Сегодня нет строгого разделения между онлайн и офлайн реальностями, активности людей в Сети и в реальной жизни переплетаются всё теснее. Развитие цифровых коммуникаций привело к распространению разновидности буллинга - кибербуллинга. Это намеренное, неоднократно повторяющееся воздействие на ребенка или подростка посредством электронных технологий. Дети, впрочем, как и взрослые, довольно часто бывают несправедливы и жестоки. Преследование и травля одних детей другими в школе, в классе или во дворе явление далеко не новое. Но если в реальной жизни все происходит по определенным законам: для жертвы выбирается тот, кто младше и слабее. Жертва - это, как правило, человек с низкой самооценкой, которого можно легко «опустить». Довольно сложно представить ситуацию, в которой жертва и агрессор меняются местами. Вряд ли жертва осмелится нападать на более сильного и защищенного поддержкой противника.
Однако в интернете сегодня ситуация кардинально меняется: в Сети же возрастные и социальные границы размыты, более слабые могут устроить травлю более сильным, и помехой не будут являться ни социальные стандарты, ни положение семьи в обществе, ни даже возраст. Киберпреследователи способны настигать своих жертв всегда и везде, оставаясь при этом анонимными и вовлекая в травлю гораздо больше людей, чем это было бы возможно в офлайне.
Печальный и нередкий вариант травли: старшие мальчики, пользуясь неискушенностью девочки, как правило, младшего подростка, хитростью провоцируют ее раздеться перед веб-камерой. Затем они заставляют девочку и дальше посылать им свои снимки, угрожая в случае отказа отправить фотографии ее родителям и одноклассникам.
Другой вариант: старшеклассник получает сообщение в Facebook от девочки из школы. Они начинают флиртовать, и их отношения перерастают в сетевую любовь. Когда мальчик подходит к той девочке в школе и пытается с ней заговорить, раздается дикий хохот ее подруг, на него сыплются обидные и язвительные комментарии. Девочки позабавились за его счет. Сообщения (а в некоторых случаях и фотографии) распространяются в сети так, чтобы «все» в школе (за исключением учителей и других взрослых) могли прочитать все, что было адресовано девочке, в которую был влюблен отправитель. Для девочек, одурачивших мальчика, та ситуация лишь эпизод, в то время как он в течение долгого времени продолжает страдать от травли. Распространение информации в Интернете порождает все новые и новые оскорбительные комментарии, все больше учащихся его школы, да и других школ тоже, узнают о произошедшем, и травля постоянно возобновляется.
Термин «кибербуллинг» применяется лишь по отношению к поступкам детей и подростков. Взрослые, действующие подобным образом, могут быть привлечены к уголовной ответственности за домогательства в Интернете или Интернет-сталкинг (преследование). Издевательства в Интернете - серьёзная проблема, и они не должны оставаться безнаказанными только потому, что происходят в сети, а не в реальной жизни.
Рассмотрим модель ситуации кибертравли (рис.1). Как правило, она может реализовываться через такие ресурсы, как фото, аудио, видео, действие/бездействие ученика/учителя. Общаясь в социальных сетях, дети и подростки активно изучают пределы нравственных и социальных границ. Не редко подростки придерживаются установки, что травля - это на самом деле не травля, потому что изначальным мотивом было «просто пошутить» или подурачиться, или же «просто попробовать», проверить. Другим распространённым мотивом, побуждающим к кибертравле, является месть. Из этого следует, что роль преследователя и жертвы в сети зачастую поочередно играют одни и те же дети. Обе вступившие в конфронтацию стороны чувствуют себя подвергшимися травле. Один из трех человек, занимавшихся травлей в Интернете, говорит, что хотел поквитаться. Уровень распространения «эпидемии» может быть в пределах, класса, параллели, школы или круг участников может выходить за пределы 1-го образовательного учреждения. Обычная ситуация: кибертравля в возрастной группе 12-15 лет часто возникает именно в кругу друзей, но, чем дети старше, тем больше становится количество участников травли. Это как наркотик: ты должен или активно участвовать или быть в курсе.
Рис.1 Модель ситуации кибертравли
Считается, что феномен кибербулинг наиболее характерен для подростков в возрасте от 12 до 15 лет, ведущих активную онлайн-жизнь. Однако, это явление можно уже встретить и в общении младших школьников. Обычно всё начинается с мотива пошутить, подурачиться, что потом перерастает в нечто большее, и в отдельных случаях может иметь не только психологические и эмоциональные, но физические последствия.
В школах достаточно уделяется внимание профилактической работе с подростками в данном направлении, разработаны следующие этапы:
- диагностический: мониторинг обучающихся учащихся основной школы;
- просветительский: изготовление информационных буклетов, памяток о стратегии пресечения и профилактики кибербуллинга, выступления на родительских собраниях, групповое консультирование подростков;
- реализация занятий: групповые занятия с элементами тренинга с подростками, подверженными кибербуллингу.
Но важно начинать профилактическую работу раньше, с начальной школы, проводить мероприятия, беседы с детьми по формированию культуры общения, в том числе и в сети, составлять памятки по предотвращению кибербуллинга. Важно объяснять детям, что при общении в интернете они должны быть дружелюбными с другими пользователями. Что ни в коем случае не стоит писать резкие и оскорбительные слова - читать грубости так же неприятно, как и слышать.
Учить детей правильно реагировать на обидные слова или действия других пользователей. Обращать внимание, что не стоит общаться с агрессором и пытаться ответить ему тем же. Можно покинуть данный ресурс и удалить оттуда личную информацию. Лучший способ испортить хулигану его выходку - отвечать ему полным игнорированием. Не замалчивать о ситуации, а сообщить о ней родителю, классному руководителю или психологу, которые примут меры по защите ребенка. Разъяснять детям, что в интернете есть возможность заблокировать обидчика, написать жалобу модератору или администрации сайта. А чтобы эти знания были лучше усвоены обучающимися, хорошо бы всё это отработать в практических заданиях.
Одним из таких упражнений является «Пожелание в чате». Для каждого учащегося готовится именной конверт. Далее они раздаются классу, и каждый ученик анонимно «печатает» пожелание на листочке бумаги, оформленного в виде онлайн-чата и кладет в конверт. Пожелание может быть общее - «огромного счастья», а может быть конкретным для определенного ребенка - «улучшить оценки по математики». В конце все конверты собираются и раздаются адресатам. Дети читают свои пожелания, и если есть те, которые им не понравились - как-то их задели, обидели, то они могут эти листочки скинуть, удалить в корзину ведущего (педагогу или психологу). А ведущий потом вместе с классом обсуждают пожелания, которые оказались «забанены», что могло повлиять на такое решение ребенка, что в этом пожелании обидное, неприятное. А такие удаленные напутствия, как правило встречаются достаточно часто, в классе есть те, которые пишут негатив, тем более это анонимно. В результате проведения упражнения учащиеся и знакомятся, одновременно закрепляют правила поведения в сети, учатся правильному реагированию на обидные слова и обращают внимание на эмоции и чувства, которые эти слова-пожелания вызывают.
Для учащихся основной школы при проведении профилактического классного часа по теме - кибербуллинг на этапе рефлексии можно включить такое упражнение, как «СМС-совет». Подросткам предлагают сделать то, что они делают каждый день: написать СМС-совет неизвестному адресату, который находится в виртуальном пространстве. После того, как смс-пожелания были написаны, предлагается «отправить» их в «накопитель информации», затем обучающиеся подходят и выбирают себе одно из сообщений, знакомятся с ними. Далее подростки зачитывают полученные СМС, при необходимости обсуждают и педагог подводит итог.
Таким образом, проводя профилактическую работу, наверное, невозможно полностью искоренить травлю и другие проявления жестокости в детской среде, однако есть шанс помочь обучающимся - правильно реагировать на кибербуллинг, знать, как действовать, чтобы это прекратить.
Литература
- Кибербуллинг в школе/сост. О.Е.Ероховец, Д.В.Нитиевская, А.В.Курневич. - Минск: Красико-Принт, 2016.-96с. (Школьному психологу и социальному педагогу).
- http://detionline.com/journal/numbers/23 - журнал-онлайн «Дети в информационном обществе».