В современной школе проектная деятельность обучающихся является неотъемлемой частью образовательного процесса. Она развивает интеллектуальный потенциал школьников и открывает широкие возможности для развития личности и самоопределения учеников. Уже в начальной школе учащиеся выполняют разные виды проектов. В средних классах опыт работы над проектами растет. А в старших классах выполнение индивидуального итогового проекта обязательно для каждого обучающегося.
В данной статье мне хотелось бы поделиться опытом работы в качестве руководителя по созданию индивидуального проекта.
Работа над индивидуальным проектом начинается с 10 класса. Определять учеников для совместной деятельности не приходится, потому что к этому времени уже известны те ребята, которые проявляют заинтересованность к русскому языку и литературе. Они сами изъявляют желание работать и иногда предлагают тему. Но чаще темы предлагаю сама как руководитель. Тем всегда несколько, чтобы школьники могли выбрать. Помимо определения кандидатур и выбора темы уделяю особое внимание мотивации ученика к проектной деятельности.
Определив тему, намечаем план работы. Уже на этапе планирования показываю школьникам общую структуру проекта, обозначаю основные задачи, которые будут решаться на каждом шаге, очерчиваю перспективы работы с целью формирования целостного представления о проектной деятельности. Важно донести до учеников мысль о том, что уже на начале работы следует думать об итоге, помнить о структуре и логике работы, тогда индивидуальный проект приобретет необходимую стройность, последовательность и завершенность.
После того как обучающиеся познакомятся с общим планом работы, прорабатываем детали плана, совместно договариваемся о сроках выполнения этапов проекта и о формах взаимодействия. По организационным задачам ученики принимают самостоятельное решение, при необходимости корректирую. Все это способствует поддержанию мотивации и повышению ответственности школьников за результат работы. Обязательно включаем в план периодическое промежуточное подведение итогов. Взаимодействие с учениками в процессе работы над индивидуальным проектом осуществляю не только очно, но и дистанционно.
Далее начинается теоретический этап работы. Он включает изучение литературы и определение научного аппарата исследования. Цель руководителя – формирование у школьников компетенций, необходимых для анализа теоретических источников, определения объекта и предмета исследования, постановки цели и задач работы, выдвижения гипотезы, выбора методов исследования.
Привожу пример определения научного аппарата исследования одного из последних индивидуальных проектов.
Название: Образ бабочки как знак иного в творчестве В.В.Набокова.
Объект исследования: творчество В.В.Набокова.
Предмет исследования: значение образа бабочки в творчестве Набокова.
Цель: Исследовать особенности образа бабочки как неотъемлемой части творчества В. Набокова./Изучить образ бабочки В.Набокова и ее неслучайное появление на страницах произведений писателя.
Гипотеза: Образ бабочки в произведениях В. Набокова как символ возрождения души человека.
Задачи исследования:
- Проанализировать творчество В. Набокова.
- Определить закономерность появления образа бабочки в произведениях.
- Выявить символизм образа бабочки в отдельных произведениях писателя.
На практическом этапе школьники решают самостоятельные задачи: собирают и систематизируют различные материалы.
Итогом проектной работы являются выводы, в которых лаконично, по порядку излагаются результаты работы. Очень важно, чтобы выводы соответствовали целям и задачам, отвечали на вопрос о подтверждении гипотезы исследования.
Работа обычно состоит из нескольких частей. Каждая часть имеет свой вывод. В заключении эти выводы суммируются, и делается общий вывод. Рассмотрим пример согласованности вывода одной из частей и цели работы.
Цель: Изучить образ бабочки В.Набокова и ее неслучайное появление на страницах произведений писателя.
Вывод: Часть I. Образ бабочки как символ возрождения человеческих душ в рассказе «Рождество».
«Основываясь на собственных предположениях о том, что бабочка является воплощением души умершего героя, я могу утверждать, что автор создал этот образ как символ возрождения человеческих душ. На мой взгляд, возродилась не только душа мальчика, оказавшаяся в том индийском шелкопряде, но и с ее появлением возродилась душа самого Слепцова. Неслучайно автор уделяет внимание внутренним изменениям, произошедшим с главным героем при встрече с насекомым. Такое возрождение является даже своеобразным лекарством от тех болезней, в выздоровлении от которых не помогут никакие таблетки. С его помощью Слепцов излечивается от отчаяния, которое терзало его с момента потери сына».
Большое внимание уделяю оформлению работы. Формирую у учащихся навыки работы с текстом. Обсуждаем написание отдельных разделов и соотношение частей, оформляем титульный лист.
После того как теоретическая часть проекта написана, учащийся готовится к защите, продумывает презентационные материалы. Это может быть презентация, буклет, инфографика, творческий продукт.
Как показывает опыт, работа над проектом развивает познавательные навыки выпускников, умение самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве. Чаще всего выпускники выбирают темы, которые сопряжены с их профессиональным самоопределением.