Инновационные процессы, происходящие во всех сферах производства нашей страны, динамика рынка труда предъявляют новые требования к качеству образования, получаемого выпускниками школ. Постоянно меняющееся общество, непредвиденные ситуации, нарастающий объем информации, непредсказуемость, усложнение отношений между людьми и между различными системами в самом обществе диктуют необходимость разрешения проблемы формирования личности, умеющей жить в этих условиях, решать сложные задачи как профессионального, так и личностного плана. В условиях развивающейся экономики страны обществу необходимы самостоятельно мыслящие люди, способные к самореализации и саморазвитию. Для этого человек должен обладать следующими ключевыми компетенциями: уметь ставить цели, проектировать и планировать свою деятельность; осуществлять самоооценку, гибко адаптироваться в изменяющихся жизненных ситуациях; уметь видеть возникающие трудности и искать рациональные пути их преодоления; быть способным генерировать новые идеи; повышать свой культурный и профессиональный уровень на протяжении всей жизни.
Модель представленной ниже дидактической системы (рис. 1) строилась на основе компонентного состава, предлагаемого Н.И.Запрудским, с выделением следующих компонентов:
- целевой;
- содержательный;
- деятельностный (деятельность учителя, деятельность учащихся);
- технологический (средства, формы, методы обеспечения образовательного процесса);
- результативный.
Компетенция ― совокупность взаимосвязанных качеств личности (знаний, умений, навыков, способов деятельности), задаваемых по отношению к определённому кругу предметов и процессов необходимых, чтобы качественно продуктивно действовать по отношению к ним.
Компетентность ― владение, обладание человеком соответствующей компетенцией, включающей его личностное отношение к ней и предмету деятельности [16, с. 60].
Учеными предлагается трёхуровневая иерархия компетенций:
- ключевые - относятся к общему (метапредметному) содержанию образования;
- общепредметные - относятся к определённому кругу учебных предметов и образовательных областей;
- предметные - частные по отношению к двум предыдущим уровням компетенции, имеющие конкретное описание и возможность формирования в рамках учебных предметов.
Таким образом, ключевые образовательные компетенции конкретизируются на уровне образовательных областей и учебных предметов для каждой ступени обучения.
Рисунок 1.
Дидактическая система развития ключевых компетенций учащихся посредством использования информационно-образовательных ресурсов и сред программирования
Использование информационно-образовательных ресурсов и сред программирования в большей степени позволяет формировать следующие из них:
- Учебно-познавательная компетенция.
- Информационная компетенция.
- Коммуникативная компетенция.
- Компетенция личностного самосовершенствования.
Проектируемый на такой основе образовательный процесс обеспечивает не только разрозненное предметное, но и целостное компетентностное образование. Ключевые образовательные компетенции ученика играют многофункциональную метапредметную роль, проявляющуюся не только в школе, но и в семье, в кругу друзей, в будущих производственных отношениях.
Описание содержательного компонента ДС
Традиционно содержание образования определяется как совокупность систематизированных знаний, умений и навыков, взглядов и убеждений, а также определенный уровень развития познавательных сил и практической подготовки [9, с.377]. Согласно идеям компетентностного подхода содержание образования ориентировано на обеспечение самоопределения личности учащегося, создание условий для ее самореализации. Возникает необходимость обновления содержания образования, основой построения которого могут выступать идеи личностно-ориентированного образования.
Личностному развитию ученика способствует только то содержание образования, которое переведено учеником во внутренний план, которое им присвоено. Главным ориентиром при этом выступает деятельность самого ученика, его внутреннее образовательное приращение, которое представляет собой внутреннее содержание образования. Содержание образования, представленное внешним учебным материалом, оказывается внешней составляющей образования, которая воспринимается как среда для внутренних образовательных изменений ученика, для создания собственного содержания образования. Внешнее и внутреннее содержание образования могут обеспечить личностное развитие ученика только в комплексе, во взаимодействии. Так, если на предлагаемую информацию у школьника нет соответствующей мотивации, то невостребованная информация будет выполнять функцию «багажа», и своей развивающей роли не осуществит. Вместе с тем при отсутствии необходимой информации проблематичным становится процесс создания личностных новообразований ученика (знаний, умений, способов деятельности, способностей, ценностных установок).
В соответствии с рассмотренными характеристиками личностно-ориентированного содержания образования, необходимо учитывать следующие взаимосвязанные составляющие, выделенные А.В.Хуторским. [15, с.187-190 ]:
- предметное содержание образования,
- метапредметное содержание образования,
- деятельностное содержание образования.
Такой подход к содержанию образования ориентирован на создание учеником как внешнего образовательного продукта: исследования, сочинения, поделки, других произведений, также имеющих свое содержание, так и внутреннего образовательного продукта в форме приращения знаний, умений, способностей, способов деятельности, целей и ценностей.
Образовательная продукция ученика - это содержание образования, которое формируется каждым учеником в ходе изучения объектов, установленных государственными образовательными программами по предмету, фундаментальных образовательных объектов, а также тех объектов, которые определяются самим учеником. Формы представления содержания образовательной продукции ученика могут быть различны: решенные задачи, высказанные гипотезы, написанные сочинения, выполненные исследования, изготовленные модели, художественные изделия, показательные выступления, изложенные результаты обучения и др.
Таким образом, чтобы содержание образования могло способствовать личностному развитию ученика, в содержании образования, прежде всего, необходимо выделять изучаемые объекты окружающего мира, личный опыт ученика и культурно-исторические аналоги по отношению к этим объектам.
Описание деятельностного компонента ДС
Развитие и реализация личностного потенциала учащихся в образовательном процессе обусловлена совокупностью основных правил построения процесса обучения: системой принципов к деятельности всех субъектов этого процесса, которой должен придерживаться учитель.
В классической дидактике общепризнанными считаются принципы: наглядности, доступности, сознательности и активности, систематичности и последовательности, связи теории с практикой. Данные принципы составляют основу традиционной системы обучения. В дополнение к общепринятым дидактическим принципам образовательный процесс на наш взгляд должен строиться на принципах, обеспечивающих личностно-ориентированную, развивающую и творческую направленность содержания образования. Эти принципы таковы:
- Принцип деятельности.
- Принцип субъектности.
- Принцип выбора.
- Принцип поддержки.
- Принцип творчества.
- Принцип прогнозирования успеха.
- Принцип открытости.
- Принцип личностного целеполагания ученика.
- Принцип продуктивности обучения.
- Принцип первичности образовательной продукции учащегося.
- Принцип ситуативности обучения.
- Принцип образовательной рефлексии.
Таким образом, главное стратегическое направление реализации процесса развития ключевых компетенций лежит на пути решения проблемы личностно-ориентированного образования, в котором личность ученика была бы в центре внимания педагога, в котором деятельность учения, познавательная деятельность ученика, а не преподавание, была бы ведущей.
Можно рассмотреть стадии образовательной деятельности ученика, организуемой учителем, позволяющие обеспечить целевую установку развития у учащихся ключевых компетенций.
Стадия |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
Стадия выявления первичного опыта |
Актуализация уже имеющихся знаний по изучаемому вопросу, |
Вспоминает, что известно по изучаемому вопросу, делает предположения, систематизирует информацию до ее изучения, задает вопросы, определяет цели своей деятельности. |
Стадия погружения |
Организация непосредственной работы с новой информацией. |
Погружается в созданную учителем информационную среду, |
Стадия осмысления и анализа |
Демонстрация образовательных продуктов учеников, |
Сопоставляет и обсуждают различные варианты ученической продукции, анализирует и оценивает собственный образовательный продукт, осваивают культурно-исторические аналоги |
Стадия рефлексии |
Соотнесение «старых» и «новых» представлений по изучаемой теме, |
Осознает и оценивает степень достижения целей, уровень своих внутренних изменений |
Эта технология достаточно свободно вписывается в традиционную систему обучения, но при условии, что учитель изменит сам подход к процессу обучения, отношению к ученику. Необходимо осознание того, что в педагогическом процессе ученик является центральной фигурой. Деятельность познания, а не преподавание; самостоятельное приобретение и применение полученных знаний становится приоритетней усвоения и воспроизведения готовых знаний; совместные размышления, дискуссии, исследования, а не запоминание и воспроизведение знаний имеют значение для развития личности; уважение к личности должно проявляться в процессе общения с учеником в любых ситуациях, а не назидание, и менторство.
Описание технологического компонента ДС
Среди разнообразных направлений современных педагогических технологий наиболее адекватными поставленным целям и выделенным этапам, с нашей точки зрения, для предметной области «Информатика» являются: метод проектов и технология кооперативного обучения
Название технологии |
Целевая установка технологии |
Технология кооперативного обучения |
Усвоение учебного материала, развитие коммуникативных способностей, формирование активности и интереса учащихся к познавательной деятельности |
Технология проектного обучения |
Получение углубленных знаний по отдельным темам, формирование общеучебных умений учащихся, развитие творческой самостоятельности, формирование интереса к учебной деятельности. |
С позиций компетентностного подхода, технологически образовательный процесс должен быть насыщен приемами, методами и средствами обучения, направленными на взаимодействие педагога и обучающегося, построенное на субъект-субъектной основе, ориентированное на приобщение учащихся к культуре, способствующее развитию и саморазвитию их личностных качеств.
Рассматривая результат как степень достижения цели, хотелось бы привести критерии и показатели оценки развития ключевых компетенций учащихся:
№ |
Критерий |
Показатели |
Методы диагностики |
1 |
Повышение уровня учебно-познавательной компетенции учащихся |
устойчивый познавательный интерес учащихся к изучению предмета; активное участие в различных творческих конкурсах; повышение уровня учебной мотивации |
Наблюдение, анкетирование |
2 |
Повышение уровня информационной компетенции учащихся |
умения отбирать, систематизировать, анализировать информацию; умения планировать и составлять программы деятельности |
Анализ выполненных проектных работ учащихся методом экспертных оценок; |
3 |
Повышение уровня коммуникативной компетенции учащихся |
умение договариваться в команде, навыки публичной защиты от лица всей команды, уровень личной ответственности за общий результат |
Наблюдение |
4 |
Повышение уровня сформированности компетенции личностного самосовершенствования |
количество участников в конкурсах и олимпиадах |
Количественный анализ |
Литература
- Алексеев Н.А. Личностно-ориентированное обучение в школе. Ростов н/Д: Феникс, 2006. – 332 с.
- Бочкин А.И. Методика преподавания информатики: Учеб.пособие. – Минск: Выш. шк., 1998. – 431 с.
- Лапчик М.П. Методика преподавания информатики: Учеб. Пособие для студ. Пед. вузов / М.П.Лапчик, И.Г.Семакин, Е.К.Хеннер; Под общей ред. М.П.Лапчика. – М.: Издательский центр «Академия», 2001. – 624 с.
- Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. Изд. 2-е. М., Политиздат, 1977. 304с.
- Личностно-ориентированный подход в работе педагога: разработка и использование. / Под ред. Е.Н.Степанова. – М.: ТЦ Сфера, 2003. – 128 с.
- Макарова Н.В. Программа по информатике (системно-информационная концепция). – СПб.: Питер, 2004. – 64 с.
- Мясникова О.К. Моделирование и формализация в курсе информатики. // ИНФО, №9 – № 10, с. 25-31, № 11, с.
- Официальный сайт проекта Scratch. — https://scratch.mit.edu/
- Педагогика: Большая современная энциклопедия / Сост. Е.С.Рапацевич – Мн.: «Соврем. слово», 2005. – 720 с.
- Программирование для детей / К.Вордерман, Дж.Вудкок, Ш.Макаманус [и др.]; пер. с англ. С.Ломакина. — М.: Манн, Иванов и Фербер, 2015. — 224 с.
- Сериков В.В. Личностно-ориентированное образование // Педагогика. 1994. № 5. С. 16-20.
- Софронова Н.В. Теория и методика обучения информатике: Учеб.пособие / Н.В.Софронова. – М.: Высш. шк., 2004. – 223 с.
- Студия «Юный разработчик игр (Беларусь)». — https://scratch.mit.edu/studios/1463078/
- Угринович Н.Д. Преподавание курса «Информатика и информационные технологии». Методическое пособие. - М.: Лаборатория Базовых Знаний, 2001. – 96 с.
- Хуторской А.В. Современная дидактика. – СПб: Питер, 2001. – 544 с.
- Хуторской, А.В. Ключевые компетенции как компонент личностно-ориентированной парадигмы образования // Народное образование. 2003. №2.– С. 58-64.