Конспект открытого показа по экспериментированию в средней группе "Вода, водица"

Разделы: Работа с дошкольниками

Класс: д/с

Ключевые слова: Вода. Состав. Физико-химические свойства, экспериментальная деятельность, вода, средняя группа


Цель: Способствовать развитию у детей познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию и размышлению. Обобщать, уточнять и расширять знания о воде.

Задачи: Выявить свойства воды (прозрачная, без запаха, без вкуса, жидкая, твердая, газообразная, легкая)

Ход занятия

Приветствие:

Здравствуй, солнце золотое! (Ручки вверх).
Здравствуй, небо голубое! (Ручки в стороны).
Здравствуйте, мои друзья! (Все берутся за руки).
Очень рада вас видеть Я! (Раскачивают ручки).

В. – Ребята, а вы любите сказки? (ответы детей). Сейчас я вам расскажу сказку, садитесь поудобнее и внимательно слушайте (воспитатель читает сказку, автор Ирис Ревю)

Некогда жила на свете Капелька – маленькая и лёгкая. И звали её Капелла. Её домом было облако – высокое, мягкое, недосягаемое. На облачке жили и её подружки – хохотушки-капельки. Иногда они собирались вместе, и тогда облако становилось большим и тяжелым. И именовалось тучей.

На туче Капелла и её подружки преображались. Они надевали новые наряды: тяжёлые и тёмные. Они становились большими каплями. И больше не могли удерживаться наверху. Они устремлялись вниз, на землю.

Так капелька однажды оказалась на земле. Земля показалась ей цветущим садом. Ласково светило солнышко, радостно пели птицы, пищали комарики, жужжали пчёлки. Кругом — зелёная трава, красные, жёлтые, фиолетовые цветы. «Ах, как хорошо» — думала Капелла.

Спустившиеся вместе с ней другие капли прятались в земле между корнями растений, а некоторые собирались в ручейки. В ручейке оказалась и Капелла. Ручей радовал всех весёлой песенкой. Звонкоголосый не стоял на месте. Он стремился к реке, река – к морю.

А в море капель – миллионы. И затеряться легко. Но Капелла не потерялась. Когда пригрело солнышко, потоки теплого воздуха поднялись вверх, унося с собой маленькие капельки воды в виде пара. Так и Капелла снова оказалась на небе.

Надолго ли? Скоро она опять соберётся с подружками и образует тучу. И всё повторится вновь.

В. – вам понравилась эта сказка? (ответы детей), смотрите к нам в гости пришла тоже капелька, вот она очень грустная, давайте узнаем почему? Она потерялась и очень хочет найти своих подружек, давайте поможем ей в этом.

В. – предлагаю сначала рассказать о ней.

Д. – капелька – это вода, живет в реке, море, океане, в лужах и т.д.

В. – правильно, а еще капелька живет в туче, в чайнике, хотите я вам это покажу и докажу?

Опыт №1: «Пар – вода или нет?»

Дети садятся за столы. Воспитатель берет термос с горячей водой, открывает крышку и подносит к зеркалу.

Смотрите ребята, что сейчас вышло из термоса? (пар), правильно, пар – это тоже вода, только в газообразном состоянии, если поднести зеркальце, то видно, как по нему стекают капельки. Вот так просто мы с вами убедились, что пар – это вода!

Опыт №2: «Лед – это вода?»

Дети сидят за столом, воспитатель дает каждому ребенку маленький лед.

Ребята возьмите лед в руки, какой он? (холодный, твердый, прозрачный), если мы подержим его немного в руках, что произойдет? (он начнет таять и появляются капельки)

Правильно, лед начнет таять, и появляются капельки. Вот мы с вами и доказали, что лед – это тоже вода.

А теперь предлагаю вам поиграть вместе с нашей капелькой.

Игра «Соберем капли по размеру»

Воспитатель раскладывает на полу вырезанные из бумаги капли разного размера и предлагает их собрать.

Вам нужно собрать большие капельки в большое ведро, а маленькие капельки в маленькое ведерко. Молодцы, все справились быстро, предлагаю дальше рассказать нашей грустной капельке про нее.

Дети садятся за столы.

Опыт №3: «Какой цвет, запах, вкус?»

Ребята, возьмите, пожалуйста, стаканчики с водой и листочек любой цветной бумаги. Посмотрите сквозь стакан, вы видите, какой цвет у листочка? (красный, желтый, зеленый) А почему видно? (потому что вода прозрачная и у нее нет цвета)

Правильно, мы с вами доказали, что у воды нет цвета.

Давайте понюхаем ее, пахнет (нет, потому что она не имеет запаха)

А если мы сделаем глоток, какой вкус у воды? (правильно, у воды нет вкуса)

Вот мы с вами и доказали, что вода не имеет ни цвета, ни запаха, ни вкуса.

Продолжаем дальше, предлагаю поиграть подвижную игру «Солнышко и дождик»

Продолжаем дальше, садимся за столы и поиграем в пальчиковую игру.

"Умывание"

Знаем, знаем - да - да - да, (массаж пальцев)
Где ты прячешься, вода! (поочередно массируют каждый палец)
Выходи, водица,
Мы пришли умыться!
Лейся на ладошку
По - нем - нож - ку.
Нет, не понемножку -
Посмелей! (энергично растирают ладони и кисти рук)
Будет умываться веселей!

Ребята, а вы знаете,  для чего нам нужна вода? (ответы детей: умываться, чистить зубы, чтобы быть чистыми, пить, готовить еду и т.д.)

Правильно, вода нужна не только людям, но и растениям, деревьям, птицам, животным, насекомым и всем на земле. Вода – это жизнь.

Ребята, посмотрите, наша капелька еще грустная.

Опыт №4: «Тонет – не тонет»

В. - Давайте развеселим ее с помощью новой игры. Для этой игры нужны только вода и камушки».

В. - Сколько я налила воды в стаканчик?  (стакан наполнен на половину). Как сделать, чтобы вода дошла до краёв стаканчика? (ответы детей). А как вы думаете, камушки утонут или нет? Почему? (вода легче камней)

Воспитатель предлагает погружать в стакан камушки разной величины. Что происходит с водой? (Она поднимается). Почему вода поднимается? (Потому что мы кладём в воду камушки). Правильно, вода поднимается при погружении в нее предметов.

А теперь, поиграем в игру «Вылови камушки обратно» (дети вынимают камушки из стаканчика с помощью ложек. Молодцы, ребята, вы все сделали правильно и быстро. Наша капелька стала веселой, потому что мы многое про нее рассказали и теперь она может спокойно отправляться к своим подружкам.

Рефлексия

  • Что мы сегодня с вами узнали про воду?
  • Какие опыты делали?
  • Что вам понравилось больше всего?