Искусство уличного рисования “Street art” в городе Прокопьевске

Разделы: МХК и ИЗО

Класс: 7

Ключевые слова: г. Прокопьевск, уличное рисование


Искусство – практически-духовная деятельность по освоению и воплощению эстетических ценностей.

Презентация

Наша работа посвящена искусство уличного рисования «Street art» города Прокопьевска.

Эта тема заинтересовала нас давно, не только потому, что она интересна лично мне, но и потому, что она становится, всё более популярна, не только в Прокопьевске, но и во всем мире.

Наша главная цель - показать, что стрит-арт это не безобразная мазня на стенах, а новый вид современного городского искусства.

Задачи:

  • Определить, чем граффити привлекает современную молодёжь.
  • Выяснить, являются стрит-арт современным городским искусством.

Уличный художник, рисующий в стиле street art, это вовсе не хулиган, а творец, стремящийся обратить внимание всех на социальные проблемы. В первую очередь стрит арт - это борьба с обывательским безразличием, городской серостью и унынием городских пейзажей.

Стрит-арт (англ. Street art — уличное искусство) — это любое искусство, созданное на улице и в рамках улицы. Это такой образ жизни, где ты можешь выразить свои мысли и идеи. Еще несколько лет назад такое искусство принимали за хулиганство: граффити на вагонах метро, задержания и обвинения в вандализме. В наше время art вырос, стал полноценным видом художественного искусства, охватив практически весь мир. Стрит арт находит своих поклонников, а художники постоянно в поиске новых направлений таких, как инсталляции, тэги, вязаное граффити (guerrilla knitting), 3d рисунки на асфальте. Рисунки на асфальте давно уже не являются диковинкой. Еще с детства все мы помним различные конкурсы детских рисунков, которые проходили в школе, используя при этом белые и цветные мелки. Одной из наиболее характерных черт стрит-арта всегда была анонимность. Сама идея уличного искусства - показать свою работу как можно большему числу людей, использовать общественные места для выражения своих идей или для того, чтобы заставить человека задуматься, не предполагала акцента на авторстве. Поэтому имен многих, даже самых известных уличных художников, до сих пор не знает никто.

Предмет исследования: “Street - art”.

Объект исследования: граффити.

Методы, которые использовала при исследовании, можно отнести следующие: анализ публикаций, материалов Интернета по данной теме; анализ собранных иллюстраций; анализа видов и стилей шрифта граффити, на основе анкетирования и интервью одноклассниками. Проводя свои исследование, хотелось бы выяснить знают ли мои сверстники про искусство стрит - арт.

Выяснить, нравятся стрит – арт детям и взрослым, а так же узнать, являются современным городским искусством. Актуальность этой темы обусловлена появлением в последнее время большого количества разнообразных направление в стрит – арте.

История граффити

Граффи́ти — это изображения, рисунки или надписи, выцарапанные, написанные, нарисованные краской или чернилами на стенах и других поверхностях. Граффити берет свое начало еще с древнейших времен. Самые ранние граффити появились в 30 тысячелетии до н. э. Тогда они были представлены в форме доисторических наскальных рисунков. Чаще всего на них изображали животных и сцены охоты. В Древнем Египте наскальными рисунками полнятся усыпальницы и пирамиды. В гробницах фараонов, к примеру, было принято изображать весь их жизненный путь от рождения до смерти. Под слоем пепла Помпеи обнаружили обломки городской стены, покрытые множеством надписей. Эти надписи известны под названием "граффити Помпеи".

Вот некоторые из них:

- У "Ворот Везувия": "Маркус любит Спендузу";

- Улица Театров: "Из моего магазина пропал медный горшок. Любому, кто его возвратит, я пожертвую 65 сестерицев. Ещё 20 он получит, ежели предоставит информацию об укравшем";

Хочется также вспомнить и об известных граффити в произведениях художников. Посмотрим на известную картину В.М. Васнецова "Витязь на распутье": Витязь разглядывает надпись на камне, гласящую "Налево пойдешь - смерть найдешь, Направо пойдешь - коня потеряешь, Прямо пойдешь - счастье найдешь." Чем еще может являться эта надпись, как не самым настоящим сказочным граффити!

В Германии на стенах Рейхстага до сих пор остались граффити, оставленные советскими солдатами.

Два послевоенных изобретения позволили граффити получить второе рождение. Во-первых, производство аэрозольной краски.

Во-вторых, появились бунтарские субкультуры наподобие хип-хопа.

Одним из первых современных райтеров (художников, пишущих граффити) считается нью-йоркский тинейджер по имени Деметриос.

Граффитчики подразделяются на бомберов и райтеров. Заполучить уважение граффитчик может, если он занимается бомбингом - за счет количества рисунков и опасности места. Райтеры же – это те, кто предпочитает долгое спокойное рисование в тех местах, где их не тронут органы правопорядка. Уличных художников преследовали, штрафовали, их дома обыскивали.

Вот вам один факт: незаконное нанесение графических изображений (будто это граффити трафарет, тэг) преследуется законом.

  • «Умышленная порча чужого имущества…» (статья 167 УК РФ)
  • «Хулиганство…» (статья 213 УК РФ)
  • «Вандализм…» (статья 214 УК РФ)

Если нарушить одну из этих статей, закон не простит и жестоко накажет вас! Обычно выписывают нереально большой штраф, а за порчу особо ценных сооружений могут и посадить , но не надолго… всего на 15 суток!

В большинстве своем граффити рисуют маркером или краской. Граффити очень трудоемкое занятие – изготовление полотен требует нешуточного объема времени.

Направление в стрит-арте

1. Трафареты

Вскоре стрит арт перестал быть частью граффити. Теперь граффити стало частью стрит-арта. Это произошло благодаря появлению трафаретов и различных инсталляций. Самый знаменитый трафарет находится в Питере на Невском проспекте и он гласит: «Граждане! При артобстреле эта сторона улицы наиболее опасна!». Эти надписи были сделаны двумя отважными девушками Таней Котовой и Любой Герасимовой. Благодаря этой надписи были спасены многие жизни. Или, например один из самых знаменитых трафаретчиков Немо, который - рисовал для своих детей целые сказки, так как они были бедны , а книжки в то время были очень дорогие. А вы говорите, это не законно! Эти рисунки спасали жизни людям, и давали силы жить дальше, разве это плохо?

2. Инсталляции

Первые инсталляции появились ещё в 60-е годы. Художники тех лет делали их незаконно на улицах, что очень быстро привлекало внимание публики и прессы, а также положило начало новому направлению в стрит арте. Райтеры стали не только рисовать, но и воздвигать целые памятники из подручных средств. А как же знаменитая инсталляция того самого неуловимого Бэнкси, которая, представляла из себя убитую телефонную будку. Она вызвала море позитива!

3. Тэги

Что же касается тэгов, то первый появился в 1971 году, ими были покрыты все стены вагонов метро, асфальты, дома. Появились они довольно забавно! Местный хулиган по прозвищу Julio 204 помещал номер своей улицы рядом со своим псевдонимом. Многим это понравилось и тэги начали появляться по всему миру, в том числе и в России. Люди носились как сумасшедшие по улицам с баллоном краски и оставляли везде свои имена, прозвища, росписи… пока окончательно не надоело. Что бы создавать Тэг, не нужно быть первоклассным художником, достаточно нацепить кофту с капюшоном, взять с собой сумку с краской и идти творить на улицы города.

4. Скрэтчинг, Скрэбинг

Рисуется острыми предметами на стеклах, чаще всего в транспорте. Редко из этого может получиться что либо красивое, однако скрэтчинг сейчас очень распространен.

Искусствоведов заинтересовал стрит-арт. Таким образом, можно сказать, что с улиц стрит-арт перешел в галереи и выставочные залы

5. Вязаное граффити

Обычно вязаные элементы помещаются на деревья, фонари, будки, поручни, стойки, пожарные насосы, дорожные знаки, памятники и другие городские объекты (даже городской транспорт). Другая популярная область — вязаные подвески на висящем телефонном кабеле. К праздникам приурочены тематические работы, как, например, использование розовой пряжи в честь Дня святого Валентина и красной, белой и зеленой пряжи для новогодних праздников. Участники движения уличного вязания и их почитатели, считают вязаное граффити «способом украшения общественных мест»

6. 3d-рисунки на асфальте

Как вид уличного искусства они появились ещё в 16 веке в Европе. Странствующие художники рисовали мелом на площадях городов объёмные картины и за основу брали религиозную тематику. Особенно часто они изображали Мадонну, поэтому с той поры их принято называть мадоннáри.

Во второй половине ХХ века этот вид уличного искусства получил широкое распространение в Европе и Америке. А с 1972 года в Италии уже проходили ежегодные фестивали мадоннари, где можно было полюбоваться разнообразными рисунками на асфальте. Среди мадоннари выделяются художники, создающие на асфальте объемные иллюзии или 3D рисунки. Такие рисунки выполняются специальной техникой искажения изображения, чтобы плоская картинка казалась объемной.

Среди западных мадоннари, работающих в этом направлении, наиболее широкую известность приобрёл британец Джулиан Бивер (Julian Beever). Особенно удачно ему удается изобразить водную стихию: бушующие водопады, водовороты, реки и озера смотрятся просто невероятно в условиях городской суеты.Еще одним из основоположников направления уличной живописи является Курт Веннер – всемирно известный художник, обладающий уникальным талантом. В своём творчестве он отображает тематику эпохи Возрождения. Это - мифологические персонажи, исторические личности и библейские сюжеты.

Для того чтобы рисункам придать особую реалистичность, используется прием оптического обмана. Но, увы, изображение можно разглядеть только лишь под определенным углом. При взгляде с другой стороны картинка может выглядеть абсолютно несуразной.

Сам процесс создания состоит из двух основных частей:

1. Создание макета 3D, т.е. предварительного эскиза.

2. Перенос эскиза на поверхность асфальта.

Важнейшим моментом при работе является использование фотокамеры, которая контролирует детали рисунка через объектив, а главное всё рассчитывается с большой математической точностью. 3D графика необычайно сложна, ведь художнику приходится постоянно следить за перспективой. Одно неверное движение и иллюзия рассыпается.

Стили шрифтов граффити

Throw-up. ( Троу-ап) Это самый простой стиль, выполнен в двух цветах. Одним цветом выполняется контур другим заливка.

Blockbusters (Блокбастер) Также простой стиль, отличается большими, широкими буквами. В переводе с английского слово означает «бомба» или «лидер продаж». Рисуется иногда даже одним цветом.

WildStyle (Вайлд – стаил)Это динамичный стиль, трудный для прочтения. В переводе с англ. – «Дикий стиль». Этот стиль отличается, прежде всего, нечитаемостью букв слова.

Bubble letter (Бабл - ле`тэ) Это один из самых первых и старых стилей в граффити. Стиль написания букв, где главное - мягкость и объёмность форм. В переводе с английского слово означает «пузырь». Сначала наносится контур букв, а затем они полностью закрашиваются изнутри. Чаще всего этот стиль используется для бомбинга (bombing).

Стиль "перелома". Предполагает разделение букв на отдельные фрагменты, наклоненных в разные стороны.

Камуфляжный стиль. Этот стиль характеризируются своеобразной цветовой гаммой, "петли" выводятся в нескольких местах букв, следуя за предыдущими. Это стремительный и эмоциональный стиль.

Character style. (Кэ`рикта-стайл) Это рисунки, похожие на карикатуры и комиксы.

Freestyle Mixstyle. (Фристайл - Микстайл) Это «Свободный стиль», возможно переплетение различных стилей. Рисуется без наброска то, что приходит в голову.

Стрит-арт в городе Прокопьевске

А прокопьевские граффитисты эти яркие краски ещё и облекают в необычные, креативные формы.

В нашем городе неформальное уличное искусство уже давно и прочно получило официальный статус. Только вместо ностальгического «Цой жив!» и сентиментального «Маша, я тебя люблю!» наши граффитисты с помощью аэрозольных красок рисуют настоящие картины. Вместо холстов у них безликие бетонные заборы, скучные кирпичные хозпостройки и даже столбы электроосвещения.

Зарождение отечественного граффити-движения произошло в 1980 годах в СССР. Первыми считаются Крыс (Крис) из Латвии и Баскет из Москвы. С 1980-х и до середины 1990-х граффити в России носит эпизодический характер и только к концу 1990-х приобретает массовый характер. Большую роль в популяризации граффити сыграла российская брейк-данс команда Da Boogie Crew, ведущая специальную рубрику в популярном молодёжном журнале «Птюч». В Чебоксарах c 2001 года проводится ежегодный граффити-фестиваль в рамках международного хип-хоп фестиваля «Кофемолка».

В 2006 году в Санкт-Петербурге с целью показать реальный уровень российского уличного искусства проходил международный фестиваль граффити.

Совсем недавно в Москве и Саратове граффити получило официальное признание как своего рода искусство. Прокопьевск в этом плане оказался более продвинутым.

Самое первое художественное граффити у нас в городе появилось ещё 10 лет назад в районе трамвайной остановки «Им. Марии Старцевой». Это учащиеся и преподаватели детской художественной школы № 8 решили на практике использовать свой талант. Затем их инициативу подхватили школьники, которые занимаются во Дворце творчества им. Ю.А. Гагарина. Они раскрасили унылое бетонное ограждение хлебозавода.

Настоящий бум граффити в Прокопьевске начался три года назад. Молодые ребята, а средний возраст граффитистов 16-20 лет, объединились в группу, во главе которой стал заведующей мастерской культурно-выставочного центра «Вернисаж» Алексей Порохин.

Помимо просто любителей граффити в этой творческой группе, ежегодно насчитывающей 10-15 человек, учащиеся ДХШ №8 и студенты-художники профессионального училища № 40.

Третьекурсница ПУ №40 Дорохова Ангелина одна из активисток волонтёрского движения. Она - участница всех акций добрых дел. В течение летних каникул Ангелина в составе городского студенческого отряда занималась благоустройством Зенковского парка. Вместе с другими бойцами отряда работала над имиджем улиц города. Эти ребята позаботились о новом облике обновлённого города, превращая заграждения технологических и промышленных объектов в произведения молодёжных направлений: граффити, art-street.

Творческий подход к работе Ангелины отмечен нагрудным знаком "За развитие движение студенческих отрядов".

У прокопьевских граффитистов есть даже свои старожилы. Это студент одного из томских вузов Илья Бабушкин и старшеклассник лицея № 57 Антон Маталыцкий.

В свою очередь город предоставляет граффитистам огромное поле для деятельности, бесплатно снабжает качественной акриловой краской и даже платит заработную плату. К слову сказать, зарплата мастеров спрей-арта составляет в среднем 4-5 тысяч рублей. Что называется, и душе приятно, и в карман есть что положить.

За последние три года благодаря граффитистам преобразились заборы возле дрожжевого завода, по ул. Ноградской, рынка на Крупской, территория муниципального предприятия «Прокопьевскцентроснаб», что находится в Зенково, Зенковский парк, детская городская больница, постройки по улице Советов и ограда бывшего завода КПДС. Впервые в этом году в качестве арт-объектов были выбраны опоры электроосвещения в районе городского фонтана и некоторых центральных улиц Прокопьевска.

Замысел и воплощение идей принадлежат исключительно самим ребятам. Именно так видят мир молодые прокопчане. Они хотят, чтобы он сиял сочными красками.

Результаты социологических исследований

  • Был проведен социологический опрос в городе Прокопьевске в возрасте от 16 до 20 лет, (в опросе участвовало 28человек):
  • Вот так распределились ответы на заданные вопросы.

1. Считаете ли вы, что в нашем городе (Прокопьевске) существует уличное искусство стрит-арт?

2. Чем граффити привлекает современную молодёжь?

1) Яркие и красочные рисунки, ответили - 50%

2) Стрит-арт - это разноцветные композиции скрашивают "серые" улицы и нашего города, радуют своей оригинальностью, изобретательностью, разнообразием, ответили - 30%

3) Актуальные темы с помощью аэрозольных красок рисуют настоящие картины - 15%

3. Считаете ли вы, что стрит-арт является современным городским искусством?

Результаты, полученные на основе проведенного, опроса показали, что население нашего города хорошо знает об искусстве граффити в нашем городе особенно молодежь. Искусству не нужны критики, журналы, музеи и галереи в их нынешнем виде, потому что художники нашли способ доносить свое искусство до людей напрямую. Вне зависимости от того, какие цели преследуют уличные художники - политическая агитация, донесение до людей собственных идей, высказывание на актуальную тему или просто самовыражение, стрит-арт представляется искусством, которое лучше всего отвечает тенденциям времени.

Ответы, ясно дают понять, что населению безразлично самовыражение молодежи, и оно лояльно относиться к выходкам молодых людей, хотя и признают, что стрит арт – как средство самовыражения, играет важную роль в становлении личности и, представляют собой модель общения между людьми, учит жить и подготавливает к взрослой жизни. Для многих граффити как отрывная точка, способ выражения своих мыслей в доступной форме.

Интервьюирование представителя уличного искусства стрит-арт

С целью лучшего понимания, чем граффити привлекает, современную молодёжь выявления полной картины, мы провели интервьюирование с представителя уличного искусства стрит-арт Шиловой Ириной 16 лет.

1. Что такое граффити?

- Для меня граффити как способ самовыражение своих мыслей в доступной форме.

- Существует множество стилей и техник но, тем не менее, всегда можно оставаться оригиналом, главное чтобы это было искренне.

2. Как ты с чего стала заниматься граффити, и как давно?

- Рисовать на стенах начала 2010 году.

- Со временем стала рисовать чаще и по-другому смотреть на то, что должен быть результат, большое внимания стала уделять качеству, идее и композиции. - Отсутствие художественного образования не мешало мне выражать свое видение на стенах.

- Мне нравиться работать с образом, цветом, формой.

3. Как научиться хорошо, рисовать граффити?

- Обучение, и чтобы научиться необходимо ступенчато к нему подходить.

- Смотреть вживую за теми, кто рисует, запоминать, спрашивать.

- Смотреть в сети фильмы, журналы, выбирать то, что нравиться.

- Если нет опыта рисования, то по - началу просто срисовывать, добиваясь схожести.

- Когда будет легко получаться копировать, начать придумывать что - то своё, постепенно переходя на стены.

- И не останавливаться после не удачных попыток.

Творения уличных художников можно смело назвать шедеврами современного искусства, ведь для их создания требуется нечто большее, чем разноцветные мелки и свободный участок асфальта. Неординарный талант, и поразительное терпение – вот что движет мастерами волшебных, уличных иллюзий.

Заключение

Граффити – это действительно искусство, искусство самовыражения, искусство нарисовать свое собственное я.

На данное время в России каждый из крупных городов задействован в этой культуре, открываются граффити-школы, граффити-салоны, граффити-Шопы и даже рекламные агентства, специализирующиеся на работе с граффити. Зарождаются первые отечественные граффити - брэнды.

В 2004 году в Москве прошел первый международный граффити-фестиваль. Рисунки на асфальте создают при помощи различных техник, в которых используют мелки, пастель и баллончики с краской. Красочный слой покрывают специальными лаками. А вот рисунки, сделанные мелом и пастелью недолговечны, поэтому результатом длительной и кропотливой работы должен стать фотоснимок. Именно он сохранит созданный шедевр для истории. По мнению мастеров, вся изюминка заключается в недолговечности этих творений. Чем короче жизнь произведения, тем сильнее будет желание успеть насладиться созданной красотой. В апреле 2011 года в Музее современного искусства США была открыта первая выставка уличных работ под названием «Art in the street». Именно здесь бывшие противники «хулиганского» искусства изменили свое мнение и выразили свое признание граффити как искусство. Сегодня уличная живопись очень популярна и активно развивается с каждым годом. Количество желающих овладеть мастерством создания трехмерных уличных иллюзий постоянно растет. И доказательством тому являются фестивали рисунка на асфальте, которые регулярно проводят в крупных городах мира. Услугами уличных художников пользуются крупнейшие компании мира в рекламных целях. Они уверены, что такая реклама привлечёт к себе внимание. Прокопьевск всегда считался мрачным городом, а теперь он заметно выделяется и своими раскрашенными остановками, и цветными деревьями, а теперь вот еще и граффити на столбах.

Граффитисты разрисовывают целый кузбасский город.

Творчество молодых художников можно увидеть в Прокопьевске даже на столбах. Новое художественное оформление города в Прокопьевске появилось с разрешения местной администрации. Студенческие отряды разрисовывают город граффити и получают за это зарплату. Рисунки появились уже на бетонных ограждениях в Зенковском парке, и на территории детской больницы города. Однако впервые граффити появились в Кузбассе даже на столбах освещения. В прокопьевске уже разрисованы все световые опоры на улице Ноградской, сейчас молодые художники занимаются украшением трансформатора и столбов по проспекту Строителей.

Напомним, ранее Прокопьевск стал первым и единственным кузбасским городом, где весной, деревья не обрабатывают привычной побелкой, а раскрашивают их в разные цвета: голубые, розовые, зеленые. В этом году мы попытались немного разобраться в искусстве Street art и думаем, что нам это удалось. Граффити – часть нового художественного оформления шахтерского городка, утвержденного его администрацией. Уличная роспись появилась на бетонных ограждениях в Зенковском парке, на территории детской больницы и даже на фонарных столбах.

Cписок использованной литературы

1. www.graphitic.ru
2. http://www.ashtray.ru/main/GALERY/graffiti/
3. http://ru.wikipedia.org/wiki/Graffiti
4. http://graffitos.narod.ru/history.html
5. http://www.workground.net/mear.html
6. Медведева О.П. Искусство граффити. Ростов-на-Дону, 2005.
7. Графити становится искусством и поднимает свои стандарты // http://www.corsar-art.nm.ru/site/write/graffiti.htm