Тип урока: изучение новый понятий.
Форма занятия: путешествие-выставка.
Цель: изучить развитие органического мира на Земле, влияние климатических условий на изменение флоры и фауны в разных периодах эволюционного развития планеты.
Коррекционно-образовательная задача: развитие познавательной активности учащихся на уроках биологии.
Коррекционно-развивающая задача: развитие внимания, слуховой и зрительной памяти; коррекция логического мышления.
Коррекционно-воспитательная задача: воспитание нравственной культуры; формирование взаимопонимание учащихся в группах и создание положительной эмоциональной поддержки в общении друг с другом.
Основные понятия урока: периоды Земли (Карбон, Юрский, Ледниковый); названия животных и растений; палеонтология.
Оборудование: компьютер, проектор и презентация Microsoft Office PowerPoint; иллюстрации периодов; портреты ученых-естествоиспытателей; индивидуальный конверт-путеводитель; карточки с заданиями.
Структура урока
I. Организационный этап урока.
II. Этап проверки домашнего задания.
III. Этап актуализации субъективного опыта учащихся.
IV. Этап изучения новых знаний.
V. Этап закрепления изученного.
VI. Этап применения изученного.
VII. Этап информации о домашнем задании.
VIII. Этап проверки итогов урока.
IX. Этап рефлексия.
Ход урока
I. Организационный этап урока.
На перемене учащиеся выбирают цветные полоски, на которых написано начало фразы «В движении …». Цветные полоски учащиеся выкладывают в виде летательного аппарата.
Учитель:
Здравствуйте пятиклассники!
Время играет огромную роль,
В жизни живых организмов!
Ты появился на свет,
Ты герой!
В новом ветке поколений!
«Ковер-самолет» заправлен положительными эмоциями и готов совершить полет в новое биологическое путешествие! Девиз урока «В движении … (свобода мысли; существуют все живые организмы и другие возможные ответы).
Три условия успешного полета!
Первое условие: «Ключевое слово урока».
Тема урока: Как развивалась … на Земле.
В теме урока исчезло главное слово.
Вопрос: Назовите главный признак, который отличает нашу планету от других планет Солнечной системы?
Ответ: ж и з н ь
II. Этап проверки домашнего задания
Второе условие: «Ученые-естествоиспытатели».
Биология – это наука, близко связанная с другими научными дисциплинами. Такие науки как геология, физика, химия, астрономия помогают изучать природу вместе с биологией.
Портреты ученых: В.И.Вернадский, Ч.Дарвин, Карл Линней, Аристотель.
Ответы на заданные вопросы заключены в заглавных буквах ученых.
1. Этого человека, никогда не называли ученым. (А) (Аристотель – философ Древней Греции).
2. Земля, по мнению этого ученого, является «живым шаром». (В) (Вернадский)
3. Основатель современной классификации животных и растений. (Л) (Линней)
4. Ученый, который считал, что в природе выживают наиболее приспособленные организмы. (Д) (Дарвин)
III. Этап актуализации субъективного опыта учащихся
Угаданные буквы превращаются в нравственные направляющие урока.
А – активный;
В – внимательный;
Л – любознательный;
Д – дружелюбный.
Учащиеся определяют ориентиры плодотворного путешествия, используя угаданные буквы, которые помогут перейти к выполнению следующего условия.
Третье условие: «Наука, которая изучает вымершие организмы».
Ключик-подсказка: «Четвертая буква в ответе подсказка, запомни ее и в клетку впиши».
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 |
п | а | л | е | о | н | т | о | л | о | г | и | я |
1. Приведите синоним к слову «опыт»? (Эксперимент)
2. Бесцветное вещество, существующее в трех агрегатных состояниях на Земле. (Вода)
3. Наука, которая изучает живую природу, живые организмы. (Биология)
4. Самая «сладкая» группа органических веществ? (Углеводы)
5. Самый легкий газ на Земле? (Водород)
6. Физическая величина, числовая характеристика протяжённости линий. (Длина)
7. Насекомоядное животное, приспособленное к почвенному, роющему образу жизни. (Крот)
8. Это животное проводит в спячке 75% своей жизни, к примеру: во сне проводит 9 месяцев в течение года. (Сурок)
9. В составе воздуха 21% этого вещества, которое живые организмы используют при дыхании. (Кислород)
10. Главная часть любой клетки. (Ядро)
11. Сумчатое животное. (Кенгуру)
12. Наука о веществах. (Химия)
13. Белка, которая умеет «летать». (Летяга)
IV. Этап изучения новых знаний
Учитель:
Учащиеся успешно справились со всеми вопросами, и ковер-самолет переносит нас в таинственный и мало изученный палеонтологами мир, который исчез с лица Земли уже много лет назад.
Существует очень много гипотез, как образовалась Солнечная система и планета Земля (Слайд №1 Современная гипотеза Солнечной системы). И ученые посчитали, что нашей планете 4,5 млрд. лет (Слайд №2 Образование планеты Земля). Жизнь на Земле зародилась в океане около 3.4 млрд. лет назад. Постепенно живые организмы стали осваивать сушу (Слайд №3 Иллюстрации, периоды Земли). Смена периодов означала изменение климата на Земле и гибель живых организмов (Слайды №.4 Многообразие организмов в разные периоды Земли)
Задания по группам.
Задание. Работа по тексту учебника.
Учащиеся в начале урока получили индивидуальный конверт-путеводитель, где они определили шкалу оценки за урок. Оценки обводятся карандашом в начале урока.
- Оценка за домашнюю подготовку: 3 4 5
- Оценка за ответы на уроке: 3 4 5
- Оценка понимание новой темы: 3 4 5
- Оценка за повторение (закрепление) изученных на уроке понятий: 3 4 5
Указывают статус, который им очевиден по обведенным оценкам:
А) статус – Я – лидер! (Учащиеся отметили отметки «хорошо» и «отлично»)
Б) статус – Я – стратег! Я отвечу, но на легкие вопросы! (Учащиеся для себя выделили отметки «хорошо и «удовлетворительно»)
В) статус – Я – оптимист! Я могу, но сомневаюсь в себе! (Отмечена отметка «удовлетворительно»)
Группа: Лидеры!
Группа: Стратеги!
Группа: Оптимисты!
Группа: Лидеры, учащиеся получают задания повышенной сложности!
Группа: Стратеги, учащиеся получают задания с переменным содержанием сложности.
Группа: Оптимисты, учащиеся получают задания на соотнесение ответов, но выбор ответов, на дополнения и обобщения.
Физкультминутка. Учащиеся встают. Закрывают глаза и считают до 5. Повторяют упражнение 4–5 раз. Вытяните руку вперед. Слегка согните ее в локте. Посмотрите на указательный палец, сосчитайте до 4. Затем переведите взгляд вдаль, и сосчитайте до 6. Повторите упражнение 4–5 раз.
Группа оптимистов: Незаконченный фрагмент иллюстрации
Дорисовать животное, написать название, указать тип питания: растительноядный или плотоядный организм, хищник.
А) Стегоцефал.
Б) Птерозавр.
В) Ихтиозавр.
Г) Брахиозавр.
Д) Мамонт.
Д) Саблезубый тигр.
Периоды | Карбон | Юрский | Ледниковый |
Выбрать иллюстрацию для периода | |||
Подобрать описание для периодов | |||
Дополнить ответ, выводами |
Группа стратегов: Составить описания периодов Земли.
Периоды Земли: каменноугольный (карбон), юрский и ледниковый периоды.
Иллюстрации периодов и их описания даны отдельно.
Описание климата:
- влажный воздух;
- снежный покров;
- сухой воздух;
- засуха;
- обильных осадков в виде дождя;
- низкая температура воздуха;
- сильные ветра.
Дополнить ответ (выводы):
- условия обитания животных (благоприятные или неблагоприятные);
- условия развития для растений.
Группа лидеров: Исследовательский отчет по периодам.
«Мир Ледникового периода»; «Мир Юрского периода»; «Мир Каменноугольного периода».
1. Какие организмы господствовали в выбранный период времени:
- рыбы,
- земноводные (амфибии),
- членистоногие (насекомые, паукообразные, ракообразные),
- пресмыкающиеся (рептилии),
- млекопитающие (звери);
- птицы.
2. История периодов, их названия:
- связь с геологическими находками;
- связь с климатическими особенностями;
- связь со специфическими характеристиками растительного мира.
3. Чем интересны для палеонтологов изучение периодов Земли:
- многообразием растительного и животного мира;
- с появлением полезных ископаемых;
- с изучением новых видов растений и животных в периодах;
- с изучением эволюционных изменений, появлений крупных таксономических единиц (классов).
V. Этап закрепления изученного
Результатом является защита групп.
Форма защиты: «Палеонтологическая выставка»
Взаимное оценивание групп: 3 4 5. Контроль ос стороны учителя, делают записи на доске.
Этапы представления выполненных заданий.
Первый этап: Защита стратегов
Название периодов и иллюстрации учащиеся распределяют на доске. Учащиеся характеризуют климатические условия планеты в указанных периодах истории Земли. Дополняют собственными выводами.
Второй этап. Защита оптимистов
Рисунки с животными учащиеся прикрепляют рядом с иллюстрациями периодов. Свои ответы аргументируют.
Третий этап. Защита лидеров
Учащиеся характеризуют периоды, добавляя свои обоснования.
VI. Этап применения изученного
Четыре вопроса. «+» – ответ верный; «–» – суждение ошибочное. Учащиеся используют конверты-путеводители, работают с таблицами.
«Верны ли суждения?!»
Стегоцефал – обитатель каменноугольного периода | Динозавры – это древние рептилии | Динозавры вымерли почти 4,5 млрд. лет назад | В карбоне росли гигантские папоротники, хвощи и плауны |
+ | + | – | + |
VII. Этап информации о домашнем задании
Вариант задания из конверта-путеводителя.
«Вы входите в состав группы палеонтологов, которые занимаются раскопками на территории Франции, вблизи горы Юра».
Составить ответ, в виде рассказа о выбранном животном по плану.
1. Название животного Юрского периода.
2. Описание климатических условий периода.
3. Среда обитания и условия обитания. Морфологическое описание строение организма: внешнее строение (покров, цвет, зубы, конечности, обтекаемость тела).
4. Способ питания и размножения.
5. Основные причины гибели организма.
VIII. Этап подведения итогов урока
Учитель: Ковер-самолет благополучно совершил посадку и пора подводить итоги урока.
Учащиеся выставляют себе оценку, по окончанию урока. Учитель обобщает результаты урока.
IX. Этап рефлексия
Вопросы:
- Какие ощущения испытали учащиеся?
- Хотели ли они оказаться на месте палеонтологов?
- Помогли ли учащимся в путешествии выбранные 4 качества: активные, внимательные, любознательные, дружелюбные.
Смайлики разного цвета, выбирают и выкладывают рядом с прилетевшим летательным аппаратом.
Урок подходит к своему завершению. До новых встреч!