Задачи:
Образовательные задачи:
- расширять представления детей о людях разных национальностей, проживающих в России;
- актуализировать имеющиеся знания детей о национальных особенностях жителей РФ (национальные костюмы, блюда, жилища, традиции).
- продолжать знакомить детей с этикой межнационального общения.
Воспитательные задачи:
- воспитывать доброжелательное отношение к обычаям и традициями народов России,
- воспитывать любовь к своей Родине и желание больше узнать о ней.
Развивающие задачи:
- развивать познавательный интерес, стимулировать желание узнавать о жизни народов России;
- расширять активный словарь детей, фантазию, воображение.
Оборудование: костюм путешественника, большой кубик, пазл «Дружба народов», игровизоры, фломастеры, бумажные куклы и национальная одежда для них, картинки с этапами приготовления национальных блюд, музыкальное оборудование, народная музыка, картинки «Праздники народов России», медали для награждения.
Ход НОД
Воспитатель: Ребята, сейчас я вам прочитаю стихотворение, вы его внимательно слушайте, а потом скажете, о чем оно.
Живут в России разные
Народы с давних пор.
Одним тайга по нраву,
Другим – степной простор.
У каждого народа
Язык свой и наряд.
Один черкеску носит,
Другой надел халат.
Один – рыбак с рожденья,
Другой – оленевод,
Один кумыс готовит,
Другой готовит мед.
Одним милее осень,
Другим милей весна.
А Родина - Россия,
У нас у всех одна.
Воспитатель: Ребята, о чем это стихотворение? (о нашей Родине и народах, которые здесь живут) Правильно. Чтобы быть настоящими гражданами своей страны, нужно много знать о своей Родине, любить ее и гордиться ею, а еще знать о тех людях, которые живут вместе с нами в нашей огромной, прекрасной и многонациональной стране.
Звучит музыка, в группу входит путешественник.
Воспитатель: Здравствуйте, а вы кто?
Путешественник: Здравствуйте. Кто я? Я величайший путешественник. Я объездил много стран, а особенно люблю путешествовать по нашей стране России. Вы вот, например, знали, что в нашей стране живут разные народы и каждого народа свои особенные традиции?
Воспитатель: Уважаемый путешественник, мы очень рады с тобой познакомиться. Мы как раз говорим с ребятами о том, что наша страна многонациональна и мы уже знаем традиции и обычаи некоторых народов.
Путешественник: Что правда? Ну раз так давайте я проверю точно ли вы знаете что-нибудь о народах России. А для этого у меня есть вот такой кубик-путешественник и 6 станций. На каждой станций вас ждет задание. Если вы выполните все задания и соберете пазл, то я точно смогу вас назвать знатоками нашей страны. Ну что вы готовы показать свои знания и отправиться на станции?
Дети: Да!
Путешественник: Бросайте кубик-путешественник и он укажет на какую станцию мы с вами отправимся.
Дети бросают кубик и попадают на станции, обозначенные цифрами от 1 до 6. За каждое выполненное задание дети получают кусочек пазла.
Станция 1. Жилище
Соединить линией традиционное жилище и народность, которая в нем проживала.
Станция 2. Одежда
Одеть мальчиков и девочек в традиционные костюмы. Назвать народность и элементы национального костюма.
Станция 3. Блюда
Назвать национальные блюда русских, татар, башкир, чукчей? Разложить картинки с этапами приготовления этих блюд.
Путешественник: Вы такие молодцы. Уже прошли 3 станции. А перед следующей я вам предлагаю немного отдохнуть.
Физминутка «Наша Родина – Россия»
В нашей стране горы - высокие, (тянемся на носочках вверх)
Реки глубокие, (присаживаемся на корточки)
Степи широкие, (раскидываем руками)
Леса большие, (руки вверх)
А мы - ребята вот такие! (показываем большой палец)
Путешественник: Продолжаем наше путешествие. Бросайте кубик!
Станция 4. Музыка
Послушать и угадать какой народности принадлежит музыка. Назвать инструменты, которые звучат в произведениях.
Станция 5. Народные праздники
Отгадать загадки про народные праздники и назвать чему каждый из них был посвящен.
Праздник этот знаем мы -
Время проводов зимы.
Люди в эти дни должны
Веселиться, печь блины. (Масленица)После сева летним днем
Мы станцуем и споем
Зазвенел теплом июнь
Это праздник … (Сабантуй) (Кипиани Т.М.)В конце мая у народа
Площадь круглая видна,
А на площади проходят
Скачки, бег, стрельба, борьба.
Победителю был приз жеребец или баран
Кто ответит мне скорей
Это праздник был - … (Майдан) (Кипиани Т.М.)Охотничий сезон сегодня стартовал
И шаман на Севере проводит ритуал
Праздник посвятили предметы одному
Как праздник назывался известно тут кому? (Спуск байдары)
(Кипиани Т.М.)
Станция 6. Народная игра
Назвать и поиграть в народную игру любого народа.
Путешественник: Молодцы. Вы справились со всеми заданиями и получили все части пазла, осталось только его собрать и посмотреть, что получится.
Дети собирают пазл «Народы России».
Воспитатель: Посмотрите, что у вас получилось на картинке? (Народы России держатся за руки). Несмотря на то что мы все такие разные: у каждого народа своя культура, традиции, язык, дома, одежда. Нас всех объединяет то, что наша родина – Россия, мы все говорим на русском языке, любим и уважаем друг друга.
Путешественник: Вы меня сегодня удивили. Я не знал, что дети так много знают о народах России. За ваши знания я вам хочу подарить медали «Знатоки России».
Путешественник: Ну а мне пора отправляться в следующее путешествие. А вы не переставайте учиться, путешествовать и узнавать что-то новое. До свидания, ребята!
Воспитатель: До свидания. Спасибо за путешествие.
Воспитатель: Дети, вы такие молодцы. Справились со всеми заданиями путешественника. Скажите, а какие народы России мы сегодня встречали в заданиях путешественника? А какие задания вам запомнились больше всего? А какое задания показалось вам самым трудным?