Конспект опытнической деятельности в средней группе "Вода – чудесный дар природы"

Разделы: Работа с дошкольниками

Класс: д/с

Ключевые слова: экспериментальная деятельность, вода, средняя группа


Задачи:

Образовательные:

  • Познакомить детей со свойствами воды: без цвета, без запаха, без вкуса, не имеет формы.
  • Совершенствовать знания детей о значении воды в природе, в жизни человека.
  • Продолжать формировать навыки проведения лабораторных опытов: закреплять умения работать с оборудованием, соблюдать необходимые меры безопасности.

Воспитательные:

  • Развивать социальные навыки: умение работать в группе, учитывать мнение партнера.
  • Прививать бережное отношение к воде.

Оборудование и материалы: На столах: на каждого ребёнка: поднос, 4 прозрачных стаканчика с водой, пронумерованных от 1 до 4; прозрачная емкость другой формы, на блюдцах сахар, чеснок, лимон; баночка с гуашью, кисть, экран для презентации.

Ход деятельности

Воспитатель: Ребята, я рада приветствовать вас в нашей лаборатории. Сегодня мы с вами продолжим изучать природу и то, из чего она состоит. Для того чтобы узнать тему нашего исследования, отгадайте загадку и вы все сразу поймёте.

Если бы не было её, знайте, дети:
Погибло бы всё живое на свете.
Люди, животные и цветы.
О чём идёт речь? Знаете вы?

Дети: О воде.

Воспитатель: Верно! Наш разговор пойдёт сегодня о воде, её значении в жизни человека и для всей природы. Давайте вспомним: для чего нужна вода в жизни человека?

Дети: Пить, готовить еду, умываться, купаться, отдыхать, стирать одежду…

Воспитатель: Правильно. Мы с вами знаем, что человек – это часть природы. Сейчас мы посмотрим видеосюжет о значении воды в природе, и вы ответите на мой вопрос.

(просмотр презентации «Значение воды в природе»)

Воспитатель: Мой вопрос: Что случится с нашей планетой, если вся вода исчезнет, испарится?

Дети: Погибнут растения, птицы, животные, человек.

Воспитатель: Да, ребята. Для нашей планеты потеря воды будет полной катастрофой. Недаром в народе про воду сложено много поговорок, пословиц и стихов. Вспомним эти пословицы:

  • Вода всему госпожа: воды и огонь боится.
  • Вода сама себе – царь.
  • Вода всегда себе путь найдёт.
  • Жди большой беды от лихой воды.
  • Всей воды не выпить.
  • Без воды и не туды, и не сюды.

Воспитатель: Молодцы, ребята! Давайте немного отдохнём и в речке поплаваем. Становитесь все в круг и представьте, что вы на берегу .

Физкультминутка «В речке быстрой»

К речке быстрой мы спустились, (Шагаем на месте)
Наклонились и умылись. (Наклоны вперед, руки на поясе)
Раз, два, три, четыре, (Хлопаем в ладоши)
Вот как славно освежились. (Встряхиваем руками)
Делать так руками нужно:
Вместе — раз, это брасс. (Круги двумя руками вперед)
Одной, другой — это кроль. (Круги руками вперед поочередно)
Все, как один, плывем как дельфин. (Прыжки на месте)
Вышли на берег крутой (Шагаем на месте)

Воспитатель: Вот мы с вами отдохнули, набрались сил, а теперь можно и потрудиться. Займите место за столами и начнём нашу научную деятельность в лаборатории.

Воспитатель: Ребята, почему нашу планету Земля называют голубой?

Дети: Из Космоса планета окрашена в голубой цвет.

Воспитатель: Все правильно. Если смотреть на Землю из космоса, то кажется, будто она голубая. Все водные запасы планеты: моря, океаны, реки сливаются и окрашивают её в голубой цвет (на экране появляется изображение вида Земли из космоса). Давайте и мы с вами проверим: какой цвет имеет вода.

Опыт 1: «Вода без цвета»

Воспитатель: Ребята, возьмите стаканчик с водой, внимательно рассмотрите воду. Запомните, какая она. А теперь добавьте в неё краску, размешайте. Что изменилось? (У детей краски разного цвета и вода получилась тоже разного цвета). Какой она была сначала?

Дети: Вода стала разноцветной, окрасилась. Была без цвета.

Воспитатель: Делаем вывод: вода в природе без цвета, но может окрашиваться в любой цвет.

Опыт 2: «Вода не имеет вкуса»

Воспитатель: Ребята, разрешаю вам попробовать воду из стаканчика. Какая она на вкус? (ответы детей)

Воспитатель: А теперь добавьте в стаканчик с водой немного сахара, либо лимон. Что изменилось? (Ответы детей)

Воспитатель: Делаем вывод: вода не имеет вкуса.

Опыт 3: «Вода не имеет запаха»

Воспитатель: Дети, понюхайте воду в стаканчике. Пахнет вода?

Теперь добавьте в стаканчик немного чеснока. Размешайте. Понюхайте. Какой запах теперь у воды? (ответы детей)

Воспитатель: Делаем вывод: вода не имеет запаха.

Опыт 4: «Вода не имеет формы»

Воспитатель: А теперь самый простой опыт. Посмотрите на воду в стаканчике. Затем перелейте воду в другой сосуд – в баночку. Что изменилось? Вода изменила форму, т.е. приняла форму того сосуда, в который её поместили.

Воспитатель: Наш вывод: вода не имеет формы и может принимать любую форму.

Воспитатель: Молодцы, ребята! Не только потрудились, но и узнали что то новое для себя. Что вам больше всего запомнилось, понравилось сегодня?

Ответы детей.

Воспитатель: А я хочу сказать, что вода-это чудесный дар природы, который надо беречь и охранять. И это может делать каждый из вас. На этом наша лаборатория заканчивает свою работу. А теперь бегите все ко мне. Давайте отдохнем.

Дождик, лей, лей, лей. (помахивают кистями рук)
На меня и на людей руки к груди и разводят в стороны)
На людей по ложке, (ладошки сложены в «ложки» - углубления)
На меня по крошке, (руки к груди и пальцы сложены в щепотку)
А на бабу Ягу (руками схватиться за голову, покачать головой)
Лей по целому ведру. (руки бросить вниз с наклоном  туловища