Условия плавания тел

Разделы: Физика

Класс: 7

Ключевые слова: сила Архимеда, плавание тел


Цель урока: создать условия для деятельности учащихся по выяснению условия плавания тел в зависимости от плотности тела и плотности жидкости; от силы тяжести и силы Архимеда.

Формирование УУД:

предметные:

  • понять смысл условий плавания тел;
  • овладеть опытом исследовательской деятельности в процессе самостоятельного изучения условий плавания тел при работе в группе.
  • использование для познания окружающего мира различных методов (наблюдение, измерение, опыт, эксперимент);

личностные:

  • стимулировать способность иметь собственные мнения;
  • понимание значения сотрудничества с учителем, с одноклассниками, готовности к взаимодействию и взаимопониманию;
  • самостоятельно приобретать новые знания и практические умения.

Метапредметные:

Регулятивные:

  • постановка целей, планирование, самоконтроль и оценка результатов своей деятельности;
  • формирование умений работать в группе, представлять и отстаивать свои взгляды и убеждения, вести дискуссию;
  • Осознанное определение сферы своих интересов и возможностей.
  • Владение умениями совместной деятельности: согласование и координация деятельности с другими ее участниками; объективное оценивание своего вклада в решение общих задач коллектива.

Познавательные:

  • Исследовать несложные практические ситуации, выдвигать предположения, понимать необходимость их проверки на практике;
  • Умение различать факт, мнение, доказательство, гипотезу.

Информационно-коммуникативные:

  • Отражать в устной и письменной форме результаты своей деятельности;
  • Развитие монологической и диалогической речи, умения выражать свои мысли и способности выслушивать собеседника, понимать его точку зрения, признавать право другого человека на иное мнение;

Форма организации учебной деятельности обучающихся: фронтальная, индивидуальная, работа в парах, группах.

Планируемые результаты:

  • Предметные:
    • знать условия плавания тел.
    • уметь: экспериментально выяснять условия плавания тел.

Технологическая карта ученика «Условия плавания тел»

Группа №______

Класс _________

Состав группы ____________________

Ответственный за фотоотчёт ________

После проведения каждого эксперимента, необходимо ответственному отправить фотоотчёт (процесс проведения эксперимента) ,фотографии должны быть подписаны: класс, номер группы.

Задание 1

Внимательно прочитайте текст.

Весна. С крыш домов падали весёлые крупные капли. Вот-вот по дорогам побегут звонкие ручьи. Макс и Ванька смотрели в окно и планировали, как они уже совсем скоро будут запускать кораблики по лужам.
- Макс, а ты уже приготовил кораблики?
- Да что их готовить? Бумага всегда под рукой, можно наделать сколько угодно!
- Нет, я так не люблю! Бумажные корабли очень быстро размокают и приходят в негодность. Хочется сделать, пусть один, но такой, чтоб был, как настоящий! Вот из чего бы лучше сделать? Наверное, попрошу у папы небольшие деревянные брусочки и сделаю себе деревянный кораблик.
- Ну, если хочешь, чтоб как настоящий, нужно, чтоб он был металлический!
- Да ты что! Думай, что говоришь! Металлический кораблик тут же потонет, как гвоздь! Я даже пробовал запустить металлический кораблик, купленный в магазине! Потонул! А, может быть из пенопласта лучше вырезать? Он мягче дерева, вырезать легче будет, и уж точно не потонет.
- Смешно слушать тебя! Говоришь о корабликах, похожих на настоящие, а сам хочешь, чтоб полегче было! Пусть твой магазинный кораблик и потонул, но ведь настоящие корабли не тонут. Давай лучше найдём в интернете советы по изготовлению самодельных кораблей и попробуем сделать сами, ведь время у нас ещё есть!

Письменно ответьте на вопросы

1. Как ты думаешь, кто из ребят прав? Ты поддержал бы чью-то точку зрения или нет? Почему?
__________________________________________

2.Из какого материала ты бы сделал свой кораблик? Почему?
__________________________________________

3. Знаешь ли ты, почему не тонут настоящие корабли?
___________________________________________

Задание №2

Оборудование: яйцо, картофель, стакан с водой, соль.

Порядок выполнения работы

1. Налейте воду в измерительный цилиндр. Опустите яйцо (картофель) в воду. Опишите, какой происходит процесс. Что произошло с яйцом (картофелем)?

________________________________________

Нарисуйте поясняющий рисунок и отметьте на рисунке точку приложения и направление силы тяжести и силы Архимеда.

2. Добавьте с измерительный цилиндр соль. Соль добавляем постепенно, постоянно размешивая. Нужно добиться такого состояния, чтобы картофель (или яйцо) плавали внутри жидкости.

 (фотоотчёт)

Какую физическую величину мы изменяем, добавляя соль? ______________________________

Посмотрите в таблице и запишите значение физической величины _______________________

Нарисуйте поясняющий рисунок и отметьте на рисунке точку приложения и направление силы тяжести и силы Архимеда.

3. Добавьте с измерительный цилиндр ещё соль. Соль добавляем постепенно, постоянно размешивая. Нужно добиться такого состояния, чтобы картофель (или яйцо) всплыли на поверхность  жидкости. (фотоотчёт)

Нарисуйте поясняющий рисунок и отметьте на рисунке точку приложения и направление силы тяжести и силы Архимеда.

4. Используя источники интернета (мобильный интернет) ответьте на вопросы. В каком городе находится уникальное солёное озеро «Развал». В чём его уникальность _______________________________

Задание №3

Как можно заставить не тонуть кусочек пластилина?

Проведите эксперимент.

Фотоотчёт

Напишите вывод (какую физическую величину вы изменили, что произошло с силой Архимеда)
________________________________________

Перепишите, материал, представленный ниже в конспект.

Условия плавания тел

Дополнительное задание

– Какие вещества (лед, стеарин, воск, резина, кирпич) будут всплывать в воде, молоке, ртути?

________________________________________

– Пользуясь таблицей, определите, какие металлы тонут в ртути? (Осмий, иридий, платина, золото)

________________________________________

– Какие вещества будут всплывать в керосине? (Пробка, сосна, дуб)

________________________________________

Приложение