Отчет руководителя школьного методического объединения учителей-дефектологов

Разделы: Администрирование школы


Отчет работы ШМО учителей-дефектологов за 2019-2020 учебный год

В 2019-2020 учебном году работа ШМО проводилась над темой «Методические технологии, приемы, методы, формы работы (на уроке, внеурочной деятельности) с детьми с ОВЗ».

При этом ставились задачи:

  1. Повысить качество образования учащихся с ОВЗ.
  2. Освоить требования ФГОС для работы с детьми с ОВЗ.
  3. Всесторонне использовать научно-исследовательскую и творческую работу в разных возрастных группах школьников, с принятием участия в школьных, районных и других предметных олимпиадах.
  4. Использовать на уроках новые информационные и компьютерные технологии.

На высшую квалификационную категорию в 2019-2020 учебном году аттестовались учителя: Самсонова Наталья Евгеньевна; Семенова Юлия Викторовна; Юрова Светлана Юрьевна.

В следующем 2020-2021 учебном году планируют аттестоваться на первую квалификационную категорию Демочкина Вера Сергеевна, Романенко Ирина Михайловна, Смирнова Юлия Сергеевна.

Повышая свою квалификацию, учителя в течение всего учебного года, активно посещали курсы, семинары, проходили тестирования, помещали свои публикации на профильные сайты.

В течение учебного года учитель Демочкина Вера Сергеевна прошла курсы повышения квалификации по теме: Дополнительное образование в социальной адаптации детей-инвалидов и детей с ОВЗ в количестве 72 часов (Международный центр образования г. Москва); «Применение развивающих игр в деятельности специалиста (психолога, социального педагога, логопеда, дефектолога) в количестве 72 часов (Международный центр образования г. Москва.

Учитель Романенко Ирина Михайловна прошла курсы по программе повышения квалификации «Логопедия» по теме: «Организация обучения, воспитания, коррекция нарушений развития и социальной адаптации обучающихся с тяжелыми речевыми нарушениями в условиях реализации ФГОС »в объеме 144 часов; прошла обучение на ООО «Инфоурок» с 31.01.2020 года по 04.03.2020года.

Педагог поместила публикации на педагогическом сайте учителей infourok.ru по темам:

  1. «Методы и приемы работы с детьми с ОВЗ во внеурочной деятельности» (от 31.10.2019);
  2. КТП «Коммуникация» для детей с ОВЗ 5 класс (от 18.01.2020);
  3. КТП «Счет» для детей с ОВЗ 5 класс (от18.01.2020);
  4. КТП «Живой мир» для детей с ОВЗ 5 класс (от 18.01.2020);
  5. КТП «Чтение» для детей с ОВЗ 5 класс (от 18.01.2020).

Учитель Юрова Светлана Юрьевна на педагогических сайтах «Тотал-тест» и «Солнечный свет» прошла тестирования на тему: «Психолого-педагогическое сопровождение детей с ОВЗ в условиях реализации ФГОС»; «ИКТ компетентность педагогических работников» и «Педагогические технологии по ФГОС». Все тесты были выполнены на высоком уровне.

Также педагог Юрова С.Ю. в текущем учебном году поместила свои учебные материалы и публикации на сайт педагогических работников infourok.ru:

1. «Индивидуально-дифференцированный подход в обучении умственно-отсталых детей навыкам поварского дела».

2. Адаптированная рабочая программа по предмету: «Профильный труд» (профессия «Повар») 11 класс. Уровень обучения – базовый.

3. «Понятие и значение применения индивидуально-дифференцированного подхода при обучении школьников с умственной отсталостью».

4. «Физкультминутки, как метод повышения двигательной активности младших школьников в коррекционной школе».

5. «Возможности использования индивидуально-дифференцированного подхода в обучении умственно-отсталых школьников навыкам поварского дела».

Смирнова Юлия Сергеевна 18 февраля 2020 г. посетила семинар по теме «Организация учебно-воспитательного процесса для детей с интеллектуальными нарушениями в условиях школы-интерната» на базе МКОУ РАОПП «Старогородковской специальной (коррекционной) школы-интерната им. Заслуженного учителя РФ Фурагиной А.В.».

Также учитель в течение учебного года принимала активное участие в дистанционных вебинарах на сайте«Профессиональный клуб "Лого-Эксперт":

  1. Вебинар автора научных работ в области логопедии, филологии и когнитивистики Сизовой Ольги Борисовны (от 25.09. 2019). Тема вебинара: «Дифференциальная диагностика первичных и вторичных нарушений речевого развития».
  2. Вебинар врача функциональной диагностики высшей категории Центра Клинической Неврологии Уханова Александра Витальевича (от 30. 09. 2019 г).  
    Тема вебинара: "Методы нейрофизиологической диагностики в практике".
  3. Ведущая вебинара Виолетта Викторовна Картункова (от 08.10.2019).
    Тема вебинара: «Дифференциальная диагностика алалии: первичное или вторичное нарушение речевого развития у ребенка. Нейропсихологический подход».
  4. Ведущие вебинара А.В.Уханов и О.П.Сахаровская (от 17.04.2020).
    Тема вебинара: «Неговорящий ребенок. Стартап в речевой реабилитации методом ЛФМ под контролем ЭЭГ».

Учитель Савельева Татьяна Владимировна 20.11.2019 выступила с докладом на Районном методическом объединении учителей - дефектологов Одинцовского муниципального района по теме: «Из опыта обучения школьника с нарушениями зрения».

Учитель-логопед Мочалова Яна Александровна 31.03.2020 года прошла дистанционные курсы на педагогическом сайте «Логопрофи» в количестве 8 часов по теме: «Школа преодоления дисграфии».

Учитель Иванова Марина Михайловна 16-17 ноября 2019 г. приняла участие в III Международной научно-практической конференции: «Диагностика и абилитация детей с тяжелыми нарушениями речи и поведения: теория и практика МАР-method».(Автономная некоммерческая организация дополнительного профессионального образования « Институт Марианны Лынской»).

22 ноября 2019 г. была участником конференции «Есть контакт! Образовательные и иные маршруты для ребенка с РАС и его семьи». (Организатор - Региональная общественная организация помощи детям с РАС.)

Тьютор Вошина Наталья Евгеньевна в период с 01.10.2019 по 08.11.2019г. прошла курсы повышения квалификации в Москве в Автономной некоммерческой организации дополнительного профессионального образования «Просвещение-Столица» по дополнительной профессиональной программе «Организация образования обучающихся с ОВЗ и инвалидностью: организация НОО обучающихся с ОВЗ и инвалидностью в соответствии с ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ» в объеме 72 часа.

С 30 марта 2020 года по сегодняшний день обучается на дистанционных курсах переподготовки по теме: «Тьюторское сопровождение обучающихся в системе инклюзивного образования» в объеме 300 часов. (Профильный сайт ООО «ИНФОУРОК»). Итоговая аттестация планируется с 28.05.2020 - 02.06.2020г.

Вошина Н.Е. выступила на базе МКОУ Одинцовского районного центра психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи «Сопровождение» выступила на РМО с темой: «Особенности работы тьютора по сопровождению обучающихся с тяжелыми и множественными нарушениями развития».

Учителя Семенова Юлия Викторовна и Краснокутская Елена Ивановна 25.10. 2019 года на базе МБДОУ центра развития ребенка-детского сада №2 «Сказка» на семинаре-практикуме выступили с мастер-классом на тему: «Нейропсихологический подход при обучении детей с ОВЗ в условиях коррекционного учреждения».

Также Семенова Ю.В. 20.11.2019 на базе МКОУ Одинцовского районного центра психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи «Сопровождение» выступила на РМО с темой: «Специальные образовательные условия для получения образования обучающимися с нарушениями опорно-двигательного аппарата, с нарушениями зрения, с задержкой психического развития»,

Семенова Ю. В. с 31.10.19-20.11.19 прошла курсы повышения квалификации в кол-ве 72 часов по теме: «Организация работы с обучающимися с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) в соответствии с ФГОС» (ООО «Инфоурок»).

Божкова Елена Анатольевна прошла курсы по повышению квалификации:

С 28.09.2019г. по 8.10.2019.г Подготовительный курс РЖЯ 1+ ко II уровню обучения русского жестового языка (9 часов) в Центре образования глухих и жестового языка им. Зайцевой.

С 30.09.2019г.- 26.12.2019г. Учебный курс русского жестового языка II уровня обучения русского жестового языка с оценкой (хорошо) в Центре образования глухих и жестового языка им. Зайцевой (72часа).

С 4.12.2019г.-29.12.2019г. Дистанционный оn-line курс в Коррекционно-логопедическом центре Марии Черняк по теме: Коррекционные занятия с детьми. Формирование учебного поведения.

С 22.01.2020г-16.02.2020г. Дистанционный оn-line курс в Коррекционно-логопедическом центре Марии Черняк по теме: Запуск речи и коррекция алалии.

Божкова Е.А. приняла участие в вебинарах:

14.05.2020г. Е.Н. Краузе на тему: Логопедический массаж как основной фактор коррекции звукопроизношения при дизартрии. АНО ДПО «ДЕФЕКТОЛОГИЯ ПРОФ» 6 часов.

18.05.2020г. Доктор психологических наук Кандидат медицинских наук Психиатр, логопатолог, нейропсихолог Корнев Александр Николаевич по теме: Спорные вопросы организации и помощи при дислексии АНО ДПО «ДЕФЕКТОЛОГИЯ ПРОФ» 6часов.

Также учитель поместил публикации:

14.05.2020г. Индивидуальная коррекционно-развивающая программа на учащегося 1 класса на сайте «Инфоурок». Свидетельство. Номер материала: ДБ-1155525

14.05.2020г Рабочая программа по учебному курсу Русский язык для глухого ребенка на сайте «Инфоурок». Свидетельство. Номер материала: ДБ-1155571

Огерян Светлана Анатольевна с 1.10.2019-8.11.2019 прошла курсы повышения квалификации в Автономной некоммерческой организации дополнительного профессионального образования «Просвещение – Столица» по дополнительной профессиональной программе « Организация образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью: организация НОО обучающихся с ОВЗ и инвалидностью в соответствии с ФГОСНОО обучающихся с ОВЗ.

29.01.2020 посетила региональный семинар в МБОУ «Образовательный центр «Созвездие»» г.о. Красногорск. «Психолого-педагогическое сопровождение и организация коррекционно-развивающей работы с обучающимися с ОВЗ и инвалидностью»

Самсонова Наталья Евгеньевна посетила семинар 18.02.2020г. на тему «Организация учебно-воспитательного процесса для детей с интеллектуальными нарушениями в условиях школы-интерната» на базе МКОУ РАООП Старогородковской специальной (коррекционной) школы-интерната им. Заслуженного учителя РФ Фурагиной А.В

Учитель также поместил свои публикации на сайте infourok.ru:

  1. Рабочая программа для 2 класса по учебному предмету «Ручной труд» для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) 1 вариант от 11.020. 2020г.
  2. Публикация на сайте infourok.ru Рабочая программа для 2 класса по учебному предмету «Русский язык» для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) 1 вариант от 11.02.2020г.
  3. Публикация на сайте infourok.ru Рабочая программа для 7 класса по учебному предмету «Математика» от 11.02. 2020г.

В течение учебного года было проведено 7 заседаний методических объединений, на которых заслушивались доклады с темами по самообразованию учителей; обсуждались открытые уроки и мероприятия; подводились итоги триместров и учебного года в целом.
На заседаниях были рассмотрены следующие вопросы:

- обсуждение и утверждение УМК;

- методические рекомендации по составлению СИПР;

- использование в образовательном процессе современных технологий;

- структура современного урока в соответствии с ФГОС;

- итоги мониторинга здоровья;

- итоги диагностических исследований уровня качества образования;

- анализ открытых уроков;

- анализ тем по самообразованию.

№ ЗАСЕДАНИЯ

СОДЕРЖАНИЕ

ФОРМА ПРОВЕДЕНИЯ

Заседание МО №1.

1. Тема, задачи работы МО на новый 2019/2020 учебный год.
2. Ознакомление учителей с планом работы МО в новом учебном году и его утверждение.
3. Рассмотрение рабочих программ на 2019/2020 учебный год, УМК и их утверждение.
4. Составление и утверждение графика открытых уроков, мероприятий и предметных недель.

очная

Заседание МО №2.

1. Выступления с докладами
Юрова Светлана Юрьевна
Романенко Ирина Михайловна
Смирнова Юлия Сергеевна
2.Утверждение УМК на следующий учебный год

очная

Заседание МО №3.

1. Подведение итогов успеваемости за I триместр
2. Выступления с докладами
Самсонова Наталья Евгеньевна
Куликова Лада Алексеевна
Иванова Марина Михайловна
3. Обсуждение проведения тематических недель, открытых уроков.

очная

Заседание МО №4.

1. Выступления с докладами
Бортко Ольга Анатольевна
Огерян Светлана Анатольевна
Семенова Юлия Викторовна
2. Обсуждение проведения тематических недель, открытых уроков.

очная

Заседание МО №5.

1.Подведение итогов успеваемости за II триместр
2. Выступления с докладами
Божкова Елена Анатольевна
Волкова Елена Александровна
Сафиулина Наталья Сергеевна
Вошина Наталья Евгеньевна
3.Обмен мнениями по теме.
4.Обсуждение открытых уроков.

очная

Заседание МО №6.

Выступления с докладами
Савельева Татьяна Владимировна
Сазонова Ольга Владимировна
Мочалова Яна Александровна
2. Обмен мнениями по теме.
3. Обсуждение открытых уроков.

дистанционная

Заседание МО №7.

1. Подведение итогов успеваемости за III триместр
2. Выступления с докладами
Краснокутская Елена Ивановна
Лепская Елена Владимировна
Демочкина Вера Сергеевна
3. Обмен мнениями по теме.
4. Анализ работы МО за прошедший 2019/2020 учебный год
5. Задачи на новый учебный год.

дистанционная


В течение учебного года учителя работали над темами по самообразованию:

Фамилия, имя, отчество учителя

Тема по самообразованию

1

Юрова Светлана Юрьевна

«Использование физкультминуток как средства повышения работоспособности умственно отсталых детей младшего школьного возраста»

2

Романенко Ирина Михайловна

«Методы и приемы работы с детьми с ОВЗ во внеурочной деятельности»

3

Смирнова Юлия Сергеевна

«Коррекция дислексии по методу Дейвиса»

4

Самсонова Наталья Евгеньевна

«Значение трудового воспитания для детей с нарушениями интеллекта»

5

Куликова Лада Алексеевна

«Нетрадиционные методы в коррекционной работе с детьми с ОВЗ: работа с камешками»

6

Иванова Марина Михайловна

«Кинезиологические упражнения как метод работы с детьми с ТМНР»

7

Бортко Ольга Анатольевна

«Методы работы по формированию межличностных отношений в период подготовительного этапа обучения детей с отклонениями в развитии»

8

Огерян Светлана Анатольевна

«Методы и приемы развития познавательной деятельности у детей с отклонениями в развитии».

9

Семенова Юлия Викторовна

«Использование нетрадиционных техник в работе с детьми с выраженным нарушением интеллекта на уроках математики»

10

Божкова Елена Анатольевна

«Современный метод обучения произношению детей с нарушением слуха»

11

Волкова Елена Александровна

«Методы и приемы формирования эстетического воспитания у детей с нарушениями интеллекта»

12

Сафиулина Наталья Сергеевна

«Использование коррекционных технологий в обучении детей с ОВЗ».

13

Вошина Наталья Евгеньевна

«Общие особенности работы тьютора в коррекционной школе»

14

Савельева Татьяна Владимировна

«Теневой театр, как один из методов повышения мотивации учащихся с интеллектуальной недостаточностью»

15

Сазонова Ольга Владимировна

«Программы и методики для детей с РАС школьного возраста и для детей с высокофункциональным аутизмом»

16

Мочалова Яна Александровна

«Технология формирования речевого дыхания при различных нарушениях произносительной стороны речи у детей с ОВЗ»

17

Краснокутская Елена Ивановна

«Методы и приемы коррекции нарушений мелкой моторики у обучающихся с НОДА»

18

Лепская Елена Владимировна

"Использование современного метода работы (Войта-терапии) в работе с детьми, имеющими нарушения ЦНС в условиях реализации ФГОС для обучающихся с ОВЗ "

19

Демочкина Вера Сергеевна

«Коррекция расстройств аутистического спектра на основе метода сказкотерапии»

В течение учебного года учителями были проведены открытые уроки:

Дата проведения

Ф.И.О. учителя

Класс,
предмет

Тема

12.09.19

Савельева Т. В.

1 «В»
домоводство

«Профессия родителей»

26.09.2019

Огерян С.А.

4 б
Мир природы и человека

«Лекарственные растения»

04.10.19

Юрова С.Ю.

5 «В» Счет

«Цифра 5. Числовой ряд от 1 до 5»

18.10.2019

Лепская Е.В.

6 «Б»
«Письмо и развитие речи»

«Правописание приставок»

31.10.19

Краснокутская Е.И.

1 класс
ИЗО

«Растительный мир»

31.10.2019

Романенко И. М.

5«Г»
коммуникация

«Сказочные гномы. Эмоциональное развитие детей»

1.11.19

Бортко О. А.

7 «Б» Чтение

«Определение места звука
О в словах»

11.11.2019

Мочалова Я. А.

5 «б»
логокоррекция

«Родственные слова.»

11.12.2019

Сазонова О. В.

5 кл.
(надомное обучение) природоведение

«Лиственные растения»

20.12.2019

Божкова Е. А.

1е класс
Кор-разв. занятие

«Закрепление знаний временных представлений через знаково-графическую аналогию»

13.12.2019

Вошина Н. Е.

1 класс

«Здравствуй, зимушка-зима!»

17.12.2019

Самсонова Н. Е.

2 «б»
Русский язык

«Дифференциация звонких и глухих согласных»

9.01.2020

Сафиулина Н. С.

9 в
Живой мир

«Зима. Сезонные изменения в природе»

16.01.2020

Иванова М. М.

1 Ж
Окр.прир.мир

«Домашние животные (Кошка и собака)

22.01.2020

Волкова Е. А.

1 Ж
ИЗО

«Явления природы»

4.02.2020

Куликова Л. А.

8 «в» класс
счет

«Второй десяток. Число 11.»

В 2019-2020 учебном году вся работа ШМО учителей была направлена на формирование у учителей новых подходов к организации учебного процесса, согласно требованиям новых ФГОС.

Учителя активно внедряют в практику новые образовательные технологии, здоровье сберегающие технологии. Учителя постоянно занимаются самообразованием, в том числе и развитием собственной компетентности.

Работа ШМО была направлена на координацию деятельности педагогов по реализации основных задач, оказание методической помощи учителям в овладении современными образовательными технологиями. Успешно решались задачи по повышению уровня квалификации и совершенствования мастерства педагогов, по изучению структуры урока по ФГОС и распространению опыта.