Проектная деятельность как форма организации работы с родителями младших школьников

Разделы: Начальная школа, Общепедагогические технологии

Классы: 1, 2, 3, 4

Ключевые слова: проектная деятельность, Символы России, «38 попугаев», «Зеленое чудо», проект «Мой любимый город»


Модернизация российского образования предполагает отведение семье исключительной роли в решении задач воспитания, развития и оздоровления ребенка. Успешное решение задач воспитания и развития детей возможно только при объединении усилий семьи и образовательного учреждения.

Одна из основных задач работы школы – повышение педагогической культуры, просвещение родителей, привлечение их к совместной деятельности с педагогическим коллективом с целью создания единого образовательного пространства. В работе над проблемой взаимодействия школы и семьи возникают вопросы: Как помочь родителям в воспитании детей? Каким содержанием наполнить работу в этом направлении?

В своей профессиональной деятельности я как педагог поставила перед собой задачу проводить работу с родителями с учетом новых форм взаимодействия, создавать между ними и ребенком интересную атмосферу творческого общения, взаимопонимания и поддержки. Для решения этих вопросов я стала использовать инновационную форму взаимодействия – проектную деятельность. Данная форма работы направлена на организацию совместной творческой деятельности родителей и ребенка, а значит активное общение между ними.

Метод проектов можно представить как способ организации педагогического процесса, основанного на взаимодействии педагога, воспитанника и его родителей, поэтапной практической деятельности по достижению поставленной цели. Проектная деятельность развивает познавательную активность, самостоятельность, творчество, умение планировать, ориентироваться в информационном пространстве, работать в коллективе, организовывать процесс познания, который должен завершиться реальным результатом. Этот результат можно увидеть, осмыслить, применить в реальной, практической жизни.

Анализируя различные формы взаимодействия детей и родителей, и педагогов, мы искали такие формы, которые позволили бы развивать у детей самостоятельность в решении проблем, умение организовывать свою деятельность. Формы, которые бы не оставляли родителей равнодушными слушателями, а делали бы их равноправными, заинтересованными участниками.

И именно поэтому мы решили использовать во взаимодействии с родителями инновационное направление – проектную деятельность, которая как раз и позволяет решить следующие задачи:

- увлечь родителей жизнью детей в начальной школе, их интересами и заботами;

- «перестроить» родителей из пассивных наблюдателей в активных участников педагогического процесса;

- развитие у детей самостоятельности в решении проблем;

- умение организовать свою деятельность;

- помочь родителям выстраивать свои отношения с детьми (к активному продуктивному партнерству).

Использование проектного метода предполагает:

- развитие свободной творческой личности ребенка;

- полноценное интеллектуальное развитие;

- ребенок при помощи взрослых познает мир, учится взаимодействовать с ним;

- развитие познавательной активности;

- формирование коммуникативных навыков.

Для того чтобы вовлечь родителей в процесс проектирования необходимо было провести подготовительную работу:

- родительское собрание по теме: «Роль родителей в организации проектной деятельности учащихся»;

- анкетирование родителей и обучаемых;

- систематизация информации по данной теме;

- создание презентации по данной теме;

- разработка памяток-буклетов по данной теме;

По результатам анализа анкет было выявлено, что родители в нашем классе слышали о проектной деятельности, хотят получить информацию, окажут помощь детям, но хотят получить подробную информацию по теме.

Родителей проинформировали об этапах создания проекта и их возможной деятельности.

Этапы работы
над проектом

Деятельность
родителей

1. Погружение в проект Помогают в выборе тематического поля, темы; в формулировке проблемы, цели и задач проекта. Мотивируют детей.
2. Планирование деятельности Консультируют в процессе поиска информации.

Оказывают помощь в выборе способов хранения и систематизации собранной информации, в составлении плана предстоящей деятельности.

3. Осуществление деятельности по решению проблемы Наблюдают. Контролируют соблюдение правил техники безопасности. Следят за соблюдением временных рамок этапов деятельности. Оказывают помощь в сборе информации, оформлении материалов и портфолио проектной деятельности.
4. Оформление результатов Наблюдает, советует.

Помогает в обеспечении проекта.

Мотивирует учащихся, создает чувство успеха.

5. Презентация результатов Консультируют в выборе формы презентации.

Оказывают помощь в подготовке презентации.

Выступают в качестве эксперта.

6. Оценка результатов и процесса проектной деятельности Консультируют в оформлении отчета.

Рассказали о возможной поддержке детей.

1. Мотивационная поддержка.

2. Информационная поддержка.

3. Организационная поддержка.

4. Техническая поддержка.

5. Поддержка в самооценке проекта.

Привлекать родителей к процессу проектирования целесообразно, если выполнение проекта проходит в режиме сочетания урочных, внеурочных и внешкольных занятий. Однако при этом важно сделать так, чтобы родители не брали на себя большей части работы над проектом, иначе губится сама идея метода проектов. Важно «позволить» ребёнку выполнить работу самому.

Помощь советом, информацией, проявление заинтересованности со стороны родителей – важный фактор поддержания мотивации и обеспечения самостоятельности и организованности. Особенно неоценима помощь родителей, когда дети делают первые шаги в работе над проектом.

Как правило, первыми помощниками педагога становятся родители учащихся, которые сами являются учителями.

С ними мы сотрудничаем тесно и плодотворно но, наиболее значимыми стали проекты:

  • «Символы России» – I место на Зональной научно–практической конференции в г.Орск в секции «Историческое краеведение»;
  • «38 попугаев» – 2 место в городском конкурсе проектов «Светлячки» г. Гай в секции «Математика», 3 место в III Региональной научно-практической конференции «Шаги в науку» г. Орск в секции «Математика»;
  • «Зеленое чудо» – 1 место в зональном конкурсе учебных проектов г. Новотроицк, 1 место в региональном конкурсе учебных проектов г. Оренбург финалист Общероссийского конкурса учебных проектов г. Москва.

Следующий набор класса совпал с введением ФГОС и нового предмета «Проектная деятельность». К этому времени уже накопился опыт работы в этом направлении.

В городском проекте «Мой любимый город» приняли участие 10 учащихся школы. Победителем стал ученик нашего класса. Его мама оказала помощь сыну на всех этапах работы. Активные родители помогают своим детям участвовать и побеждать в многочисленных мероприятиях, конкурсах, концертах, соревнованиях, олимпиадах. В проекте «Золотая осень» родители поддержали свою дочь, ученицу нашего класса, на всех этапах работы. Бабушка помогла сочинить визитку, тетя оказала помощь в постановке творческого задания, мама в создании презентации. Благодаря помощи своей семьи девочка стала первой. Наш учащийся стал призером школьного проекта «Земля – голубая планета». Его мама оказала помощь на этапе создания презентации. Активный член родительского комитета, папа одной из наших учениц, помог девочке в школьном проекте «Талант. Музыка. Дети». Он принял участие в инсценировке музыкального номера, чем очень поддержал свою дочь. Бывает, к сожалению, и такой случаи, какой произошел с учащимся нашего класса. Передвигаясь со своим дедом на автомобиле, мальчик забыл пристегнуть ремни безопасности. Беды не случилось, но инспекторы ГИБДД обнаружили этот факт нарушения, так нам стало известно об этом в школе. И хотя работа в этом направлении ведется, приходится вновь и вновь для детей и родителей повторять азы безопасности. Был проведен родительский всеобуч с участием инспектора ГИБДД, где был составлен план работы по профилактике ДТП. Родители оказали помощь ребятам на этапе сбора информации, при подготовке к тестированию, созданию рисунков, плакатов, стенгазет, презентаций и т.д. Так родился проект «Азбука безопасности». Надеемся, что с нашими ребятами и родителями неприятностей больше не случится.

Так же с участием родителей были созданы такие проекты как «Тайна имени моего», «Домашние любимцы», «Кем быть», «Все работы хороши», «Дружба крепкая», «Зеленое чудо» и т.д. Активность родителей, принимающих участие в создании проектов, растет с каждым годом:

1 класс 2 класс 3 класс 4 класс
37 % 49 % 72 % 100 %

Проектный метод наиболее эффективен в работе с семьей, так как он позволяет родителям, детям, педагогам не только принять участие в совместной деятельности, но и увидеть результат совместного труда, способствует эмоциональному сближению детей, педагогов, родителей в процессе совместной деятельности, формированию целостного чувственного опыта.

В заключение хочется сказать об эффективности проводимых мероприятий, так как мы видим, как у родителей проявляется искренний интерес к жизни своих детей, желание принять в ней участие, стать близким другом своему ребенку.

Презентация

Литература

  1. Безрукова В.С. Педагогика. Проективная педагогика. Екатеринбург, 1996.
  2. Бычков А.В. Метод проектов в современной школе. – М., 2000.
  3. Матяш Н.В., Симоненко В.Д. Проектная деятельность младших школьников: Книга для учителя начальных классов. – М.: Вентана-Граф, 2004.
  4. Русских Г.А. Подготовка учителя к проектированию адаптивной образовательной среды ученика: пос. для учителя. М.: Ладога-100, 2002.