Открытое занятие по развитию речи с детьми с ОВЗ. Тема: «Сказочная страна»

Разделы: Работа с дошкольниками, Логопедия, Коррекционная педагогика

Классы: д/с, 1

Ключевые слова: ОВЗ, развитие речи


Цель: развитие всех компонентов устной речи детей.

Программные задачи:

  • Обучать самостоятельному формулированию вопросов.
  • Совершенствовать умение грамматически правильно строить 4-5-словные предложения.
  • Закрепить умение самостоятельно задавать вопросы по отработанному стереотипу.
  • Развивать речевую активность детей, их память, внимание.
  • Воспитывать умение работать в коллективе.

Коррекционно-развивающие:

  • развитие зрительного восприятия: рассматривание рисунков
  • активизировать самостоятельную речевую деятельность детей: заинтересованность в пересказе сказки
  • развивать творческое воображение при изображении героев сказке и подборе декораций
  • развивать связную речь детей: правильное ведение диалога в процессе драматизации
  • развитие связной речи: развернутые ответы на вопросы
  • развитие импрессивной речи: понимания инструкций
  • развитие звукопроизношения и грамматического строя речи при ответах на вопросы педагога и драматизации сказки

Коррекционо-воспитательные задачи:

  • воспитывать эстетические качества;
  • учить выслушивать высказывания товарищей;
  • формировать умение работать в команде;
  • воспитывать умение понимать смысл образных выражений в загадках;
  • формировать художественный вкус;
  • воспитывать уважение к книге, любовь к сказкам,закрепить знания о сказках;
  • воспитывать доброжелательное отношение к героям сказок, интерес к сказкам;

Развитие речи: приобщение к художественной литературе на примере сказок, развитие эстетических и эмоциональных чувств, при восприятии художественного слова;

Социально-коммуниативное развитие: формирование таких качеств как сочувствие, отзывчивость, справедливость;

Физическое развитие: развитие потребности в двигательной активности, упражнять в прыжках;

Художественно-эстетическое развитие: развивать эмоциональные чувства при восприятии произведений музыкального творчества;

Методы и приемы: беседа, вопросы, дыхательная гимнастика, дидактическое упражнение, загадывание загадок, счёт, дидактическая игра, физкультминутка, пальчиковая гимнастика, сравнение, рассматривание, рассказ, уточнение, напоминание, поощрение.

Вход под музыку (В гостях у сказки).

Ребята, сегодня к нам пришли гости:

- Поздороваемся с гостями!

1. Мы вместе с гостями отправимся в сказочную страну и для этого мы вспомним сказки.

- Станем дружно в круг, а волшебный клубочек нам поможет назвать сказки; назвали сказку и передали клубочек другому (Царевна-лягушка, Снегурочка; Гадкий утенок, Дюймовочка, Снежная королева (Г.Х.Андерсен); Золушка, Красная шапочка, Кот в сапогах, Мальчик с пальчик (Шарль Перро); Сказка о рыбаке и рыбке, Сказка о Золотом петушке, Сказка о мертвой царевне и семи богатырях (А.С.Пушкин «Доктор Айболит», «Краденое солнце», «Мойдодыр», «Телефон», «Бармалей», «Федорино горе» (К.Чуковского).

- Посмотрите, у нас получился круг из веревочки - мы дружная команда!

- А сейчас узнаем куда нас клубочек приведет?

- Смотрите, он остановился около воздушного шарика, и мы поиграем в игру: «Надуй шарик!» - надуваем щечки, а потом нажимаем на щечки пальчиками и шарик сдувается.

2. Отправляемся в сказочную страну на воздушных шариках.

Дыхательная гимнастика:

1. Давайте надуем шарики: сделаем глубокий вдох через нос, выдыхаем через рот (со звуком Ш-Ш-Ш) – руками изображаем шар.

2. А теперь нужно приземлиться. Наши шарики начинают медленно сдуваться - делаем вдох и выдох (со звуком С-С-С).

3. Вот мы и попали с вами в сказочную страну.

  • Клубочек укажи нам путь !
  • Что это? Перед нами ручеек, нам нужно перепрыгнуть ручей, а перепрыгнуть сможет тот, кто отгадает загадку о сказке.
  • /Приложение с загадками/
  • Подойдите к избушке, около избушки растет цветочек, необычный – это цветик – восьмицветик! Отрываем лепесточки!
  • Смотрите, на скамейке лежат два мешочка, возьмем их с собой.
  • Проходим с вами на полянку, а на полянке два цветочка: ромашка и василек. Переверните свои лепесточки и вы увидите к какому цветочку вам нужно подойти.
  • Получились две команды: ромашки и васильки.
  • Из мешочка вы сейчас достанете предметы.
  • У каждого предмет. У кого-то живой, а у кого-то не живой.
  • Поднимите живые предметы, а сейчас не живые.

4. Поиграем в игру: «Задай вопрос»

  • Садитесь вокруг цветков.
  • На лепестках цифры.
  • Объедините два предмета: живой и не живой и поставьте на середину цветка. /например: бабочка и лодка.
  • Вам нужно придумать вопрос по этим двум предметам и задать его другой команде. Вопрос будет начинаться со слова - Зачем? /например: Зачем бабочка села на лодку?
  • Время определит колокольчик, его волшебный звук обозначать будет, что пора отвечать.
  • Начинает команда «Ромашки». Придумывайте свой вопрос. Время пошло. Дети обсуждают вопрос. /раздается сигнал/Время вышло. Задавать свой вопрос будет первый лепесток.
  • Команде «Васильки» на обсуждение ответа, дается время. Время пошло./ /раздается сигнал/ Время вышло. Отвечать будет третий лепесток и т.д. / Например: Бабочка села на лодку, потому что она хотела поплавать., она устала летать, она была очень любопытной и т.д./ После обсуждения, ребенок выбирает понравившийся ответ.

5. А сейчас вас ждет игра «Море волнуется раз»:

Море волнуется раз, море волнуется два, море волнуется три – сколько у двух зайцев ушей замри! /дети становятся по четыре человека и т.д.

6. Будем сказку вспоминать,

Будем в сказку мы играть.

Это сказка «Репка». (Дети, инсценируют сказку «Репка»)

Возвращаемся из сказочной страны «Дыхательная гимнастика».

7. Подведение итогов.

  • Что вам понравилось?
  • Что вам запомнилось?

На память о путешествии в сказочную страну вам раскраски.

Спасибо всем за внимание, а ребятам за старание.