Отчет работы ШМО учителей-дефектологов за 2019-2020 учебный год
В 2019-2020 учебном году работа ШМО проводилась над темой «Методические технологии, приемы, методы, формы работы (на уроке, внеурочной деятельности) с детьми с ОВЗ».
При этом ставились задачи:
- Повысить качество образования учащихся с ОВЗ.
- Освоить требования ФГОС для работы с детьми с ОВЗ.
- Всесторонне использовать научно-исследовательскую и творческую работу в разных возрастных группах школьников, с принятием участия в школьных, районных и других предметных олимпиадах.
- Использовать на уроках новые информационные и компьютерные технологии.
На высшую квалификационную категорию в 2019-2020 учебном году аттестовались учителя: Самсонова Наталья Евгеньевна; Семенова Юлия Викторовна; Юрова Светлана Юрьевна.
В следующем 2020-2021 учебном году планируют аттестоваться на первую квалификационную категорию Демочкина Вера Сергеевна, Романенко Ирина Михайловна, Смирнова Юлия Сергеевна.
Повышая свою квалификацию, учителя в течение всего учебного года, активно посещали курсы, семинары, проходили тестирования, помещали свои публикации на профильные сайты.
В течение учебного года учитель Демочкина Вера Сергеевна прошла курсы повышения квалификации по теме: Дополнительное образование в социальной адаптации детей-инвалидов и детей с ОВЗ в количестве 72 часов (Международный центр образования г. Москва); «Применение развивающих игр в деятельности специалиста (психолога, социального педагога, логопеда, дефектолога) в количестве 72 часов (Международный центр образования г. Москва.
Учитель Романенко Ирина Михайловна прошла курсы по программе повышения квалификации «Логопедия» по теме: «Организация обучения, воспитания, коррекция нарушений развития и социальной адаптации обучающихся с тяжелыми речевыми нарушениями в условиях реализации ФГОС »в объеме 144 часов; прошла обучение на ООО «Инфоурок» с 31.01.2020 года по 04.03.2020года.
Педагог поместила публикации на педагогическом сайте учителей infourok.ru по темам:
- «Методы и приемы работы с детьми с ОВЗ во внеурочной деятельности» (от 31.10.2019);
- КТП «Коммуникация» для детей с ОВЗ 5 класс (от 18.01.2020);
- КТП «Счет» для детей с ОВЗ 5 класс (от18.01.2020);
- КТП «Живой мир» для детей с ОВЗ 5 класс (от 18.01.2020);
- КТП «Чтение» для детей с ОВЗ 5 класс (от 18.01.2020).
Учитель Юрова Светлана Юрьевна на педагогических сайтах «Тотал-тест» и «Солнечный свет» прошла тестирования на тему: «Психолого-педагогическое сопровождение детей с ОВЗ в условиях реализации ФГОС»; «ИКТ компетентность педагогических работников» и «Педагогические технологии по ФГОС». Все тесты были выполнены на высоком уровне.
Также педагог Юрова С.Ю. в текущем учебном году поместила свои учебные материалы и публикации на сайт педагогических работников infourok.ru:
1. «Индивидуально-дифференцированный подход в обучении умственно-отсталых детей навыкам поварского дела».
2. Адаптированная рабочая программа по предмету: «Профильный труд» (профессия «Повар») 11 класс. Уровень обучения – базовый.
3. «Понятие и значение применения индивидуально-дифференцированного подхода при обучении школьников с умственной отсталостью».
4. «Физкультминутки, как метод повышения двигательной активности младших школьников в коррекционной школе».
5. «Возможности использования индивидуально-дифференцированного подхода в обучении умственно-отсталых школьников навыкам поварского дела».
Смирнова Юлия Сергеевна 18 февраля 2020 г. посетила семинар по теме «Организация учебно-воспитательного процесса для детей с интеллектуальными нарушениями в условиях школы-интерната» на базе МКОУ РАОПП «Старогородковской специальной (коррекционной) школы-интерната им. Заслуженного учителя РФ Фурагиной А.В.».
Также учитель в течение учебного года принимала активное участие в дистанционных вебинарах на сайте«Профессиональный клуб "Лого-Эксперт":
- Вебинар автора научных работ в области логопедии, филологии и когнитивистики Сизовой Ольги Борисовны (от 25.09. 2019). Тема вебинара: «Дифференциальная диагностика первичных и вторичных нарушений речевого развития».
- Вебинар врача функциональной диагностики высшей категории Центра Клинической Неврологии Уханова Александра Витальевича (от 30. 09. 2019 г).
Тема вебинара: "Методы нейрофизиологической диагностики в практике". - Ведущая вебинара Виолетта Викторовна Картункова (от 08.10.2019).
Тема вебинара: «Дифференциальная диагностика алалии: первичное или вторичное нарушение речевого развития у ребенка. Нейропсихологический подход». - Ведущие вебинара А.В.Уханов и О.П.Сахаровская (от 17.04.2020).
Тема вебинара: «Неговорящий ребенок. Стартап в речевой реабилитации методом ЛФМ под контролем ЭЭГ».
Учитель Савельева Татьяна Владимировна 20.11.2019 выступила с докладом на Районном методическом объединении учителей - дефектологов Одинцовского муниципального района по теме: «Из опыта обучения школьника с нарушениями зрения».
Учитель-логопед Мочалова Яна Александровна 31.03.2020 года прошла дистанционные курсы на педагогическом сайте «Логопрофи» в количестве 8 часов по теме: «Школа преодоления дисграфии».
Учитель Иванова Марина Михайловна 16-17 ноября 2019 г. приняла участие в III Международной научно-практической конференции: «Диагностика и абилитация детей с тяжелыми нарушениями речи и поведения: теория и практика МАР-method».(Автономная некоммерческая организация дополнительного профессионального образования « Институт Марианны Лынской»).
22 ноября 2019 г. была участником конференции «Есть контакт! Образовательные и иные маршруты для ребенка с РАС и его семьи». (Организатор - Региональная общественная организация помощи детям с РАС.)
Тьютор Вошина Наталья Евгеньевна в период с 01.10.2019 по 08.11.2019г. прошла курсы повышения квалификации в Москве в Автономной некоммерческой организации дополнительного профессионального образования «Просвещение-Столица» по дополнительной профессиональной программе «Организация образования обучающихся с ОВЗ и инвалидностью: организация НОО обучающихся с ОВЗ и инвалидностью в соответствии с ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ» в объеме 72 часа.
С 30 марта 2020 года по сегодняшний день обучается на дистанционных курсах переподготовки по теме: «Тьюторское сопровождение обучающихся в системе инклюзивного образования» в объеме 300 часов. (Профильный сайт ООО «ИНФОУРОК»). Итоговая аттестация планируется с 28.05.2020 - 02.06.2020г.
Вошина Н.Е. выступила на базе МКОУ Одинцовского районного центра психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи «Сопровождение» выступила на РМО с темой: «Особенности работы тьютора по сопровождению обучающихся с тяжелыми и множественными нарушениями развития».
Учителя Семенова Юлия Викторовна и Краснокутская Елена Ивановна 25.10. 2019 года на базе МБДОУ центра развития ребенка-детского сада №2 «Сказка» на семинаре-практикуме выступили с мастер-классом на тему: «Нейропсихологический подход при обучении детей с ОВЗ в условиях коррекционного учреждения».
Также Семенова Ю.В. 20.11.2019 на базе МКОУ Одинцовского районного центра психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи «Сопровождение» выступила на РМО с темой: «Специальные образовательные условия для получения образования обучающимися с нарушениями опорно-двигательного аппарата, с нарушениями зрения, с задержкой психического развития»,
Семенова Ю. В. с 31.10.19-20.11.19 прошла курсы повышения квалификации в кол-ве 72 часов по теме: «Организация работы с обучающимися с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) в соответствии с ФГОС» (ООО «Инфоурок»).
Божкова Елена Анатольевна прошла курсы по повышению квалификации:
С 28.09.2019г. по 8.10.2019.г Подготовительный курс РЖЯ 1+ ко II уровню обучения русского жестового языка (9 часов) в Центре образования глухих и жестового языка им. Зайцевой.
С 30.09.2019г.- 26.12.2019г. Учебный курс русского жестового языка II уровня обучения русского жестового языка с оценкой (хорошо) в Центре образования глухих и жестового языка им. Зайцевой (72часа).
С 4.12.2019г.-29.12.2019г. Дистанционный оn-line курс в Коррекционно-логопедическом центре Марии Черняк по теме: Коррекционные занятия с детьми. Формирование учебного поведения.
С 22.01.2020г-16.02.2020г. Дистанционный оn-line курс в Коррекционно-логопедическом центре Марии Черняк по теме: Запуск речи и коррекция алалии.
Божкова Е.А. приняла участие в вебинарах:
14.05.2020г. Е.Н. Краузе на тему: Логопедический массаж как основной фактор коррекции звукопроизношения при дизартрии. АНО ДПО «ДЕФЕКТОЛОГИЯ ПРОФ» 6 часов.
18.05.2020г. Доктор психологических наук Кандидат медицинских наук Психиатр, логопатолог, нейропсихолог Корнев Александр Николаевич по теме: Спорные вопросы организации и помощи при дислексии АНО ДПО «ДЕФЕКТОЛОГИЯ ПРОФ» 6часов.
Также учитель поместил публикации:
14.05.2020г. Индивидуальная коррекционно-развивающая программа на учащегося 1 класса на сайте «Инфоурок». Свидетельство. Номер материала: ДБ-1155525
14.05.2020г Рабочая программа по учебному курсу Русский язык для глухого ребенка на сайте «Инфоурок». Свидетельство. Номер материала: ДБ-1155571
Огерян Светлана Анатольевна с 1.10.2019-8.11.2019 прошла курсы повышения квалификации в Автономной некоммерческой организации дополнительного профессионального образования «Просвещение – Столица» по дополнительной профессиональной программе « Организация образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью: организация НОО обучающихся с ОВЗ и инвалидностью в соответствии с ФГОСНОО обучающихся с ОВЗ.
29.01.2020 посетила региональный семинар в МБОУ «Образовательный центр «Созвездие»» г.о. Красногорск. «Психолого-педагогическое сопровождение и организация коррекционно-развивающей работы с обучающимися с ОВЗ и инвалидностью»
Самсонова Наталья Евгеньевна посетила семинар 18.02.2020г. на тему «Организация учебно-воспитательного процесса для детей с интеллектуальными нарушениями в условиях школы-интерната» на базе МКОУ РАООП Старогородковской специальной (коррекционной) школы-интерната им. Заслуженного учителя РФ Фурагиной А.В
Учитель также поместил свои публикации на сайте infourok.ru:
- Рабочая программа для 2 класса по учебному предмету «Ручной труд» для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) 1 вариант от 11.020. 2020г.
- Публикация на сайте infourok.ru Рабочая программа для 2 класса по учебному предмету «Русский язык» для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) 1 вариант от 11.02.2020г.
- Публикация на сайте infourok.ru Рабочая программа для 7 класса по учебному предмету «Математика» от 11.02. 2020г.
В течение учебного года было проведено 7 заседаний методических объединений, на которых заслушивались доклады с темами по самообразованию учителей; обсуждались открытые уроки и мероприятия; подводились итоги триместров и учебного года в целом.
На заседаниях были рассмотрены следующие вопросы:
- обсуждение и утверждение УМК;
- методические рекомендации по составлению СИПР;
- использование в образовательном процессе современных технологий;
- структура современного урока в соответствии с ФГОС;
- итоги мониторинга здоровья;
- итоги диагностических исследований уровня качества образования;
- анализ открытых уроков;
- анализ тем по самообразованию.
№ ЗАСЕДАНИЯ |
СОДЕРЖАНИЕ |
ФОРМА ПРОВЕДЕНИЯ |
Заседание МО №1. |
1. Тема, задачи работы МО на новый 2019/2020 учебный год. |
очная |
Заседание МО №2. |
1. Выступления с докладами |
очная |
Заседание МО №3. |
1. Подведение итогов успеваемости за I триместр |
очная |
Заседание МО №4. |
1. Выступления с докладами |
очная |
Заседание МО №5. |
1.Подведение итогов успеваемости за II триместр |
очная |
Заседание МО №6. |
Выступления с докладами |
дистанционная |
Заседание МО №7. |
1. Подведение итогов успеваемости за III триместр |
дистанционная |
В течение учебного года учителя работали над темами по самообразованию:
№ |
Фамилия, имя, отчество учителя |
Тема по самообразованию |
1 |
Юрова Светлана Юрьевна |
«Использование физкультминуток как средства повышения работоспособности умственно отсталых детей младшего школьного возраста» |
2 |
Романенко Ирина Михайловна |
«Методы и приемы работы с детьми с ОВЗ во внеурочной деятельности» |
3 |
Смирнова Юлия Сергеевна |
«Коррекция дислексии по методу Дейвиса» |
4 |
Самсонова Наталья Евгеньевна |
«Значение трудового воспитания для детей с нарушениями интеллекта» |
5 |
Куликова Лада Алексеевна |
«Нетрадиционные методы в коррекционной работе с детьми с ОВЗ: работа с камешками» |
6 |
Иванова Марина Михайловна |
«Кинезиологические упражнения как метод работы с детьми с ТМНР» |
7 |
Бортко Ольга Анатольевна |
«Методы работы по формированию межличностных отношений в период подготовительного этапа обучения детей с отклонениями в развитии» |
8 |
Огерян Светлана Анатольевна |
«Методы и приемы развития познавательной деятельности у детей с отклонениями в развитии». |
9 |
Семенова Юлия Викторовна |
«Использование нетрадиционных техник в работе с детьми с выраженным нарушением интеллекта на уроках математики» |
10 |
Божкова Елена Анатольевна |
«Современный метод обучения произношению детей с нарушением слуха» |
11 |
Волкова Елена Александровна |
«Методы и приемы формирования эстетического воспитания у детей с нарушениями интеллекта» |
12 |
Сафиулина Наталья Сергеевна |
«Использование коррекционных технологий в обучении детей с ОВЗ». |
13 |
Вошина Наталья Евгеньевна |
«Общие особенности работы тьютора в коррекционной школе» |
14 |
Савельева Татьяна Владимировна |
«Теневой театр, как один из методов повышения мотивации учащихся с интеллектуальной недостаточностью» |
15 |
Сазонова Ольга Владимировна |
«Программы и методики для детей с РАС школьного возраста и для детей с высокофункциональным аутизмом» |
16 |
Мочалова Яна Александровна |
«Технология формирования речевого дыхания при различных нарушениях произносительной стороны речи у детей с ОВЗ» |
17 |
Краснокутская Елена Ивановна |
«Методы и приемы коррекции нарушений мелкой моторики у обучающихся с НОДА» |
18 |
Лепская Елена Владимировна |
"Использование современного метода работы (Войта-терапии) в работе с детьми, имеющими нарушения ЦНС в условиях реализации ФГОС для обучающихся с ОВЗ " |
19 |
Демочкина Вера Сергеевна |
«Коррекция расстройств аутистического спектра на основе метода сказкотерапии» |
В течение учебного года учителями были проведены открытые уроки:
Дата проведения |
Ф.И.О. учителя |
Класс, |
Тема |
12.09.19 |
Савельева Т. В. |
1 «В» |
«Профессия родителей» |
26.09.2019 |
Огерян С.А. |
4 б |
«Лекарственные растения» |
04.10.19 |
Юрова С.Ю. |
5 «В» Счет |
«Цифра 5. Числовой ряд от 1 до 5» |
18.10.2019 |
Лепская Е.В. |
6 «Б» |
«Правописание приставок» |
31.10.19 |
Краснокутская Е.И. |
1 класс |
«Растительный мир» |
31.10.2019 |
Романенко И. М. |
5«Г» |
«Сказочные гномы. Эмоциональное развитие детей» |
1.11.19 |
Бортко О. А. |
7 «Б» Чтение |
«Определение места звука |
11.11.2019 |
Мочалова Я. А. |
5 «б» |
«Родственные слова.» |
11.12.2019 |
Сазонова О. В. |
5 кл. |
«Лиственные растения» |
20.12.2019 |
Божкова Е. А. |
1е класс |
«Закрепление знаний временных представлений через знаково-графическую аналогию» |
13.12.2019 |
Вошина Н. Е. |
1 класс |
«Здравствуй, зимушка-зима!» |
17.12.2019 |
Самсонова Н. Е. |
2 «б» |
«Дифференциация звонких и глухих согласных» |
9.01.2020 |
Сафиулина Н. С. |
9 в |
«Зима. Сезонные изменения в природе» |
16.01.2020 |
Иванова М. М. |
1 Ж |
«Домашние животные (Кошка и собака) |
22.01.2020 |
Волкова Е. А. |
1 Ж |
«Явления природы» |
4.02.2020 |
Куликова Л. А. |
8 «в» класс |
«Второй десяток. Число 11.» |
В 2019-2020 учебном году вся работа ШМО учителей была направлена на формирование у учителей новых подходов к организации учебного процесса, согласно требованиям новых ФГОС.
Учителя активно внедряют в практику новые образовательные технологии, здоровье сберегающие технологии. Учителя постоянно занимаются самообразованием, в том числе и развитием собственной компетентности.
Работа ШМО была направлена на координацию деятельности педагогов по реализации основных задач, оказание методической помощи учителям в овладении современными образовательными технологиями. Успешно решались задачи по повышению уровня квалификации и совершенствования мастерства педагогов, по изучению структуры урока по ФГОС и распространению опыта.