Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа "Я рисую"

Разделы: Дополнительное образование

Класс: 3


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Способность творчества есть великий дар природы…
Минута творчества есть минута великого священнодействия.

Виссарион  Белинский

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Я рисую» (далее – Программа) разработана с учетом действующих федеральных, региональных нормативно-правовых документов и локальных актов, имеет художественную направленность, рассчитана на ознакомительный уровень.

Программа разработана в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования, Федеральным законом РФ от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЭ «Об образовании в РФ».     Изобразительная деятельность занимает особое место в развитии и воспитании детей. Содействуя развитию воображения и фантазии, пространственного мышления, колористического восприятия, она способствует раскрытию творческого потенциала личности, вносит вклад в процесс формирования эстетической культуры ребенка, его эмоциональной отзывчивости.

Все большую популярностью в современном мире пользуются нетрадиционные методики по развитию творческих талантов. Научиться рисовать за короткое время  можно используя   инновационную методику правополушарного  рисования. Основа метода правополушарного рисования заключается в активации правого полушария в режим творчества.

Человеческий мозг состоит из двух полушарий – правого и левого.

Левое полушарие – аналитическое, оно отвечает за нашу речь, способность к чтению и письму, с помощью него мы запоминаем даты и числа, математические символы.

Правое полушарие  обрабатывает информацию как бы целиком, в образах, оно позволяет нам мечтать, фантазировать, сочинять истории. Оно мыслит творчески и позволяет решать проблему целиком, интуитивно, не раскладывая на этапы.

Американский нейропсихолог Роджер Сперри открыл, что каждое полушарие головного мозга работает как самостоятельный мозг. То есть предложенную человеку задачу решает либо левое полушарие, либо правое. 

Таким образом, если левое полушарие с его аналитическим мышлением отвергает рисование, то нужно предложить эту задачу правому, творческому, полушарию.

Согласно исследованиям Бетти Эдвардс, основоположнице метода правополушарного рисования, чтобы хорошо рисовать, нужно научиться переходить в режим особого правополушарного видения. Основная проблема  -  сам переход в режим «особого видения». Она утверждает: менеджер, учитель, писатель, инженер, студент -  любой человек способен разбудить в себе мощную силу творческого потенциала, если займется рисованием. Не требуется иметь особый талант художника. Не надо обучаться графике и живописи много лет. Рисуйте так, как  можете. Рисуйте больше! Тогда вы приобретете умение по-новому взглянуть на все точки приложения каждодневных забот и эффективно решать свои проблемы.

Человек уже умеет рисовать,  но старые привычки восприятия мешают этой способности проявиться, блокируют ее.

Приобретая практические умения, в процессе занятий дети могут  повысить концентрацию внимания и улучшить графо – моторные навыки. Работа по программе «Я рисую» способствует   развитию творческого потенциала,  креативного мышления,  художественного вкуса и эстетического восприятия,  снятию мышечного напряжения, могут  избавиться от стресса с помощью рисования.  Данная программа создает условия для формирования таких личностных качеств, как уверенность в себе, доброжелательное отношение к сверстникам, умение радоваться успехам товарищей.

Актуальность Программы

Актуальность правополушарного рисования - согласованная работа обоих полушарий. Для детей естественно любить рисование красками и карандашом. К сожалению, в системе образования  мало  времени на эти вдохновляющие занятия. Дети все больше времени заняты точными науками, что больше стимулирует развитие левого полушария. Между тем, для эффективной работы мозга необходима согласованная работа обоих полушарий. Рисование в правополушарном режиме снимает психологическую усталость, убирает внутреннего критика, повышает уверенность в себе. Оно имеет сильный оздоровительный эффект. Правополушарная методика очень хорошо погружает человека в процесс медитации, в состояние ЗДЕСЬ И СЕЙЧАС. Полностью абстрагирует от внешних проблем человека, переключая внимание, снимает психологическое напряжение.

Педагогическая целесообразность Программы

Педагогическая целесообразность данной программы заключена в том, что к 8 годам дети уже получили некоторый опыт изобразительного творчества, имеют представление о цветах, их сочетаниях, умеют обращаться с карандашом и другими инструментами. В то же время отличительной особенностью данного возраста является необходимость видеть свой положительный и быстрый результат. Именно поэтому основой содержания программы является использование метода правополушарного рисования, позволяющего каждому ребенку выполнить необходимый объем работы и побывать в ситуации успеха.

Отличительные особенности Программы

Отличительной особенностью программы «Я рисую»  является использование упражнений, направленных на развитие навыков восприятия и обеспечивающих хотя бы частичное переключение на правое полушарие головного мозга, что благоприятно влияет на процесс образования в целом. Освобождая даже малую часть учебного дня от заданий (вербальных, логических) активизирующих работу левого полушария и предполагающих постоянную обработку вербальной информации, рисование дает детям возможность расслабиться, «побыть в тишине и спокойствии», отдохнуть от непрестанного словесного напряжения и необходимости соперничать со сверстниками в глубине и точности знаний.

Метод правополушарного рисования позволяет:

- упростить творческий процесс;

- исключить анализ деятельности;

- избавить от внутренних преград;

- обрести внутреннюю гармонию;

- раскрыть творческие способности  и проявить индивидуальность.

Цель и задачи Программы

Цель: раскрыть и развить творческие способности детей, формировать отношения к жизни как к творчеству.

Задачи:

  • развить творческий потенциал, творческое самовыражение;
  • развить интуицию;
  • уравновесить эмоциональное состояние (избавление от стресса и тревог);
  • приятным неакадемическим способом научиться рисовать;
  • активизировать творческие способности и мышление;
  • развить воображение;
  • стимулировать детей к дальнейшему самообразованию и самосовершенствованию;
  • формировать представление о гармоничном единстве мира;
  • развить художественный вкус, пространственное мышление, понимание прекрасного;
  • развить умение контактировать со сверстниками в творческой деятельности;
  • развить стремление к творческой самореализации;

Категория обучающихся: Программа предназначена для обучающихся в возрасте от 8-10лет, независимо от уровня подготовки.

Сроки реализации Программы: Программа рассчитана на 1 год обучения, 34 часа.

Формы организации образовательной деятельности и режим занятий

  • Форма организации образовательной деятельности – групповая.
  • Количество детей в группе – от 10 до 15 человек.
  • На занятиях применяется дифференцированный, индивидуальный подход к каждому ребенку.
  • Занятия проводятся 1 раз в неделю по 1 часу.

Планируемые (ожидаемые) результаты освоения Программы

Программа способствует формированию следующих личностных и метапредметных универсальных учебных действий:

Познавательные универсальные учебные действия:

  • осуществлять поиск и выделять конкретную информацию с помощью учителя;
  •  оформлять свою мысль в устной форме по типу рассуждения;
  • строить речевые высказывания в устной форме;
    включаться в творческую деятельность под руководством учителя.

Личностные достижения:

  • осознание своих творческих возможностей;
  • понимание чувств других людей, сопереживание им;
  • проявление познавательных мотивов;
  • развитие чувства прекрасного и эстетического вкуса на основе знакомства с мировой художественной культурой.

Регулятивные универсальные учебные действия:

  • планировать совместно с учителем свои действия в соответствии с поставленной задачей;
  • принимать и сохранять учебную задачу;
  • различать способ и результат действия;
  • в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;
  • адекватно воспринимать словесную оценку учителя.

Коммуникативные универсальные учебные действия:

  • задавать вопросы;
  • формировать собственное мнение и позицию;
  • допускать возможность существование у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной;
  •  договариваться и приходить к общему решению в совместной творческой деятельности;
  • умение представить свою работу, оценить работу других, сравнить, проанализировать и сделать выводы.

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

Приложение 1

Приложение 2