Тип урока: урок открытия новых знаний.
Цели урока: раскрыть в детях такие качества, как сострадание и милосердие через содержание литературных образов стихотворения “Лебедушка” С.Есенина.
Задачи урока:
Образовательные:
- продолжить знакомство с произведениями великого русского поэта С.Есенина;
- работать над навыком выразительного чтения стихотворения, учить видеть художественные особенности поэтического слова;
Развивающие:
- развивать речь учащихся, внимание, творческое воображение, используя прием словесного рисования;
- развивать эмоциональное восприятие окружающего мира;
Воспитательные:
- воспитывать интерес к предмету, культуру общения, любовь к природе, чуткое и бережное отношение ко всему живому, чувство сострадания, сопереживания.
Оборудование урока:
- презентация;
- музыкальный фрагмент произведения «Клен ты мой опавший»;
- музыкальная постановка (Matrix Rob D.);
- аудиозапись стихотворения «Лебедушка».
Ход урока
Слайд 1.
1. Организационный момент
- В мире много интересного,
Нам порою неизвестного.
Миру знаний нет предела,
Так скорей, друзья, за дело!
2. Проверка домашнего задания
Стихотворение Николая Михайловича Рубцова «Сентябрь».
3. Постановка учебных задач
Слайд 2-3.
(звучит музыка «Клен ты мой опавший...»)
- Музыка, которую вы сейчас слышите, написана специально на стихи одного из великих русских поэтов. Как думаете, кто этот поэт?
- Душа поэта – тонкая струна,
Дотронешься – и зазвучит она!
И мир Есенина нам предстоит постигнуть,
В секреты слова красоты проникнуть.
- Сегодня на уроке мы продолжим знакомство с произведениями Сергея Александровича Есенина.
4. Рассказ о Есенине (Презентация «Биография С.Есенина»)
Слайд 4.
- С.А.Есенин родился в Рязанской губернии, в селе Константиново 21 сентября 1895 года. Это было тихое, чистое, утопающее в садах село. Раздольные красивые заливные луга.
Слайд 5.
- Родители Есенина были бедные крестьяне.
У Есенина было две младшие сестры: Екатерина и Александра.
Слайд 6.
- Когда мальчику исполнилось 2 года, они отдали его на воспитание в зажиточную семью деда по матери. Среди мальчишек он всегда был большим драчуном и ходил всегда в царапинах. Целые дни проводил на природе. Любил поля, луга своего родного села, радовался и белой березке, и душистой черемухе.
Слайд 7-11.
В зимние вечера любил слушать бабушкины сказки, народные песни.
Свои первые стихи он сочинил в 9 лет. Школу окончил с Похвальной грамотой. В 21 год вышла первая книга его стихов.
Есенин трагически погиб 28 декабря 1925 года.
И был похоронен 31 декабря 1925 года в Москве на Ваганьковском кладбище.
- Основная тема творчества Есенина – тема Родины. Родина для него – это его деревня, мир большой природы, мир разнообразных и глубоких человеческих переживаний, чувств.
5. Подготовка к восприятию стихотворения
<- >Ребята, разгадайте ребус. (лебедь).
А какого рода слово лебедь? (Мужского рода)
«Лебёдушка» Какой суффикс в этом слове? Какое значение он придает словам? (Суффикс –ушк-, придает уменьшительно-ласкательное значение).
Слайд 12.
Прочитайте название стихотворения.
По названию произведения можно предположить, как автор относится к этой птице? (Нежно, ласково, с любовью и теплотой относится автор к Лебёдушке).
-Что бы вы хотели узнать сегодня на уроке? (Научиться читать выразительно это стихотворение, находить в нем красивые слова).
Тема урока: С.А.Есенин «Лебёдушка».
Слайд 13.
Что интересного вы знаете о лебеде?
Интересные факты про лебедей:
- Лебедь – величавая и грациозная птица, издавна почитаемая людьми, символ чистоты, благородства, верности.
Лебеди – представители отряда гусеобразных. Это птицы долгоживущие, сообразительные. Эта птица прекрасно выглядит из-за того, что его тело покрыто очень густым оперением. Лебеди являются чемпионами по количеству перьев, покрывающих их тело. Всего у них насчитывают 25 тыс. отдельных перышек, образующих шикарное, густое оперение. При линьке птицы теряют там много перьев, что какое-то время даже не могут летать.
Лебяжий пух обладает удивительной теплоизоляцией, что позволяет птицам отлично переносить холод. Но данное свойство стало причиной их массового истребления в средневековые времена.
На кончике хвоста у лебедей находится специальная железа, выделяющая жир для смазывания перьев. Благодаря этому птицы могут подолгу плавать в воде, не промокая.
Лебеди летят, образуя клин, который возглавляет наиболее сильная особь.
6. Восприятие стихотворения
Слайд 14-15.
- Давайте представим, что мы находимся вместе с поэтом в домике, где он творил свои стихи В доме тихо, все уснули. Стол в горнице накрыт белой скатертью, тихо тикают ходики. Хорошо можно работать! Легко бежит по бумаге простой карандаш. Есенин любил писать простым карандашом: дерево рукой чувствуешь, и спокойнее как-то, теплее. Ложатся на лист четкие, округлые как зернышки, буквы. Так рождаются стихи.
- Послушайте стихотворение, а представленные картины помогут вам ярче увидеть историю, написанную Есениным.
Слайд 16.
- Какие чувства вызвало у вас это стихотворение? Взволновало ли оно вас?
(Чувство грусти, печали, чувство потери самого дорогого, чистого, доброго).
- Кто главные герои стихотворения?
- Он называет их лебёдушка, лебежатушки. О чём это говорит? (Называет их ласково, с любовью.)
Что напоминает вам это стихотворение? (Стихотворение протяжное, напевное, словно русская песня).
7. Словарная работа
Слайд 17,18, 19.
А вот на доске написаны трудные, новые для вас слова. Прочитаем их сначала по слогам, затем целиком.
Словарная работа.
- ватага - шумная толпа, сборище;
- заводь - небольшой залив в реке;
- затон - вдавшийся в берег речной залив;
- дозорила – стерегла, охраняла;
- хоронились – прятались;
- не чуяла – не чувствовала;
- доблестный – храбрый, отважный;
- пряный – имеющий острый вкус и резкий запах;
- колыхалось – качалось;
- покрывала златотканые – в стихотворении это яркие солнечные лучи;
- гладь зеркальная - водная поверхность прозрачная, как в зеркале;
- тихая заводь - небольшой залив в реке с замедленным течением;
- молчаливый затон - длинный нетронутый залив реки;
- трава шелковая – нежная;
- тихозвонные ручейки - спокойно протекающие;
- росинки серебристые - роса прозрачная, под серебро;
- цветы лазоревые - светло-синий тон;
- волны пряные - издающие запах;
- Ребята, как вы думаете, для описания чего Сергей Есенин использует такие словосочетания? (для описания природы.)
- Какой прием использует С.А.Есенин? (олицетворение)
- Есенин очень любил в своих стихах использовать прием олицетворения, а также сравнения и эпитеты.
- Найдите и прочитайте олицетворения: Дети зачитывают олицетворения.
- зорюшка рассыпала,
- сосны наряжали,
- камыши шепталися,
- перешёптывались лилии,
- цветы улыбались.
- Природа, зорька, роса, камыши, как живые существа. Они грустят и радуются, могут разговаривать. У автора здесь – природа живая.
Найдите и прочитайте сравнения:
Лебедушка – словно зоренька
Росинки – словно жемчуг
Цветы – гости
Орел – точка черная
Орел – стрела
Перья летели словно брызги
Найдите и зачитайте эпитеты:
Покрывала златотканые,
озеро серебряное,
белоснежная лебёдушка,
колечки изумрудные
8. Физминутка
9. Чтение стихотворения вслух учащимися по цепочке (по 2 строчки)
Определяем интонации при чтении стихотворения.
Слайд 20.
1-11 строфы читаем спокойно.
Стараемся передать красоту утра, лебеди, ее спокойствие. Ровным, мелодичным голосом передаем легкость ароматного дыхания цветов.
12-14 строфы читаем громче. Показать тревогу матери, настороженность. 15-27 строфы самые трагические. Покажем беспокойство за лебедушку, тревогу за нее.
Прочитаем строгим голосом полет орла и действия лебеди с убыстрением.
28 строфа читается спокойно, ровно. Наступает грустное примирение. Ведь уход из жизни - закон природы, удел всего живого на земле.
10. Чему учит нас это стихотворение
- Как автор показывает, что лебедушка была хорошей матерью?
- Образ Родины слит у Есенина с образом матери. На всю жизнь мать оставалась для поэта воплощением нравственной чистоты. Мать его очень любила и оберегала. В своем стихотворении автор уделяет большое внимание образу матери-лебеди, которая так самоотверженно оберегает своих детей.
- Какое чувство раскрылось в поступке лебедушки? Чувство любви, самопожертвования. Лебедь не пожалела своей жизни, чтобы спасти детей.
Как вы думаете, только ли образ птицы имел автор ввиду в своем стихотворении? (Образ мамы)
- Что хочет сказать нам автор? (Иногда приходится жертвовать собою, своими интересами, ради тех, кого мы любим. Дети – это продолжение жизни. Жизнь не должна обрываться. Смысл жизни – это оставить после себя жизнь.)
А почему мама готова отдать жизнь за своих детей?
- Давайте постараемся вспомнить пословицы о маме. (Дети рассказывают пословицы).
Птица рада весне, а младенец матери.
При солнышке тепло, при матери добро.
Мать кормит детей, как земля людей.
Мамина молитва со дна моря вынимает.
- Как вы относитесь к Лебедушке? Лебедушка восхищает своей смелостью, преданностью своим детям.
Все осталось в природе, только нет лебедушки. Но глубокая нежность, любовь матери к своим детям не погибла.
- Как вы думаете, чему учит это стихотворение?
(Стихотворение учит любить природу, все живое, учит любить Родину, видеть красоту родной природы, учит сопереживать, сострадать.)
- Лебедь погибает, но не погибает добро, трепетная глубокая нежность, не погибает любовь матери к свои детям.
Слайд 21.
11. Игра «Если бы я был волшебником»
- Не хочется заканчивать урок на грустной нотке. Давайте представим, если бы вы были волшебниками, что бы вы изменили в этой истории?
(Дети высказывают свои версии.)
12. Рефлексия
Слайд 22, 23.
Оцени свои действия на уроке.
Какое высказывание тебе ближе?
15. Итог урока
Слайд 24.
- Закончить урок мне хочется словами из стихотворения.
Друзья, учитесь верности у Лебедей!
Любите так,
Как любят эти птицы!
Ведь если взять вселенную,
Ни с чем...
Любовь такая не сравнится.
Они не люди,
Но какая стать,
Какая нежность,
Преданность друг другу.
Их чувство невозможно передать,
Оно подобно истинному чуду!
- Всех благодарю за работу на уроке.
- Если урок научил вас быть хоть чуточку добрее, значит, вместе с поэзией Есенина вы прониклись в мир милосердия, сострадания.
Выставление оценок за работу на уроке. (Хочу оценить вашу работу на уроке и сказать спасибо).
16. Домашнее задание
- Стр. 120–125 (читать выразительно, без ошибок).
- Продумать мелодию, чтобы пропеть несколько столбиков.
- Подобрать несколько коротких рассказов о любви к матери.