«Сказка – это зернышко, из которого прорастает эмоциональная оценка ребенком жизненных явлений»
В.А. Сухомлинский
На современном этапе развития общества особое значение приобретает проблема духовности и нравственности. Духовно-нравственное воспитание учащихся является первостепенной задачей современной образовательной системы и представляет собой важный компонент социального заказа для образования.
Согласно «Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России», «важнейшей целью современного отечественного образования и одной из приоритетных задач общества и государства является воспитание, социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина России».
Российская педагогика традиционно рассматривает духовно-нравственное воспитание личности, как целенаправленный процесс, включающий в себя формирование воли, морального сознания, нравственных привычек, чувства долга, чести, достоинства, уважения к труду, патриотических чувств и убеждений. Задача нравственного воспитания заключается в приведении этих качеств в целостную систему.
К.Д. Ушинский считал, что сущность нравственного воспитания не в «кодексе правил поведения», а в создании внутренней направленности человека. Поведение же его вытекает из внутренней установки личности: «Создай раньше материал нравственности, а потом ее правила».
Огромной силой воздействия на внутренний мир и ценностную сферу личности обладает сказка, как особый литературный жанр. Именно поэтому работа со сказками играет важную роль в формировании духовно-нравственных ценностей учащихся младших классов.
Любой художественный текст, особенно сказочный, в неявном виде несет в себе определенный тип духовности, который проявляется более или менее ярко и влияет на читателей, даже если они об этом не задумываются. В текстах, затрагивающих проблемы свободы, добра и зла, любви и дружбы, жизни и смерти, духовная составляющая текста проявляется обязательно — через символы, метафоры, свойства, приписываемые тем или иным героям, через возможности, которые предоставляются героям сказки, повороты сюжета.
Особое место среди авторских художественных сказок занимают сказки В.А. Сухомлинского. Эти сказки можно и нужно использовать при работе с учащимися 1-4 классов. Такая работа, например, может проходить в рамках уроков внеклассного чтения, на классных часах.
При работе со сказками могут использоваться следующие приёмы:
- разыгрывание сказки по ролям, проигрывание эпизодов, эмоций героев;
- обсуждение поступков героев, ситуаций;
- поиск возможных вариантов развития событий;
- беседа «Почему герой так поступил?»;
- рисунки и поделки к сказке.
С помощью сказки мы воспитываем у детей:
- Волю — сложное и многогранное качество личности.
- Веру в себя — умение противостоять неудачам.
- Смелость — самообладание, бесстрашие, умение вести себя достойно в критических ситуациях.
- Трудолюбие — нежелание сидеть без дела, стремление к полезному труду.
- Настойчивость — терпение и выдержку при достижении цели.
- Обязательность — умение держать слово.
- Оптимизм — веру в успех, увлеченность, душевный подъем.
- Целеустремленность — умение определять цель и настойчиво добиваться ее достижения.
- Доброту и честность.
Сказка преподает урок нравственности, учит хорошим человеческим качествам, но делает это без скучных наставлений, просто показывает, что может произойти, если человек поступает плохо, не по совести.
С помощью сказки мы развиваем у ребенка умение слушать, познавать, сравнивать, сопоставлять, связную речь, интерес к учебе, мышление, внимание, память, воображение, мимику лица и жесты, эстетические чувства, чувство юмора.
Итак, можно сказать, что сказка с давних пор носит наравне с развлекательным и воспитательный характер. Именно поэтому, велико значение сказок в воспитании детей, ибо они занимают ум, чувства, воображение и тем самым закладывают духовно-нравственное начало.
Фрагмент классного часа «Разговор о красоте» по сказке В.А. Сухомлинского «Мальчик и колокольчики ландышей» – Приложение.