Эффективность работы по развитию речи во многом зависит от того, насколько учитель осознал целесообразность отдельных видов работы.
Я предлагаю опыт работы над выборочным изложением. Данный вид изложения не всегда по достоинству оценивается учителями, вызывает определенные трудности у учащихся. Как известно, при выборочном изложении от ученика требуется пересказать в соответствии с заданием не весь текст, а какую-то его часть. Дети отбирают материал, связанный с определенным персонажем, темой, явлением.
Как и при подробном и сжатом изложении, ученик должен осмыслить текст с точки зрения содержания, жанра, языковых особенностей, а потом пересказать его тем или иным способом.
Специфика выборочного изложения состоит в том, что дети учатся выделять в тексте отдельные темы, вычленять материал, относящийся к той или иной теме, строить высказывание на основе собранного материала. Выборочное изложение, в конечном счете, - связующее звено между изложением и сочинением.
Преимущества выборочного изложения можно сформулировать следующим образом:
- учащимся предоставляется возможность сосредоточить внимание на той части текста, которая на данном этапе обучения наиболее интересна (описание природы, человека, обстановки);
- значительная экономия времени, так как воспроизводится не весь текст.
Опыт работы дает возможность выделить и те трудности, которые испытывают учащиеся:
- не всегда с достаточной полнотой и точностью выделяется в тексте все, что связано с темой высказывания, когда она не совпадает с основной мыслью текста;
- детям трудно композиционно правильно оформить высказывание в рамках того жанра, который определен заданием (например, описание часто подменяется повествованием).
Умение выбирать материал с учетом жанровых особенностей будущего высказывания — умение сложное, поэтому для выборочного изложения я подбирала небольшие отрывки из художественных текстов. Внимание учеников, как правило, сосредоточивала на различного рода описаниях (цветка, дерева, животного).
Остановлюсь более подробно на методике проведения обучающих выборочных изложений.
От упражнения к упражнению, от текста к тексту задания усложнялись и подготавливали детей к написанию самостоятельных выборочных изложений, работа проводилась на уроках русского языка.
Для изложений были предложены небольшие отрывки из художественных текстов (всего три текста).
Текст 1
На прибрежном лугу.
У самой воды небольшими кустиками выглядывали из зарослей мяты невинные голубые незабудки. А дальше, за свисающими петлями ежевики, цвела по откосу дикая рябина с тугими желтыми соцветиями. Высокий красный клевер перемешивался с мышиным горошком и подмаренником, а над всем этим тесно столпившимся содружеством цветов подымался исполинский чертополох. Он крепко стоял по пояс в траве и был похож на рыцаря в латах со стальными шипами на локтях и наколенниках. (К.Паустовский.)
Этот текст представляет собой описание. Он дает возможность познакомить учащихся с простейшими случаями выбора, когда весь материал на заданную тему расположен в одном месте и при пересказе не требуется вносить изменений в исходный текст.
Работа начинается с выразительного чтения текста учителем. Учащимся предлагаются вопросы:
- Какое это описание (деловое или художественное)? Почему?
- Как можно сформулировать главную мысль этого описания? (Как наряден и красив прибрежный луг.)
Затем учащиеся получают задание перечитать текст и перечислить растения, которые в нем названы.
— О каких растениях автор лишь упоминает, а какие описывает подробно?
Затем учащиеся получают новое задание: выбрать все, что относится к описанию чертополоха, назвать слова, которые использует автор ("исполинский чертополох", а не просто высокий, "крепко стоял по пояс в траве", а не рос, "похож на рыцаря в латах"...).
Учитель делает обобщение. Чертополох предстает перед нами живым сказочным существом, и благодаря этому оживает весь прибрежный луг.
Итогом работы являются пересказы отрывка, содержащие описание чертополоха.
Текст 2
Роза.
Розовый куст, на котором расцвела роза, рос в небольшом полукруглом цветнике перед деревянным домом. Цветник был очень запущен, сорные травы густо разрослись по старым, вросшим в землю клумбам и по дорожкам, которые уже давно никто не чистил и не посыпал песком. Деревянная решётка совсем облезла, рассохлась и развалилась; пики растащили для игры в солдаты деревенские мальчишки.
Крапива занимала целый угол цветника. Она служила фоном для нежного и роскошного бледного цветка розы. Роза распустилась в хорошее майское утро. Когда она раскрыла свои лепестки, улетевшая утренняя роса оставила на них несколько чистых прозрачных слезинок. Роза точно плакала. Но вокруг неё всё было так хорошо, так чисто и ясно в это прекрасное утро. (По В.Гаршину.)
Этот текст дает возможность показать, что материал, необходимый для выборочного изложения, не всегда сосредоточен в одном месте, а добавочные сведения, отдельные, иногда очень существенные, могут быть даны в разных частях текста.
После чтения текста учитель предлагает сформулировать основную мысль текста, ответив на следующие вопросы и выполнив задания:
- Подумайте, как можно сформулировать основную мысль текста.
- Что можно сказать о распустившейся розе?
Учитель делает обобщение о том, что основную мысль можно сформулировать так: "Распустившаяся роза прекрасна".
Затем дети перечитывают текст самостоятельно, перечисляют, какие еще предметы описываются в тексте (цветник, деревянная решетка, утро).
После этого дети отбирают из данного текста материал, необходимый для описания цветника. Работа идет параллельно на доске и в тетрадях. Каждое предложение анализируется с точки зрения его важности для описания.
В результате одни предложения исключаются, другие, необходимые для раскрытия темы, записываются. Данная работа способствовала тому, чтобы ученики имели перед глазами готовые рабочие материалы и могли сосредоточить основное внимание на форме изложения. Запись выглядит так:
Рабочие материалы к теме "Цветник"
1-е предл. Небольшой, полукруглый.
Перед деревянным домом.
2-е предл. Розовый куст, на котором расцвела роза. Цветник был очень запущен, сорные травы разрослись по старым, вросшим в землю клумбам и дорожкам, которые давно не чистили и не посыпали песком.
3-е предл. Исключается.
4-е предл. Крапива занимала целый угол цветника.
5, 6, 7-е предложения. Исключаются.
После этого учитель предлагает просмотреть материалы и составить пересказ на тему "Цветник" (устно). Особое внимание обращает на последовательность изложения: с чего начать описание, чем его закончить, как связать отдельные его части (часть материала из первого предложения целесообразно перенести в заключение, тогда описание будет более законченным). С целью предупреждения возможных речевых недочетов можно предложить учащимся выполнить следующие упражнения.
Исправьте текст:
- Цветок был бледный. На лепестках были слезинки.
- Роза расцвела в цветнике.
- Её цветок был нежен и роскошный.
Для того чтобы предупредить ошибку, связанную с механическим отбором материала, после пересказов учащихся можно предложить следующий вариант пересказа:
Цветник находился перед деревянным домом. Он был небольшой, полукруглый. Сорные травы разрослись по старым, вросшим в землю дорожкам, которые давно не чистили и не посыпали песком. Целый угол цветника занимала крапива. Б этом запущенном цветнике рос розовый куст, на котором распустилась роза.
После такой подготовительной работы четвероклассники писали выборочное изложение.
Текст 3
Олень в заповеднике.
Наконец я рассмотрел то, что принимал за сучья кустарника. Это были рога крупного самца-оленя. Дальше — как на внезапно разыгранной картинке — я увидел и самого оленя.
До чего же он был хорош! В настороженной позе, с гордо поднятой головой.
Когда мы подошли к оленю, он медленно пошел вдоль опушки кустов, изредка оглядываясь на нас. Видно было, что здесь, в заповеднике, животные не привыкли бояться человека. Правда, оленьи самки, которых можно отличить от самцов по отсутствию рогов, вели себя более осторожно.
Была зима — пора глубоких снегов, и стоило лишь сойти с лыж, как тут же оказывался по пояс в снегу. Трудновато приходится и оленям прокладывать себе дорогу в снегу. Они ходят табунами по десять-пятнадцать штук, идут гуськом друг за другом и так прокладывают себе постоянные дороги — табунные тропы. (По Г.Успенскому.)
Цель данной работы: обобщить материал текста и описать оленя, не упоминая об авторе и его спутнике, т.е. опустить личные местоимения.
Текст дает возможность показать, что не весь материал, имеющий отношение к теме, может быть использован в изложении. Необходимо извлекать, обобщать, изменять лицо, от которого ведется повествование. Перед чтением учителя учащимся предлагается определить, о чем говорится в тексте, сосредоточить внимание на описании оленя-самца. После чтения учащиеся перечисляют, о ком говорится в тексте (об авторе, олене, о спутниках автора, об оленьих самках). Затем анализируют каждое предложение с целью выбрать весь материал, относящийся к описанию оленя-самца. Отмечается 3-е предложение, в котором сформулирована главная мысль описания.
Учитель обращает внимание на то, что описание оленя дано от лица автора.
1, 2, 3, 4, 5-е предложения заранее записываются на доске.
По плану, предложенному учителем, дети систематизируют материал
План.
- Общие впечатления об олене.
- Поза оленя.
- Рога.
- Поведение при встрече с людьми.
В процессе коллективной работы дети анализируют, обобщают материал, затем пишут изложение.
После завершения работы запись может выглядеть так:
Олень в заповеднике.
Олень — крупное, сильное и красивое животное. До чего же он был хорош.
Олень стоял в настороженной позе, с гордо поднятой головой. Рога у него были похожи на сучья кустарника. При встрече с людьми олень не испугался, а спокойно пошел мимо.
Выборочные изложения, используемые в системе других видов работ по развитию речи, помогают научить школьников собирать и систематизировать материал, способствуют закреплению умения определять объем и границы темы высказывания, раскрывать основную мысль.