Брейн-ринг для 3–4 класса по русскому языку

Разделы: Начальная школа

Классы: 3, 4

Ключевые слова: русский язык, Брейн-ринг


Ведущий: Сегодня у нас брейн-ринг, посвящённый русскому языку, участвуют три команды. Чтобы установить порядок выступления, приглашаю капитанов для жеребьёвки. (Капитаны вытягивают листочек с обозначением порядкового номера выступления)

Ведущий: Итак, приглашаются к игровым столам команды 1, 2 и 3. Напоминаю правила игры:

1. На обсуждение вопроса даётся 45 секунд

2. До истечения этого времени команда должна найти ответ, а капитан – поднять карточку с номером.

3. Капитан решает вопрос о том, кто будет отвечать.

4. Если команда даёт неправильны ответ, у другой команды есть некоторые время для обсуждения.

Задания:

1. Назовите твёрдые согласные в скороговорке.

Летели лебеди с лебедятами (т)

2. Расшифруйте слова, найдите “лишнее” слов:

  • жиыл (лыжи)
  • ански (санки)
  • кьионк (коньки)
  • нолс (слон)

3. Запишите слова (ведущий диктует). Определите род имён существительных:

Мебель, кофе, тюль, такси, рояль, хрусталь, кенгуру, какао

4. Вопрос – шутка.

Какие сто букв могут остановить движение транспорта? (100п – стоп)

5. Измените по лицам и числам слово ХОТЕТЬ. (Я хочу, ты хочешь, он хочет, мы хотим, вы хотите, они хотят)

6. В огороде бузина, а в Киеве….. (дядька)

7. Мария машет, Прасковья пашет, Елена ленится, Евгений женится, а Павел?

8. На каком языке написаны эти слова? Попробуй их прочитать:

  • с      о     л
  • м     в      е
  • е     с      п
  • к     я     о
  • а     к     м
  • л     о      о
  • к     м    ж
  • а     д     е
  • в     е     т

(Смекалка во всяком деле поможет)

9. Вам дано несколько фразеологических оборотов с одинаковыми словами, заменёнными точками. Отгадайте их.

(рука)…об (руку)… .  Из (рук)….вон плохо. Мастер на все (руки)… . Сидеть сложа (руки)… . Золотые (руки)….. . Как (рукой)… сняло.

10. Найдите и выпишите слова, которые перемешались.

  • е     сто        ки      за
  • л    ро       ас       ро       ра
  • жи     т     го
  • ра      д     бо      та

(ежики, стол, роза, город, астра, работа)

11. Какие слова можно составить из букв слова ГРАМОТЕЙ?

(герой, море, тема, атом, рота, март, гора, гром, грот, том)

12. Некрасов завещал писать так, чтобы словам было тесно, а мыслям просторно, т.е. говорить «экономно». Как вы думаете, какие слова в приведенных выражений являются «лишними», т.е. не содержат никакой информации?

Май месяц, апрель месяц, два рубля денег (месяц, денег).

13. Попробуйте разобрать, что было написано.

Рыбу не скотина крыше съел (Рыбу нес кот и на крыше съел)

14. Чей нос называется так же, как мелкая монетка? (свиньи)

15. Найди слова – синонимы

Татьяна на широкий двор
В открытом платьице выходит,
На месяц зеркальце наводит;
Но в тёмном зеркальце одна
Дрожит печальная луна.

16. Определи антонимы

У лукоморья дуб зелёный
Златая цепь на дубе том
И днём и ночью кот учёный
Всё ходит по цепи кругом.
Идёт направо – песнь заводит,
Налево - сказку говорит.

17. Собака лает, кошка мяукает, свинья хрюкает, а лошадь? (ржёт)

18. В слове мошкара спряталось название растения (ромашка)

19. Найдите общее начало для слов:

 

воз

(водо)

нос

 

раздел

20. Когда человеку тяжело живётся, говорят, что жизнь у него…. (не сахар)