговых занятиях нашими учащимися. Так же в рамках подготовки учащихся к защите учебных проектов, занимаясь интересующими именно их проблемами и вопросами, учащиеся приобретают необходимую мотивацию для получения и совершенствования, приобретенных ранее знаний, умений и навыков, которые смогут им пригодиться во взрослой жизни.
Научить учащихся максимально использовать различные ресурсы в открытом образовательном пространстве для построения своего образовательного маршрута, создать в образовательном учреждении условия для его активности и творчества.
Залог успешного обучения – это развитие и активное использование учениками своих творческих способностей. Творческие дети не ограничиваются только лишь накоплением и усвоением знаний. Как правило, такие дети умеют на практике применять имеющиеся знания, и обладают важнейшим качеством не останавливаться на достигнутом. Поэтому преподаватели МОУ «УПЦ» делают все возможное, чтобы развивать творческие способности обучающихся через их участие в конкурсах, проектах, фестивалях и исследовательских работах:
С целью накопления информации разработаны «Портфолио» в 10-11 классах, «Карта индивидуального творческого маршрута ученика 8-9 класса», где отображаются параметры учебного успеха ученика на протяжении всего обучения в МОУ «УПЦ».
Главная цель обучения развивать у учащихся мотивацию, научить максимально использовать различные ресурсы для построения своего образовательного маршрута, создать в образовательном учреждении условия для его активности и творчества.
В настоящее время - это является инновационной составляющей, без которой нельзя представить деятельность современного образовательного процесса. В ходе анкетирования преподаватели отвечали, что при внедрении инноваций они нуждаются в различных видах сопровождения: кому-то необходима психологическая поддержка, часть педагогов не отказались бы от индивидуальных консультаций методистов, педагогов-практиков, от участия в семинарах по инновационной деятельности, готовы пройти курсовую подготовку. Обязательным условием инновационной работы называли наличие достаточного количества учебно-методической литературы и современной материально-технической базы.
Поэтому предстоит масштабная работа по достижению значимых результатов в данном направлении деятельности педагогического коллектива.
Итак, анализ теоретических и методических работ, посвященных инновационной деятельности, позволяет раскрыть закономерности и принципы организации данной деятельности, определить цели инновационной деятельности, которые заключаются в следующем:
- Позиционирование центра как инновационное образовательное учреждение, востребованное и конкурентоспособное на рынке образовательных услуг.
- Переход на качественно новый уровень подготовки специалиста, готового к реализации новых стандартов образования в условиях современной информационной реальности.
Инновационную деятельность можно трактовать как личностную категорию, как созидательный процесс и результат творческой деятельности; она предполагает наличие определенной степени свободы действий у соответствующих субъектов. Ценность инновационной деятельности для личности связана с возможностью самовыражения, применения своих способностей, с творчеством. Трудности, возникающие в процессе инновационной деятельности, предстают перед личностью как перспектива возможности их разрешения своими силами.
Главным устойчивым результатом реализации инновационной образовательной деятельности является:
- формирование инновационной инфраструктуры, обеспечивающей устойчивое развитие и дальнейшее изучение и распространением передового опыта;
- лидерская позиция учебно-профориентационного центра на рынке образовательных услуг;
- создание позитивного имиджа учебного заведения.
Учитывая, что в системе методической работы преподаватель сегодня является главным субъектом педагогического процесса, в образовательном учреждении осуществляется работа по формированию «Портфолио преподавателя», в котором фиксируются достижения педагогов в учебной, творческой, методической и инновационной деятельности.
Профессионализм преподавательского состава МОУ «УПЦ» получил распространение на различных уровнях. Педагоги учреждения неоднократно принимали активное участие в Республиканских научно-практических конференциях проводимых ГОУ ДПО «Институт развития образования и повышения квалификации», городских педагогических и покровских чтениях, были участниками Международных конференций в ПГУ им. Т.Г.Шевченко.
Принимают активное участие в международных проектах, которые дают возможность использования современных инновационных технологий и цифровых предметно-методических материалов, участие в рамках проекта развивают профессионально-личностные компетенции педагогов. Опыт работы преподавателей получил распространение на страницах научной печати Приднестровья и Российской Федерации:
1. Всероссийский «Фестиваль педагогический идей», Издательский дом «Первое сентября» участие в конкурсах, вебинарах, медианарах на тему современные образовательные технологии в преподавании спецдисциплин и педагогические инновации, представление исследовательских работ учащихся.
2. Международный смотр-конкурс «Лучшая предметно-развивающая среда», долгосрочный, широкомасштабный, проект «Учись и работай в Приднестровье», презентация практико-ориентированных лабораторий.
3. Международный проект «Мега-Талант», дистанционные олимпиады и конкурсы для учащихся «Уча других, учимся сами» и педагогов «Профессиональная гордость».
4. Сеть образовательных сайтов «Учительский сайт», проект «Инфоурок», методические разработки педагогов по применению современных образовательных педагогических технологий на занятиях по спецкурсам профориентационной направленности.
5. XII Международный смотр-конкурс городских практик городов СНГ и ЕАЭС «Новации в системе общего образования», творческий проект «Профориентир Приднестровья».
Участие педагогов в мероприятиях различного уровня и публикация работ в печатном издании дает возможность повысить профессиональный статус, заставляет совершенствовать свою работу, использовать перспективные педагогические технологии.
Информация о печатных работах педагогов МОУ «УПЦ»
Таблица № 1
Место публикации |
Название публикации |
Сборник материалов IV Международной очно-заочной научной конференции «Форум молодых учёных Мир без границ», Донецк, 2019 г. |
Статья: «Православные традиции в контексте профессионального самоопределении личности» |
Международная педагогическая дистанционная конференция «Педагогика и образование», Педагогический портал «Солнечный свет», 24.07.2019 г. |
Статья: «Профессиональная проба как способ выбора будущего» |
Всероссийский «Сборник методических разработок и педагогических идей», часть III. «Урок РФ», Декабрь 2019 г. |
Конспект урока по теме «3-D моделирование» |
Всероссийский творческий конкурс для педагогов «Педагогические конкурсы», март, 2020 г. |
Конспект открытого урока: «Экскурс в профессии вкуса» |
Сборник «Педагогика: опыт и практика», 31.03.2020 г. |
Статья: «Положение о проектной деятельности учащихся 8-9 классов по выполнению итогового проекта «Гид по Приднестровью» |
Педагогическое сообщество «Урок. РФ», «Сборник методических разработок и педагогических идей», часть V, 3.06.20г. |
Методическая разработка урока-практикума: «Предпринимательство как вид деятельности» |
Благодаря внедрению информационных технологий в педагогическую профессиональную деятельность, преподаватели активно раздвигают границы своего кругозора, развивают способы обмена информацией посредством электронной почты, участия в обсуждении проблем на педагогических форумах и индивидуальных сайтах.
Сегодня современный педагог испытывает потребность в профессиональном общении, в демонстрации своего профессионализма, консультации с разными специалистами с целью своего личностного и профессионального роста.
Применяемые в МОУ «УПЦ» современные образовательные технологии: проблемного и проектного обучения, квест- и кейс технологии, являющиеся для центра инновационными войдут в активный педагогический арсенал наших педагогов.
Литература
- Астралинова Л.Б. Применение образовательных технологий в учебном процессе // Молодой ученый. — 2017. — №5. — С. 465-468.
- Ангеловски К. Учителя и инновации / Пер. с македонского.- М.: Просвещение, 1991. 156 с.
- Беспалько В.П. Педагогика и прогрессивные технологии обучения / В.П.Беспалько. — М., 1995.
- Зарипов Р.Н., Кочнев А.М., Шагеева Ф.Т. Инновационные образовательные технологии. Казань: КГТУ, 2005. 63 с.
- Кларин М.В. Инновации в мировой педагогике: обучение на основе исследования, игры, дискуссии. Спб: Питер, 2000. 608 с.
- Ксензова Г.Ю. Инновационные технологии обучения и воспитания школьников: учеб.пособие / Г.Ю.Ксензова. - М.: Педагогическое общество России, 2005. - 128 с.
- Крысанова О. Инновационная активность как компетенция современного учителя // Высшее образование в России. 2008. № 12. – С. 145–148.
- Снопкова Е.Н. Педагогические системы и технологии: учебное пособие.- Изд. 2-е, испр. – Могилев: МГУ имени А.А.Кулешова, 2013. с.216.
- Полонский В.М. Инновации в образовании (Методологический анализ) /Полонский В.М. // Инновации в образовании. – 2007. -№2. -С. 8-14.