«Дети любят искать, сами находить. В этом их сила».
Альберт Эйнштейн
Дети уже рождаются с врождённым поисковым рефлексом: что это? где это? зачем это? какое это? Не все дети являются маленькими гениями. Но у любого ребёнка есть свои сильные стороны, свой дар, своё исследовательское поведение. А если не обращать на них внимания в детстве, это оставит отпечаток на всей дальнейшей жизни ребёнка: он будет чувствовать себя бездарным и пустым человеком.
Я полностью согласна с услышанными мною некогда словами: «Детей не надо учить любопытству, детей можно отучить от любопытства - и мне кажется, что именно эта трагедия разворачивается в наших детских садах и школах». Умения и навыки исследования, полученные в детстве, легко переносятся в дальнейшем во все виды деятельности. Поэтому важно именно в школе создать условия для реализации потребности в поисковой активности. Общеизвестно, что с большим увлечением выполняется ребенком только та деятельность, которая свободно выбрана им самим. Наверное, поэтому, в настоящее время широкое распространение получает использование элементов продуктивного обучения (проектов) не только во внеурочной деятельности, но и непосредственно в образовательном процессе. Для многих учащихся привлекательность проектной деятельности заключается в подлинности опыта. Учащиеся исполняют роль людей, работающих в изучаемой отрасли, и ведут себя так же, как эти люди. В любом случае учащиеся принимают участие в проектах, которые имеют место в реальном мире и которые важны вне школьных стен.
А вот нужна ли проектная деятельность школьнику? - на этот вопрос я попытаюсь сегодня ответить. Всегда, начиная с самых древнейших времён, школа была призвана воспитать человека так, чтобы он мог жить в обществе, стал удачливым и востребованным в нём.
В Федеральном Государственном Образовательном Стандарте нового поколения принципиально по-новому формулируется главная задача школы - не просто очертить определенный круг предметных знаний и обеспечить его освоение на минимально допустимом уровне, но и формировать креативные качества личности, умение работать в команде, развивать проектное и аналитическое мышление, способности к саморазвитию, что обеспечит успешность личностного и профессионального роста, гражданского и культурного становления личности.
Создание условий для развития индивидуальности учащихся - основная идея, реализуемая в школе. Одним из таких условий является проектная работа учащегося, так как ученик может выбирать интересующую его тему работы, способ ее разработки, ожидаемый результат, форму предъявления результата.
Немаловажным средством поиска себя, своих способностей, талантов, осознания своих способов взаимодействия с миром, универсальных умений, степени их освоения также выступает неотъемлемая часть проектной деятельности - анализ полученных результатов и способов их получения.
Реализация и совершенствование проектной работы в школе способствуют формированию деятельностного мышления, приобретению навыков корпоративной работы. Условия современной жизни диктуют жёсткие требования к молодому специалисту, такие как мобильность - способность быстро адаптироваться к новым условиям, коммуникабельность, способность к самоорганизации, самообразованию, сотрудничеству с другими людьми. Чтобы развить у детей эти способности, необходимо освоить различные умения. В первую очередь для решения жизненных задач потребуются общеучебные умения: «умение учиться», умения решать проблемы, работать с информацией, общаться и сотрудничать. Эти умения можно приобрести при самостоятельной подготовке проектов. Участвуя в работе над проектами в школе, дети будут лучше подготовлены к решению как учебных, так и жизненных проблем. Кроме того, работа над проектами помогает сформироваться «проектному мышлению». Именно такой тип мышления психологи выделяют у лидеров современной политики, бизнеса, искусства, спорта. В процессе проектной деятельности ребята могут совершенствовать свои знания в определенной области, развивать свои интеллектуальные способности, приобретать умения и навыки учебно-исследовательской и опытно-экспериментальной деятельности. Важно отметить, что приобретённая способность - самостоятельно находить и осваивать новые знания и умения - играет решающую роль для успешного продолжения образования в колледже или ВУЗе. Современные студенты большую часть курсов осваивают в процессе самостоятельной индивидуальной подготовки. Вот вам и один из вариантов ответа на вопрос нужна ли проектная деятельность школьнику?
В настоящее время во всех сферах общественной жизни востребованы люди адаптированные, творческие, активные, мобильные, инициативные. Каждые 5-6 лет возникают и становятся актуальными новые области профессиональной деятельности.
Это требует от современных людей новых способностей. В современном обществе образование продолжается в течение всей жизни человека. Каждый выпускник школы должен быть готов к тому, что ему всегда придётся учиться: изучать новые материалы, новую технику, новые технологии работы, повышать свою квалификацию, получать дополнительное образование, осваивать новые профессии.
Владение методикой работы над проектом является неотъемлемой частью подготовки современного выпускника школы. И чем раньше он познакомится с проектной деятельностью, тем больше шансов у него добиться значительных результатов и в последующей профессиональной деятельности.
Проектная деятельность не только повышает престиж знаний, но и культуру общения молодых людей; развивается личность ученика, формирует у него навык критического мышления, что, безусловно, важно в будущей адаптации наших выпускников в жизни. Они выходят из стен школы уверенными в своих силах, получившие первый навык деловитости, что, безусловно, обогатит их социальный опыт. А, значит, школа выполнит свою основную задачу – не только образование, но и воспитание подрастающего поколения, продолжение процесса его социализации. Всё, что ученик познает теоретически, он должен уметь применять практически для решения задач, касающихся его жизни. Он должен знать, где и как он может применить свои знания на практике, если не сейчас, то в будущем. Проектная деятельность учащихся — сфера, где необходим союз между знаниями и умениями, теорией и практикой.