Интегрированный урок, посвящённый Всемирному дню приветствий (литературное чтение +технология +окружающий мир). 2-й класс

Разделы: Начальная школа, Общепедагогические технологии

Класс: 2

Ключевые слова: Всемирный день приветствий


Тема «Здравствуйте!»

Цель урока: формирование коммуникативной компетенции учащихся.

Задачи урока:

  • рассказать учащимся о роли приветствия в обществе;
  • познакомить учащихся с моделями приветствия в различных речевых ситуациях;
  • расширить представление учащихся о культуре русского народа;
  • развивать стремление быть терпимым в обществе людей; воспитывать интернационализм; способствовать развитию устной речи учащихся;
  • подвести к тому, что люди любой национальности имеют право на счастье, что необходимо проявлять дружбу и уважение к любому народу;
  • воспитывать бережное отношение к людям, любовь к малой Родине.

Оборудование урока: проектор, интерактивная доска, клей, ватман, разрезные полоски бумаги с напечатанными словами. кружки красного и жёлтого цвета.

Ходу урока

1. Организационный момент:

Приветствие учителями учащихся: чтение стихотворения В.А.Солоухина

- Здравствуйте!
Поклонившись, мы друг другу сказали,
Хоть были совсем незнакомы.
- Здравствуйте!
Что особого мы друг другу сказали?
Просто «здравствуйте», больше
Ведь мы ничего не сказали
Отчего же на капельку солнца
Прибавилось в мире?
Отчего же на капельку счастья
Прибавилось в мире?
Отчего же на капельку радостней сделалась жизнь?

2. Актуализация знаний

- 21 ноября Всемирный день приветствий (придумали праздник два брата Маккормак из американского штата Небраска в 1973 г). И сегодняшнее занятие я хочу посвятить ритуалам и традициям приветствия, а также проявлению толерантности по отношению друг к другу.

Упражнение «Давайте поздороваемся»

Цель: снятие мышечного напряжения, переключение внимания.

Дети по сигналу ведущего начинают хаотично двигаться по комнате и здороваются со всеми, кто встречается на их пути (а возможно, что кто-либо из детей будет специально стремиться поздороваться именно с тем, кто, обычно, не обращает внимание на него). Здороваться надо определенным образом:

  • 1 хлопок - здороваемся за руку;
  • 2 хлопка - здороваемся плечиками;
  • 3 хлопка - здороваемся спинками.

- А ещё люди при встрече приветствуют друг друга и словами рад вас видеть, хлеб да соль, здравия желаю, но чаще говорят слово «здравствуй».

(дети рассаживаются по местам)

Сценка «Птички»

Ведущий: - Жили-были Петушок и Курочка. Они очень дружили и были неразлучными. И вдруг !Что случилось? Отчего вы такие сердитые? Поссорились? Надо мириться!

К. - Я с этим Петушком дружить не буду! Он невежливый. Я сказала ему: «Здравствуй!», а он не ответил.

П. - А зачем каждый день говорить «здравствуй»? Только вчера здоровались.

К. - Ну я же сегодня тебе сказала «здравствуй!»

П. - Почему? Я вовсе этого не хочу.

Ведуший: - А почему ты для неё пожалел это слово? Ведь «здравствуй» - это значит «будь здоров». Ребята, а давайте все вместе споём песню про Петушку это замечательное слово.

«Здравствуй, детство!» - Песня из м/ф «Чучело-мяучело».

П. Прости меня, курочка! Я всегда буду здороваться, каждый день, чтобы ты не заболела.

Чтоб никого не обижать.
Друг друга надо уважать.
И не дразнить и не грубить,
И «здравствуй» говорить.

- Но не только словами можно приветствовать друг друга, но и жестами - рукопожатием, кивком головы, поклоном, отдать честь. Есть смешные приветствия: в Лапландии-потереться носами; индейцы - обнюхивают, а потом ударяют друг друга по копью, в Тибете - показывают язык. (просмотр видео слайда).

Сценка с Буратино.

Б.(вбегает). Вот вы где? А я опоздал! О чём вы тут говорите?

Ведущий: Мы с ребятами говорили о ритуалах приветствия. Что должен был сделать Буратино перед тем, как войти? (Постучать, спросить разрешения: войти, поздороваться).

Б. Понял! Понял! Я исправлюсь! (Выходит, стучит, здоровается со всеми за руку)

Ведущий: А как по-другому мог поздороваться Буратино? (кивком головы). Буратино опоздал к нам, поэтому и не знает вежливых слов. Давайте его научим.

Игра «Научи Буратино!» (передают мяч под музыку, на ком остановиться - говорит вежливое слово).

Ведущий:- Буратино, ты запомнил эти волшебные слова? А ещё, ребята, Буратино забыл снять свою шапочку, когда вошёл в класс, а все мальчики и мужчины должны снимать в помещении головные уборы. Вот откуда пришёл этот обычай.

Давным-давно по дорогам скитались бродяги, в лесах прятались шайки разбойников. Уезжая из дома, рыцарь надевал железную кольчугу, шлем на голову. Но вот на пути дом, где живёт знакомый. Переступая порог. рыцарь снимал свой шлем. «Я тебя не боюсь, - говорил он этим жестом, Я тебе доверяю». Этот обычай сохранился и до наших времен. Поэтому же снимают и перчатку, и варежку, когда здороваются за руку. Этим говорят: «Не бойтесь! Вот вам моя теплая ладонь. Оружия у меня в руках нет».

Ученик:

- Здравствуйте, ты скажешь человеку.
И, наверное, не пойдет в аптеку
И здоровым будет много лет.

Ученик:

Будь здоров, не болей.
Это просьба всех людей.
Здравствуй, стоит лишь сказать,
И не надо объяснять:
Быть здоровыми хотим
И об этом говорим.

Ученик:

Мне кажется, что «здравствуй» - лучшее из слов.
Потому, что «здравствуй» - будь здоров.
Правило запомни, знаешь - повтори.
Старшим это слово первым говори.
Вечером расстались, встретились с утра.
Значит, слово «здравствуй» говорить пора.

Физминутка. (для глаз).

- Поэты и писатели, понимая возможность приветствия в русской культуре, часто использовали их в своем творчестве.

Вашему вниманию предлагается Викторина по страницам произведений русских поэтов.

- «Здравствуй, красная девица, - говорит он, -

1) Будь царицей и роди богатыря мне к исходу сентября». (А.С.Пушкин «Сказка о царе Салтане…»)

2) «Говорит старик своей старухе: «Здравствуй, барыня-сударыня дворянка! Чай теперь твоя душенька довольна». (А.С.Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке».)

3) «Здравствуй, князь ты мой прекрасный! Что ты тих, как день неясный?» (А.С.Пушкин «Сказка о царе Салтане..»

4) «Здравствуй, зеркальце! Скажи, да всю правду доложи…» (А.С.Пушкин «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»).

5) Встретились кума Лиса да серый Волк

- Здравствуй, лисонька!

- Здравствуй куманёк! (сказка Лиса и Волк).

6) По мачехиному велению привёз старик дочку зимой в лес, под старой елью оставил. Приходит Морозко, по ёлкам попрыгиваю, на красную девицу поглядывает.

- Здравствуй, девица!

- Здравствуй, Морозушко, здравствуй, батюшка!

- А тепло ли тебе, красная?

- Тепло, Морозушко, тепло, батюшка! (сказка «Морозко»).

Физминутка.

Словарная работа. В начале урока вы назвали несколько примеров приветствия. Обратимся еще раз к ним. Одновременно заполнение таблиц, находящихся у каждого ученика, и таблицы на интерактивной доске. Учащиеся называют вначале речевые модели, затем коллективно разбираются речевые ситуации.

Речевые модели

Речевые ситуации

Здравствуйте! Здравствуй!

В любой ситуации

Доброе утро!
Добрый день!
Добрый вечер!

Приветствуя кого-либо утром.
Приветствуя кого-либо днём.
Приветствуя кого-либо вечером.

Привет!Салют!

Непринуждённое общение, чаще всего в молодежной среде.

Здорово!

Грубовато-сниженное.

- Россия - многонациональное государство, в котором живут представители более 100 народов.

- У каждого народа свои обычаи и традиции. Поэтому главный принцип мирного совместного проживания - уважение к традициям, обычаям дружественных народов-соседей. В том числе - соблюдение элементарных правил этикета - приветствие друг друга.

- Давайте попробуем сами ответить на вопрос:

Что же такое толерантность? (выслушиваются ответы).

Толерантность - терпимость к чужому мнению, вероисповеданию, поведению, культуре, политическим взглядам, национальности, т.е. это проявление терпимости и уважения к личности другого человека, независимо от каких-либо отличий.

Игра.

Учитель. Я называю ситуацию, а вы поднимите красный кружок, если вам подходит первое выражение, жёлтый - второе.

Младший брат сломал твою игрушку.

1) Ты его прощаешь.

2) Ты ударяешь его.

Ты поссорился со своей сестрой.

1) Ты попытаешься помириться с ней.

2) Ты обижаешься и мстишь.

Саша плохо одет.

1) Это неважно

2) Ты подсмеиваешься над ним.

На твоих глазах на кого-то нападают.

1) Ты пытаешься защитить его.

2) Ты делаешь вид, что ничего не замечаешь.

Цвет кожи одноклассника отличается от твоего.

1) Ты стремишься лучше узнать его.

2) Ты говоришь: «Все люди другого цвета кожи-нули».

К тебе подходит ребенок-инвалид…

1) Ты естественным образом разговариваешь с ним.

2) Ты отходишь от него и не знаешь. что сказать.

Если преобладают красные кружки, ты проявляешь большую толерантность. Прекрасно! Ты уверен в себе, можешь выразить своё мнение. И ты понял ,что твоя свобода заканчивается там, где начинается свобода других.

- Проявлять толерантность-это значит, бережно относиться ко всему живому на нашей планете, вместе бороться с насилием, понимать друг друга, чтобы строить мирное будущее.

Практическая работа.

Коллаж «Добрая земля».

Учитель: Земля покрыта туманом. Давайте сделаем так, чтобы солнце на этой земле засияло ярко-ярко. Для этого первая команда изобразит нам на этом листе солнце. Не случайно, народная мудрость гласит: доброта, что солнце. А добрые люди, как лучи солнца добротой своей согревают людей. Сейчас я раздам слова. Нужно выбрать из этих слов только те, которые относятся к добрым людям, и наклеить их на лучи солнца.

развязный

чуткий

ласковый

аккуратный

отзывчивый

весёлый

доброжелательный

помогает в беде

счастливый

вежливый

часто ссориться

наглый

грубый

вспыльчивый

внимательный

неучтивый

скромный

жадный

умеет прощать обиды

общительный

крикливый

Посмотрите на коллаж, который у нас получился.

Рефлексия

Какие же люди должны жить в нашем государстве?