Педагогическая цель любого проекта - формирование различных компетенций. «Образовательная компетенция» - это совокупность социального опыта, знаний, умений и навыков, обеспечивающих готовность к решению исследовательских задач с не формулируемым условием. Внешне компетенции проявляются в форме умений. Можно выделить несколько групп умений, на которые проектная деятельность оказывает наибольшее влияние. К ним относятся:
- исследовательские (генерировать идеи, находить или изобретать способы действия, умение находить несколько вариантов решения проблемы, выбирать лучшее решение);
- информационные (самостоятельно осуществлять поиск и анализ нужной информации, выявлять её недостатки);
- социального воздействия (сотрудничать в процессе учебной деятельности, оказывать взаимопомощь);
- коммуникативные (умение вступать в диалог, задавать вопросы; умение вести дискуссию; умение отстаивать свою точку зрения; умение находить компромисс);
- презентационные (выступать перед аудиторией, отвечать на незапланированные вопросы, использовать различные средства наглядности, демонстрировать артистические возможности);
- оценочные (оценивать ход, результат своей или чужой деятельности);
- рефлексивные (отвечать на вопросы «Чему научился?», «Чему мне необходимо научиться?», а так же адекватно выбирать свою роль в коллективном деле).
Проектно-исследовательская технология позволяет решать ряд образовательных задач:
- создание активной образовательной среды на занятии;
- активное вовлечение студентов в учебную деятельность;
- развитие самостоятельного мышления студентов;
- формирование навыков работы с информацией;
- формирование умений выделять проблему, определять свою позицию, подбирать пути и способы решения проблемы;
- формирование умения аргументировано и обоснованно излагать и защищать свою позицию;
- развитие коммуникативных навыков, понимания роли и значение работы в команде.
Отличительные особенности метода проектов:
- наличие социально значимой задачи (проблемы);
- самостоятельность работы студентов;
- планирование действий по разрешению проблемы;
- поиск информации;
- создание продукта проекта;
- создание портфолио проекта.
Информационные среды для разработки проектов:
- Текстовый редактор (Microsoft Office Word или другой редактор)
- Электронные таблицы (Microsoft Office Excel или аналог)
- Графические редакторы (Paint, Gimp и др)
- Публикации (Microsoft Office Publisher)
- Базы данных (Microsoft Office Access)
- Презентации (Microsoft Office PowerPoint, Prezi)
- Среды программирования(Pascal, C#, Delphi, Visual C и др.)
- Блоги, Web-сайты
- Облачные сервисы Интернет
К началу работы над проектом студенты должны владеть навыками работ в программных средах, при помощи которых он создается.
На первом курсе в дисциплине «Информатика и ИКТ» рабочей программой предполагается проведение практических работ, ориентированных на получение целостного содержательного результата, осмысленного и интересного для студентов. На занятиях информатики студенты приобретают опыт комплексного использования теоретических знаний и средств ИКТ в реализации прикладных проектов, связанных с учебной и практической деятельностью.
Таким образом, изучение практически любой учебной темы по информатике может завершаться выполнением проектной работы. Например, на первом курсе, при изучении общеобразовательной программы за 10-11 классы, можно при изучении тем «Алгоритм», «Системы программирования», «Операционные системы», «Принципы разработки алгоритмов и программ» можно предложить студентам для выбора интересные и познавательные темы (см. Приложение 1) для выполнения проектной работы.
Формирование общих и профессиональных компетенций невозможно без достижения и оценивания конечного результата. В таблице 1 представлены компетенции, формируемые на занятиях информатики, распределенные по конкретным темам и разделам рабочей программы.
Из таблицы видно, что метод проектов универсален и может применяться практически во всех темах рабочей программы.
Таблица 1. Формирование общих и профессиональных компетенций студентов на занятиях информатики
Наименование компетенции |
Раздел, тема занятия |
Формы и методы контроля и оценки результатов |
Информационная |
Информационная деятельность человека
|
- устный опрос,
|
Информация и информационные процессы
|
- устный опрос
|
|
Средства информационных и коммуникационных технологий
|
- устный опрос
|
|
Технологии создания и преобразования информационных объектов
|
- устный опрос
|
|
Телекоммуникационные технологии
|
- устный опрос
|
|
Познавательная |
Информационная деятельность человека
|
- устный опрос, рефераты
|
Информация и информационные процессы
|
- устный опрос
|
|
Средства информационных и коммуникационных технологий
|
- устный опрос
|
|
Технологии создания и преобразования информационных объектов
|
- устный опрос
|
|
Телекоммуникационные технологии
|
- устный опрос
|
|
Коммуникативная |
Информационная деятельность человека
|
устный опрос, рефераты
|
Информация и информационные процессы
|
- устный опрос
|
|
Средства информационных и коммуникационных технологий
|
- устный опрос,
|
|
Технологии создания и преобразования информационных объектов
|
- устный опрос
|
|
Телекоммуникационные технологии
|
- устный опрос
|
|
Профессиональная |
Информационная деятельность человека
|
- устный опрос
|
Информация и информационные процессы
|
||
Средства информационных и коммуникационных технологий
|
||
Технологии создания и преобразования информационных объектов
|
||
Телекоммуникационные технологии
|