Цели: формировать УУД:
- Личностные: развивать способность выражать свои эмоции, оценивать жизненные ситуации с точки зрения общепринятых норм и ценностей.
- Регулятивные: учиться высказывать свои предположения на основе предшествующей работы на уроке.
- Коммуникативные: умение слушать и понимать других, умение работать в паре, группе.
- Познавательные: умение находить ответы на вопросы в тексте, делать выводы в результате совместной работы.
- Образовательные: познакомить с татарской народной сказкой «Три дочери», совершенствовать умение определять вид сказки
Планируемый результат:
- Личностные: уметь проводить оценку жизненных ситуаций с точки зрения общепринятых норм и ценностей.
- Метапредметные: уметь высказывать свои мысли, слушать и понимать других, совместно договариваться о правилах работы и выполнять их. Уметь находить ответы на поставленные вопросы, используя свой жизненный опыт и полученную информацию.
- Предметные:
- знать виды сказок, воспринимать на слух тексты в исполнении учителя, учащихся;
- осознанно, правильно, выразительно читать целыми словами;
- выбирать наиболее точную формулировку главной мысли из ряда данных;
- размышлять о характере и поступках героя.
1. Организационный момент (1 слайд)
Начинается урок,
Как-будто раскрывается цветок.
Что мы увидим, мы ещё не знаем,
Но тайну цветка всё равно отгадаем!Ирина Семёновна вас зовёт
В этот таинственный поход!
Познакомимся, друзья,
Ирина Семёновна – это я.
А ваши имена я вижу на бейджиках.
2. Артикуляционная подготовка
а) Чтобы хорошо читать,
Надо угол зрения расширять.
(Карточки на расширения угла зрения)
б) Урок мы продолжаем, разминку начинаем
Скороговорки на экране дружно читаем. (2 слайд)
- по слогам;
- с ударением;
- как говорим.
- Три сороки тараторки тараторили на горке.
- Бегают три курицы на соседней улице.
- Три щенка, щека к щеке, щиплют щетку в уголке.
- Что объединяет эти скороговорки? (число 3)
3. Знакомство с темой урока (3 слайд)
ТРИ (шифровка слова ДОЧЕРИ)
- Чья пара быстрее расшифрует? А расшифровать вам поможет алфавит.
- Мы расшифровали название произведения, с которым будем знакомиться.
- А как вы думаете, а к какому жанру относится это произведение? (ответы детей) (4 слайд)
(жанры на экране: рассказ, стихотворение, загадка, сказка)
4. Первичное восприятие нового материала (учебники закрыты)
- Я вам прочитаю, и мы узнаем кто же из вас прав.
(чтение учителем сказки стр. 19-20)
- А теперь, прослушав произведение, как вы думаете, кто прав? (ответы детей, с доказательством)
(5 слайд «Сказки», а по щелчку 1. Виды, 2. Подчёркивание)
- А какие виды сказок вы знаете? (на экране виды сказок: бытовая, волшебная, о животных)
Делаем выбор и доказываем. Если есть волшебство, значит сказка волшебная.
А какое число у нас в названии сказки?
Волшебное число 3 – троекратный повтор событий, количество героев…
- Откроем по закладке учебники и посмотрим (работа с учебником)
(Читают «Три дочери» татарская народная сказка).
(6 слайд Карта, по щелчку 1. Иркутская область, 2. Татарстан)
- Посмотрите, какая огромная наша страна. И каждый народ сочинял свои сказки. А сегодня сказка пришла к вам из далёкого Татарстана. (смотрим карту)
5. Словарная работа и проверка первичного восприятия
- А все ли слова вам были понятны?
(работа с экраном:
7 слайд таз (по щелчку 1. Слово ТАЗ, 2. Черепаха)
8 слайд холст (по щелчку 1. Слово ХОЛСТ, 2. Паук)
9 слайд тесто (по щелчку 1. слово ТЕСТО 2. пчела)
- Прочитаем начало сказки и подумаем, а можно ли угадать, как сложиться судьба дочерей?
(2 человека, кто хорошо читает)
- Вы прочитали, слушаем ваши ответы?
- Спасибо за ответы. А сейчас нас ждёт ….. (включаю 10 слайд).
6. Физкультминутка
Белки прыгают по веткам (руки на пояс повороты с полуприседом)
Прыг да скок, прыг да скок! (руки на пояс повороты с полуприседом)
Забираются нередко (Прыжки на месте.)
Высоко, высоко! (Прыжки на месте.)
Повторить три раза.
(11 слайд)
– А какова роль белочки в сказке? (ответы детей)
Дополнительный вопрос: Можно ли назвать её волшебным помощником?
7. Выборочное чтение (слайд 12)
Чтение комментирую, хорошо прочитал и т.д.
- Как встретила белочку старшая сестра? (читаем)
- Как встретила белочку вторая дочь? (читаем)
- Как встретила белочку младшая? (читаем)
- А на какую из дочерей вы хотели бы быть похожи и почему?
8. Работа в мини-группах (слайд 13)
- Перед вами пословицы. Вам надо прочитать и выбрать пословицы, которые больше всего подходят к сказке. Не забудьте объяснить смысл выбранной вами пословицы.
- Человека ценят не по словам, а по делам.
- Добрый человек добру учит.
- Сначала подумай, потом – говори.
- За добро добром платят.
- Кто мать почитает, тот вовек не погибает.
- Красив тот, кто красиво поступает.
Какая из пословиц отражает основную мысль сказки?
9. Итог урока (слайд 14)
- А как вы думаете, значит можно сказать, что пословица «Кто мать почитает, тот вовек не погибает» отражает основную мысль сказки?
(ответы детей)
Словарная работа: - как понимаете слово, почитает (уважение, любовь), вовек (никогда). (слайд 15 с музыкой)
(слайд 15 с музыкой)
- Любите и берегите своих мам. Для каждого человека мама самый близкий и дорогой человек!
(музыка) Наверное, каждый из вас сейчас вспомнил свою маму, бабушку.
Придя домой подарите им любовь и заботу.
10. Рефлексия (слайд 16)
- Вы хорошо сегодня потрудились. И наш цветок расцвёл. Кто считает, что он был трудолюбивым, как пчёлка и открыл для себя новые знания, летите на цветочек. Пожалуйста, первый ряд и т.д. (магнитики-пчёлки у доски).
Особенно хорошо потрудились….
Литература
- Учебник Литературное чтение, Автор В.Ю.Свиридова, 2 класс, Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров». 2012 г.
- Сборник программ для четырёхлетней начальной школы. Система Л.В.Занкова – Москва. 2010 г.
- И.В.Блинова Поурочные планы по учебнику В.Ю.Свиридовой для 2 класса. Волгоград «Учитель». 2010 г.