Тип урока: урок получения новых знаний.
Учебные материалы урока: Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. «Толковый словарь русского языка», изд. «Азбуковник»; М. - 1999; Э.Э.Кац «Литературное чтение» 4 класс, изд. «Астрель»; М. 2014.
Цель: познакомить учащихся с русской сказкой «Находчивый солдат».
Задачи урока:
- совершенствовать речевые умения и навыки;
- формировать навык правильного выразительного чтения; развивать навыки работы с текстом, речевые умения, память, внимание;
- расширить и обогатить представление учащихся об истории нашей Родины;
- способствовать воспитанию таких черт личности, как патриотизм, милосердие и доброта;
- воспитывать любовь к устному народному творчеству.
Предметные результаты: расширить представление учащихся о такой форме устного народного творчества, как сказка.
Метапредметные результаты:
- Регулятивные УУД: уметь организовать свое рабочее место под руководством учителя; уметь планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей; обеспечивают младшему школьнику организацию учебной деятельности; самостоятельно определять последовательность выполнения действий.
- Познавательные УУД: уметь приобретать новые знания, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке; включать действия исследования, поиска и отбора необходимой информации, ее структурирования; моделирования изучаемого содержания, логические действия и операции, способы решения задач.
- Коммуникативные УУД: уметь слушать и вступать в диалог; уметь договариваться и задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром; допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с собственной; планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками (например, распределение ролей при групповой или коллективной работе; уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; уметь разрешать конфликтные ситуации, принимать решение, брать ответственность на себя.
Личностные результаты: эмоциональность и эмпатия – умение осознавать и определять свои эмоции, эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать; формирование целостно – смысловых установок; уметь осуществлять самоанализ и самоконтроль результатов деятельности, анализировать соответствие результатов требованиям; обеспечивают ценностную ориентацию детей: знание моральных норм и умение им следовать (взаимопомощь, правдивость, ответственность); умение соотносить свои поступки с этическими чувствами (вина, совесть, стыд); желание и умение видеть нравственный аспект своих поступков; желание и умение ответить на вопрос, какое значение и какой смысл имеют для него те или иные знания.
Оборудование для учителя: компьютер, экран, проектор.
Оборудование для учащихся: листы бумаги, ручки, карточки для орфографической работы.
Зрительный ряд: презентация учителя.
Этапы урока с подробным описанием видов деятельности учителя и учащихся
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
||
I. Организационный момент |
|||
I. Организационный момент (1 мин). |
- Здравствуйте, ребята! Начинаем наш необычный урок. Сегодня у нас гости. Поприветствуйте их. Проверьте свою готовность. |
Приветствуют гостей. |
|
II. Проверка д/з. (4 мин) |
- С каким произведением мы работали на предыдущих уроках? |
Ответы учащихся. |
|
III. Введение в тему урока. (7 мин) |
Актуализация знаний и постановка проблемы |
|
|
- Сегодня на уроке мы попробуем найти в новом произведении выражения, сочетания слов, о которых шла речь в д/з. Произведение новое, а вот один из главных героев вам знаком. Кто это? (На доске портрет Петра I). (Слайд 1) |
Ответы учащихся. Ученица представляет мини-проект, в котором внимание сконцентрировано на личных качествах характера Петра I. (Презентация ученицы 4 класса). |
||
|
Словарная разминка. |
|
|
|
(На доске слайд 2) Презентация - Подбери синонимы к словосочетаниям. - Как вы думаете, имеют ли эти выражения отношение к Петру I? |
Ответы учащихся: подбирают синонимы к словосочетаниям. |
|
IV. Объявление цели урока (1 мин) |
- Сегодня мы познакомимся с русской сказкой «Находчивый солдат». (Слайд 3) |
|
|
V. Знакомство с произведением. (8 мин) |
Совместное «открытие» знаний. |
||
- Послушайте русскую сказку «Находчивый солдат». Ваша задача: внимательно слушать и подумать, почему сказка названа в честь солдата, а не царя. (Первое чтение учителем). (Слайд 4) |
Учащиеся слушают чтение русской сказки «Находчивый солдат».
Ответы учащихся. |
||
V. Физкультминутка |
Звучит песня «Идёт солдат по городу…». |
Дети под музыку выполняют ритмичные движения. |
|
VI. Работа с текстом в группах (8 мин) |
Совместное применение знаний. |
||
- Класс разбит на 3 рабочие группы. Сейчас вы будете читать произведение самостоятельно, выполняя задания. |
У учащихся группы на столах лежат различные словари, листки бумаги. Читают, выписывая сложные для восприятия слова. Находят толкование в словарях. |
||
2 группа - Стр. 37 №3. Читая сказку, вы думаете и даёте характеристику Петру I. |
Читают, записывают характеристику на листках. | ||
3 группа - Стр. 37 № 2. Читая сказку, вы думаете и даёте характеристику солдату. |
Читают, записывают характеристику на листках. | ||
VII. Словарная работа (5 мин) |
- С какой группы начнём? |
Учащиеся читают слова и дают им объяснение, пользуясь толковым словарём.
|
|
IX. Выборочное чтение. (8 мин) |
- Вторая группа даёт нам характеристику царя Петра. |
Учащиеся дают характеристику героям сказки. |
|
X. Домашнее задание (1 мин) |
- Завтра на уроке мы отправимся в театр! А актёрами будете вы. |
Записывают д/з. |
|
XI. Итог урока. Рефлексия (1 мин) |
- Наш урок окончен. Что понравилось вам на уроке? |
Ответы учащихся. |
Литература
- Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. «Толковый словарь русского языка», изд. «Азбуковник»; М.-1999.
- Кац Э.Э. «Литературное чтение» 4 класс, изд. «Астрель»; М. 2013.
- Щёголева Г.С. «Уроки развития связной речи в начальной школе», изд. «Специальная литература»; С-Пб. 1996.
- Ладыженская Т.А. «Речевые уроки», изд. «Просвещение»; М. 1995.