Цель: повышение коммуникативной компетенции детей с ОНР.
Задачи:
Образовательные:
- развитие умения ориентироваться в пространстве и на листе бумаги;
- развитие умения выражать свои эмоции и понимать эмоциональное состояние собеседника;
- развитие умения инсценировать сказки;
- развитие умения перевоплощаться;
- развитие коммуникативных навыков на основе общих игровых интересов;
- закрепление навыков правильного звукопроизношения.
Коррекционно-развивающие:
- развитие мелкой моторики;
- закрепление умения действовать по инструкции;
- коррекция общего эмоционального фона через игровую ситуацию;
- развитие музыкального слуха и закрепление умения точно соотносить движения с музыкой.
Воспитательные:
- создание положительной эмоциональной атмосферы;
- формирование положительных детско-родительских отношений в процессе совместной театрализованной деятельности;
- вовлечение родителей в коррекционный процесс
- воспитание артистизма, эстетических чувств.
Предварительная работа. Чтение и просмотр сказки «Теремок». Заучивание стихов и ролей.
Оборудование: Столы, стулья, скамейка, схемы, прищепки, пазлы, цв. карандаши, кинетический песок, счетные палочки, костюмы зверей, костюме ведущих, домик-теремок, замок, ширма, украшенная цветами, солнцем и птицами, ковралинограф с изображением домовенка, набор (брови, рот, глаза) для отражения эмоций.
Предполагаемый результат:
- Повышение коммуникативной компетенции детей с ОНР,
- Улучшение детско-родительских отношений.
Ход занятия
I. Вводная часть
Зрители (дети и родители) сидят на стульчиках в зале. Звучит музыка (рус. нар. песня «Теремок»), под музыку на сцену выходят участники с ведущими и поют песню “Теремок». Дети садятся на приготовленные для них стульчики.
Ведущий 1: Стоит в поле теремок
Ведущий 2: Теремок?
Ведущий 1: Он не низок, не высок.
Ведущий 2: Не высок?
Ведущий 1: Кто- кто в теремочке живет? Кто- кто в невысоком живет?
Ведущий 2: Нет никого. Подождите, а это кто такой?
Ведущий обращает внимание детей на ковралинограф. На нем изображен домовенок. На его лице отсутствуют брови и рот.
Ведущий 1: Это наш домовенок. Но что же с ним случилось?
Ведущий 2: У него нет никакого настроения. Он не умеет грустить, радоваться, злиться, удивляться. Надо его научить разным эмоциям. Поможем ему, ребята?
Участники: Да.
Звучит веселая музыка (рус. нар. песня «Ах, Самара-городок»). К домику весело бежит мышка.
Ведущий 1: Мышка, мышка, какая ты нарядная, веселая. Научи домовенка быть веселым, поделись с ним своим настроением.
Мышка под музыку наделяет домовенка веселым настроением (прикрепляет нужные брови и рот).
Мышка: Кто-кто в теремочке живет, кто-кто в невысоком живет?
Ведущий 1: Кроме домовенка нет никого. Хочешь ты жить в теремочке?
Мышка: Да, хочу.
Ведущий 2: Чтобы попасть в теремок, нужно нам открыть замок (показывает рукой на замок). Чтобы нам открыть замок, надо прочитать стишок.
Мышка читает стихотворение. «Мышки-шишки» Л.Г.Лопатина.
Ведущий 1: Спасибо мышка, заходи в теремок.
Звучит веселая музыка, мышка забегает в теремок и садится на скамеечку. Появляется лягушка под музыку «С горку на гору ходила» (частушки).
Ведущий 2: Лягушка, что с тобой?
Лягушка: Я удивляюсь, какой красивый теремок.
Ведущий 1: Лягушка, научи и домовенка удивляться, а то он не умеет.
Лягушка под музыку изображает на лице у домовенка удивление.
Лягушка: Кто-кто в теремочке живет, кто-кто в невысоком живет?
Мышка: Я, мышка-норушка, а ты кто?
Лягушка: А я лягушка-квакушка. Пусти меня к себе жить.
Ведущий 2: Чтобы попасть в теремок нужно выполнить задание.
Детям предлагается работа с кинетическим песком. Задание «Где чей след».
На песке оставлены следы животных. На столе стоят игрушечные животные. Детям предлагается найти след каждого животного.
После выполнения задания дети заходят в теремок.
Звучит музыка (рус. нар. песня «Матушка, что во поле пыльно?»), к домику подбегает испуганный зайчик.
Ведущий 1: Зайка, а почему ты дрожишь?
Зайчик: Я испугался. За мной гонятся охотники.
Ведущий: Помоги нашему домовенку, научи его бояться, а то он не умеет.
Звучит музыка. Зайка под музыку изображает на лице у домовенка страх.
Зайчик: Кто-кто в теремочке живет, кто-кто в невысоком живет?
Дети: Мышка-норушка, лягушка-квакушка. А ты кто?
Я зайчик-побегайчик, пустите меня в теремок.
Ведущий 2: Зайка, чтобы попасть в теремок, надо выполнить задание. Построить из счётных палочек по образцу домик, замок и ёлочку.
Зайчик: Боюсь, я один не справлюсь с этим заданием.
Ведущий: А ты попроси зверей, они тебе помогут.
Зайчик: Зверята, помогите мне, пожалуйста!
Дети подходят к столу, на котором лежат счетные палочки и карточки со схематичными изображениями ёлочки, домика, замка и выполняют задание, после чего заходят в теремок.
Звучит музыка (рус. нар. песня «Мой костёр»), к дому подходит грустная лиса.
Ведущий 1: Лисичка, что с тобой случилось?
Лиса: Мне очень грустно, я никак не могу найти дорогу к своей норе.
Ведущий: Лисичка, научи домовёнка грустить.
Под музыку лисичка изображает на лице у домовёнка грусть.
Лисичка: Кто-кто в теремочке живёт, кто-кто в невысоком живёт?
Дети: Мышка-норушка, лягушка-квакушка, зайчик-побегайчик. А ты кто?
Я лисичка-сестричка, пустите меня к себе.
Ведущий: Лисичка, звери пустят тебя в теремок и помогут отыскать дорогу к твоему дому.
Лиса: Поможете, зверята?
Дети: Да!
Ведущий: Подойдите все к столам, возьмите карты (на столах карты с изображением теремка и норы), сейчас мы с вами проложим маршрут для лисички от нашего теремка до её норы. В помощь детям приглашаются родители. Возьмите карандаши, слушайте меня внимательно. Задание будем выполнять от красной стрелки.
Три клеточки вниз, две вправо, две вниз, одна влево, три вниз, две вправо.
Ведущий: Вот, лисичка, тебе карта, теперь ты легко доберёшься до своей норы.
(Дети отдают карты лисе и убегают в теремок).
Звучит музыка (рус. нар. песня «Эх, ухнем»), к дому подходит злой волк и рычит.
Ведущий 2: Волк, почему ты такой злой?
Волк: У меня нет друзей, а я хочу играть.
Ведущий: Покажи нашему домовёнку, как злятся. Волк под музыку изображает у домовёнка злость.
Волк: Кто-кто в теремочке живёт, кто-кто в невысоком живёт?
Дети: Мышка-норушка, лягушка-квакушка, зайчик-побегайчик, лисичка-сестричка. А ты кто?
Я волк - зубами щёлк, пустите меня к себе жить.
Дети: Нет, волк, мы тебя боимся.
Ведущий: Волк, ты не пугай зверей. Подружись с ними.
Волк: Звери, я вас не обижу. Давайте дружить, научите меня играть.
Звери: Хорошо, волк, будем играть в наши любимые игры.
Дети выходят из теремка, подходят вместе с волком к столу, на котором лежат прищепки в форме зверей. Также прищепки ведущие предлагают гостям (взрослым и детям).
Ведущий 1: Встаньте в ряд, возьмите прищепки. Слушайте внимательно и выполняйте задание. Посадите прищепку на большой палец правой руки, на указательный палец правой руки, на мизинец левой руки, на средний палец левой руки.
Ведущий: Волк, понравилось тебе играть со зверятами, а у них есть еще одна любимая игра «Испорченный телефон».
Ведущий предлагает всем встать в ряд и закрыть глаза. Ведущий будит первого игрока, дотрагиваясь до него рукой, показывает ему эмоцию на своем лице. Первый игрок будит второго, передавая ему эмоцию. Последний игрок показывает на лице, какая эмоция к нему пришла. Ведущий подводит итог, совпали ли эмоции первого и последнего игрока.
Во время игры ведущий 1 меняет эмоции на лице домовенка со злой на радостную.
Ведущий 2 в конце игры обращается к зверятам: «Посмотрите на волка, он стал добрым и радостным. И наш домовенок тоже радуется, что вы подружились.
Все зверята обнимаются и идут в теремок.
Звучит музыка (рус. нар. песня «По Дону гуляет казак молодой». К домику подходит сердитый медведь.
Медведь: Кто-кто в теремочке живёт, кто-кто в невысоком живёт?
Дети: Мышка-норушка, лягушка-квакушка, зайчик-побегайчик, лисичка-сестричка, волк-зубами щелк. А ты кто?
Медведь: А я медведь, сейчас буду реветь.
Ведущий 1: Что это ты, медведь, такой сердитый.
Медведь: Я хотел почитать книжку, да букв не знаю.
Ведущий: Не сердись, наши звери знают все буквы и тебя научат.
Все звери вместе с медведем подходят к столам на которых лежат пазлы букв (Р, Д, У, Б, А,Ж,). Родителям предлагается помочь детям собрать пазлы и составить слово из получившихся букв. Все вместе читают слово ДРУЖБА.
Ведущий: Какое хорошее слово получилось. Давайте будем всегда дружить.
Есть очень хорошая песня о дружбе. Давайте споем ее и станцуем.
Ведущий после окончания песни предлагает всем сесть и спрашивает: «Вам понравилась сказка? Давайте поблагодарим наших артистов. Ведущие по очереди вызывают артистов под зрительские аплодисменты и награждают их сладкими призами.
Дети, родители и гости поют песню «Что такое дружба» и танцуют.