Формирование общих и профессиональных компетенций студентов колледжа на занятиях информатики посредством проектной деятельности

Разделы: Информатика, Общепедагогические технологии, Классное руководство, Дополнительное образование, Профессия — педагог, Руководство учебным проектом


Педагогическая цель любого проекта - формирование различных компетенций. «Образовательная компетенция» - это совокупность социального опыта, знаний, умений и навыков, обеспечивающих готовность к решению исследовательских задач с не формулируемым условием. Внешне компетенции проявляются в форме умений. Можно выделить несколько групп умений, на которые проектная деятельность оказывает наибольшее влияние. К ним относятся:

  • исследовательские (генерировать идеи, находить или изобретать способы действия, умение находить несколько вариантов решения проблемы, выбирать лучшее решение);
  • информационные (самостоятельно осуществлять поиск и анализ нужной информации, выявлять её недостатки);
  • социального воздействия (сотрудничать в процессе учебной деятельности, оказывать взаимопомощь);
  • коммуникативные (умение вступать в диалог, задавать вопросы; умение вести дискуссию; умение отстаивать свою точку зрения; умение находить компромисс);
  • презентационные (выступать перед аудиторией, отвечать на незапланированные вопросы, использовать различные средства наглядности, демонстрировать артистические возможности);
  • оценочные (оценивать ход, результат своей или чужой деятельности);
  • рефлексивные (отвечать на вопросы «Чему научился?», «Чему мне необходимо научиться?», а так же адекватно выбирать свою роль в коллективном деле).

Проектно-исследовательская технология позволяет решать ряд образовательных задач:

  • создание активной образовательной среды на занятии;
  • активное вовлечение студентов в учебную деятельность;
  • развитие самостоятельного мышления студентов;
  • формирование навыков работы с информацией;
  • формирование умений выделять проблему, определять свою позицию, подбирать пути и способы решения проблемы;
  • формирование умения аргументировано и обоснованно излагать и защищать свою позицию;
  • развитие коммуникативных навыков, понимания роли и значение работы в команде.

Отличительные особенности метода проектов:

  • наличие социально значимой задачи (проблемы);
  • самостоятельность работы студентов;
  • планирование действий по разрешению проблемы;
  • поиск информации;
  • создание продукта проекта;
  • создание портфолио проекта.

Информационные среды для разработки проектов:

  • Текстовый редактор (Microsoft Office Word или другой редактор)
  • Электронные таблицы (Microsoft Office Excel или аналог)
  • Графические редакторы (Paint, Gimp и др)
  • Публикации (Microsoft Office Publisher)
  • Базы данных (Microsoft Office Access)
  • Презентации (Microsoft Office PowerPoint, Prezi)
  • Среды программирования(Pascal, C#, Delphi, Visual C и др.)
  • Блоги, Web-сайты
  • Облачные сервисы Интернет

К началу работы над проектом студенты должны владеть навыками работ в программных средах, при помощи которых он создается.

На первом курсе в дисциплине «Информатика и ИКТ» рабочей программой предполагается проведение практических работ, ориентированных на получение целостного содержательного результата, осмысленного и интересного для студентов. На занятиях информатики студенты приобретают опыт комплексного использования теоретических знаний и средств ИКТ в реализации прикладных проектов, связанных с учебной и практической деятельностью.

Таким образом, изучение практически любой учебной темы по информатике может завершаться выполнением проектной работы. Например, на первом курсе, при изучении общеобразовательной программы за 10-11 классы, можно при изучении тем «Алгоритм», «Системы программирования», «Операционные системы», «Принципы разработки алгоритмов и программ» можно предложить студентам для выбора интересные и познавательные темы (см. Приложение 1) для выполнения проектной работы.

Формирование общих и профессиональных компетенций невозможно без достижения и оценивания конечного результата. В таблице 1 представлены компетенции, формируемые на занятиях информатики, распределенные по конкретным темам и разделам рабочей программы.

Из таблицы видно, что метод проектов универсален и может применяться практически во всех темах рабочей программы.

Таблица 1. Формирование общих и профессиональных компетенций студентов на занятиях информатики

Наименование компетенции

Раздел, тема занятия

Формы и методы контроля и оценки результатов

Информационная

Информационная деятельность человека
- Самостоятельная подготовка докладов и рефератов с использованием различных источников информации (книг, Интернет, энциклопедий).
- Умение выделять главное.
- Владеть навыками использования информационных устройств (ПК, принтера).
- Умение применять необходимое программное обеспечение для подготовки докладов.

- устный опрос,
- рефераты
- письменная проверка
- тест, самост.дом.работа
- практическая работа

Информация и информационные процессы
- Владение способами работы с информацией (поиск в Интернете, извлечение информации с различных носителей, анализ и отбор информации, хранение информации на различных носителях, представление информации в нужной форме)

- устный опрос
- письменная проверка
- тест, самост.дом.работа
- практическая работа

Средства информационных и коммуникационных технологий
- Знакомство с компьютером как с устройством по работе с информацией.
- Получение навыков по антивирусной защите электронной информации.
- Умение выделять главное.
- Умение применять необходимое программное обеспечение

- устный опрос
- письменная проверка
- тест, самост.дом.работа
- практическая работа

Технологии создания и преобразования информационных объектов
- Умение пользоваться различного вида ПО для работы с информацией (в виде текста, чисел, графики, баз данных).
- Систематизация, анализ и отбор информации (сортировка, фильтры, структурирование файловой системы).
- Владение способами работы с информацией (преобразование)
- Умение применять необходимое программное обеспечение
- Умение выделять главное.

- устный опрос
- письменная проверка
- тест, самост.дом.работа
- практическая работа
- создание мультимедийных проектов

Телекоммуникационные технологии
- Умение применять телекоммуникационные технологии для решения учебных задач по изучаемым дисциплинам.
- Самостоятельная подготовка Web-страниц и Web-сайтов.
- Владеть навыками использования информационных устройств (ПК, принтера,сканера).
Использование ИКТ в самоопределении на рынке труда (подготовка и отправка резюме, поиск новостей о профессии)

- устный опрос
- письменная проверка
- тест, самост.дом.работа
- практическая работа
- создание Web-страниц и Web-сайтов

Познавательная

Информационная деятельность человека
- Умение работать с учебной и дополнительной литературой, с тестирующей программой.
- Умение оформить доклады и рефераты.
- Познание основных законов в сфере защиты информации.

- устный опрос, рефераты
- письменная проверка
- тест, самост.дом.работа
- практическая работа

Информация и информационные процессы
- Умение работать с учебной литературой, с тестирующей программой
- Умение различать типы алгоритмов.
-Владение приёмами определения количества информации, перевода чисел из одной системы счисления в другую.
- умение работать с различными электронными носителями информации и представлять информацию в удобной форме.

- устный опрос
- письменная проверка
- тест, самост.дом.работа
- практическая работа

Средства информационных и коммуникационных технологий
- Владение технологией решения задач с помощью компьютера.
- Владение навыками использования необходимого ПО.
- Умение работать со справочной информацией на ПК, техническими устройствами.
- Умение выполнять профилактику ПК, использовать утилиты.

- устный опрос
- письменная проверка
- тест, самост.дом.работа
- практическая работа

Технологии создания и преобразования информационных объектов
- Умение работать с учебной и дополнительной литературой, с тестирующей программой.
- Умение оформить результаты своей деятельности (построение графиков и диаграмм, средства создания презентаций, форматирование текста, выполнение рисунков).
- Владение навыками использования необходимого ПО.
- Владение навыками использования средств ВТ.

- устный опрос
- письменная проверка
- тест, самост.дом.работа
- практическая работа
- создание мультимедийных проектов

Телекоммуникационные технологии
- Владение правилами общения в сети.
- Умение работать со справочной информацией на ПК, техническими устройствами.
- Умение использовать Интернет-ресурсы (Интернет-магазин, Интернет-библиотеки, поисковые серверы, дистанционное обучение).
- Умение работать с учебной литературой, с тестирующей программой
- Умение представить себя при общении с удалённым собеседником.

- устный опрос
- письменная проверка
- тест, самост.дом.работа
- практическая работа
- создание Web-страниц и Web-сайтов

Коммуникативная

Информационная деятельность человека
- Владение формами устной речи (умение задать вопрос, привести довод при устном ответе).
- Умение строить общение с окружающими.
- Формирование навыков совместной работы (с учебником, запись объяснений преподавателя).
- Соблюдение правил этикета в учебном заведении.

устный опрос, рефераты
- письменная проверка
- тест, самост.дом.работа
- практическая работа

Информация и информационные процессы
- Ведение диалога «человек» - «техническая система».
- Соблюдение правил этикета при работе на ПК.
- Взаимопомощь при выполнении сложного задания.

- устный опрос
- письменная проверка
- тест, самост.дом.работа
- практическая работа

Средства информационных и коммуникационных технологий
- Ведение диалога «человек» - «техническая система».
- Соблюдение правил этикета при работе на ПК.

- устный опрос,
- письменная проверка
- тест, самост.дом.работа
- практическая работа

Технологии создания и преобразования информационных объектов
- Ведение диалога «человек» - «техническая система».
- Соблюдение правил этикета при работе на ПК.
- Владение стилевыми приёмами оформления текста (создание текстовых документов, правила подачи информации в презентации).
- Формирование навыков совместной работы.
- Соблюдение правил этикета при работе на ПК.
- Умение представить себя (написать письмо, анкету, заявление, резюме)

- устный опрос
- письменная проверка
- тест, самост.дом.работа
- практическая работа
- создание мультимедийных проектов

Телекоммуникационные технологии
- Владение формами устной речи.
- Умение строить общение с окружающими.
- Владение телекоммуникациями для организации общения с удалённым собеседником.
- Владение стилевыми приёмами оформления текста (электронная переписка, сетевой этикет)

- устный опрос
- письменная проверка
- тест, самост.дом.работа
- практическая работа
- создание Web-страниц и Web-сайтов

Профессиональная

Информационная деятельность человека
- Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии.
- Использование юридической базы данных Интернет.
- Владение знаниями законов в области защиты информации.

- устный опрос
- письменная проверка
- тест, самост.дом.работа
- практическая работа
- создание Web-страниц и Web-сайтов

Информация и информационные процессы
- Осуществлять поиск информации для более эффективного выполнения профессиональных задач.
- Умение пользоваться справочной информацией.

Средства информационных и коммуникационных технологий
- Использование средств ИКТ в своей профессиональной деятельности.
- Выбор необходимого программного обеспечение и технических средств для организации АРМ.

Технологии создания и преобразования информационных объектов
- Умение представить себя (подготовка документов в виде текста, диаграмм, вести диалог в сети).
- Обработка измерений (на линиях связи) с помощью необходимого ПО.

Телекоммуникационные технологии
- Владение телекоммуникациями (участие в on-line конференциях, дистанционное обучение, заказ билетов, товаров, услуг и их оплата и т.п.)

Приложение. Темы для проектной деятельности на занятиях информатики для студентов первого курса