SAM - способ оценивания учебно-предметный компетенций посредством тестов системы, направленной на выявление уровня владения комплексом умений.
В основе SAM находится теория, разработанная Л.С.Выготским. Чем отличаются тесты SAM от других методик диагностики образовательных результатов? Данный тестовый инструмент представляет собой встроенный механизм, дающий информацию о качестве усвоения учебного материала. Почему в образовательных учреждениях возникла необходимость применения новой модели оценивания предметных знаний? Суть состоит в том, что любой образовательный результат необходимо зафиксировать, а затем объективно и обоснованно оценить. Большинство существующих тестов, разработанных ранее, дают лишь частичную информацию о способах и результатах обучения. Новая диагностика SAM поможет собрать воедино учебно-методическую литературу по данному вопросу - это с теоретической точки зрения, а с практической точки зрения - полученные результаты мониторинга пригодятся в работе педагогам и управленцам.
Для того чтобы подобное тестирование получило право на жизнь, должны быть: 1) предмет педагогического тестирования; 2) матрица содержания (кодификатор); 3) индикаторы (тестовые задания); 4) метрическая шкала; 5) валидизация теста. Особый интерес представляет собой шкала оценивания. Она имеет формальные разметки уровней учебных достижений. Однако наиболее приемлемой в данном случае является 1000-балльная шкала, так как точность и дифференциация играют главную роль. Разметка на шкале делается в соответствии с уровнем учебных достижений: низкий, средний, высокий, продвинутый. К каждому уровню прописывается комплекс умений, которые выполняет ребенок.
Чтобы понять, как работает оценочная модель SAM, можно сравнить её с обыкновенным градусником, градацию которого привязали к определённым состояниям воды. Для принятия того или иного решения необходим широко востребованный измерительный инструмент. Таким инструментом и становится оценочная шкала SAM. Подобная оценочная шкала позволяет сразу, без дополнительных исследований, увидеть, как усвоен учебный материал конкретным обучающимся. SAM может показать не только количественный, но и качественный прирост умений учеников. Это поможет сориентировать администрацию школы, педагогов, работающих с данными детьми, на правильную координацию дальнейшего обучения, сэкономит время для решения более важных задач на развитие тех компетенций у детей, которые действительно имеют низкий уровень по предложенной шкале тестирования. При обычном мониторинге образовательных результатов обычно проводится работа по устранению выявленных недочетов, начиная с повторения того, что итак хорошо усвоено тестируемыми. Группировка компетенций в системе тестирования SAM позволяет этого избежать.
По Л.С.Выготскому, существует три уровня освоения культурного способа действия: формальный, рефлексивный и функциональный. Каждый из этих уровней определяет зону ближайшего развития и характеризуется набором определённых стандартных алгоритмов действия. Первый уровень характеризуется узким спектром стандартных действий. Во втором уровне ребёнок может решить любые задачи, которые соответствуют данной теме. Третий уровень характеризуется тем, что полученные алгоритмы действий ребёнок может применить в любой ситуации. Так сложную олимпиадную задачу можно разделить на части и применить к каждой из них определённые умения и навыки, выработанные в период овладения умениями и навыками, находящимися на первом и втором уровне.
Тесты SAM представлены различными видами заданий: открытые задания с выбором ответа, закрытые задания, задания на соответствия и др.
Как встраивать SAM в деятельность конкретного образовательного учреждения? Данный процесс следует начинать с организации ознакомительных семинаров для педагогов. Для них важно обеспечить подробный разбор трёхуровневой системы SAM с анализом конкретных задач. Учителя должны сами попробовать выполнить эти тесты. Для улучшения создания тестовой базы необходимо организовать практикум по различению уровней задач, взятых из обычных учебников и задачников.
Трудно переоценить помощь диагностических тестов SAM в современной образовательной среде. Объективность информации, сравнимость полученных данных, адекватность, целевое назначение, прогнозируемость - главные атрибуты диагностики SAM, способной конкурировать с другими мониторинговыми мероприятиями в образовательной среде.