Цель мастер-класса: познакомить присутствующих с приёмами работы на уроке, способствующими формированию универсальных учебных действий.
Практическая значимость: ознакомление с приёмами работы по формированию УУД на уроках литературного чтения в начальной школе.
Задачи:
- познакомить участников с планом проведения мастер-класса, его целевыми установками;
- раскрыть содержание мастер-класса посредством ознакомления с приёмами работы по формированию УУД;
- показать практическую значимость использования данных приёмов работ по формированию УУД, убедить педагогов в целесообразности его использования в практической деятельности на уроках.
Материально-техническое и методическое обеспечение: компьютер, проектор, экран, презентация, карточки, энциклопедия.
Предполагаемый результат: участники мастер-класса получат знания о формировании УУД на уроках в начальной школе; педагоги смогут использовать приобретенные знания и приемы в своей практике или сопоставят свой уровень и формы работы с представленными на мастер-классе.
Ход мастер-класса
1. Оргмомент
Добрый день, уважаемые коллеги! Я очень рада сегодня видеть вас на мастер-классе. Надеюсь, что он будет для вас интересным, полезным, а главное принесёт вам много положительных эмоций, и вы останетесь довольны, проведённой работой. Я желаю нам успехов.
2. Мотивация к мастер-классу
В начале занятия я хочу перечислить виды работы с текстом.
3. Работа по теме
- Сегодня я хочу поделиться своим опытом по работе с текстом, информацией на уроках литературного чтения.
- Я попрошу участников выйти ко мне. Мы будем играть. Я сейчас предлагаю Вам буквы, а Вы должны будете в течение 1 минуты стать в соответствии с буквами в алфавитном порядке. (буквы А, В, Д, К, Л, О, С)
- Хорошо, молодцы. А теперь из предложенных букв составьте фамилию писателя (СЛАДКОВ). Скажите, что помогло Вам выполнить это задание быстро?
Какие УУД формировали? (Коммуникативные, познавательные)
- Итак, сегодня я хочу познакомить вас с произведением Николая Сладкова. Можете ли вы по фамилии автора предположить жанр и тематику произведения?
- Что мы сегодня будем с вами читать? (ответы: сказка, рассказ, стихотворение)
- Давайте обратимся к тексту. Прочитайте. (слайд)
У всех день рождения − радость. А у клестят − беда.
- Давайте прочитаем первое утверждение еще раз. (читают)
Можем ли мы согласиться с этим?
Выскажите свою точку зрения.
А как вы думаете, что автору позволяет так утверждать? (собственный опыт).
- Давайте прочитаем второе утверждение. Как вы думаете, почему день рождения у клестят может быть бедой? (ответы)
- Давайте проверим наши предположения, читая текст далее.
Достаньте голубые листы. Читаем.
Ну что за радость вылупиться зимой? Мороз, а ты голышом. Один затылок пухом прикрыт.
У всех птиц родители как родители, детей летом выводят, когда тепло и сытно. Одним клестам законы не писаны. Угораздило же высидеть клестят зимой, да ещё двадцать девятого февраля! Что это за день рождения, который бывает один раз за четыре года? Прямо хоть плачь: ни зелени, ни гусеничек; снег, холод...
- Давайте найдем в тексте слова, которые подтверждают слова автора о том, что День Рождения у клестят беда.
- Давайте узнаем, а что же родители? (Слайд)
А родители хоть бы что!
Вон папа-клёст − сидит себе на ёлке и песни поёт. А у самого пар из клюва, будто трубку курит!
- Давайте проанализируем прочитанный вами отрывок с помощью метода 6 шляп.
Он позволяет посмотреть на проблему с разных сторон.
И мы возьмем белую шляпу.
Она означает, что мы должны найти в тексте только факты, извлечь информацию (ответы).
Красная шляпа - это эмоции, ощущения, переживания которые возникли при чтении текста.
- Скажите, а с чьих слов мы с вами узнали о жизни клестят? (автора или клестов).
В тексте есть прямое указание на того, с чьи это слова. (слайд)
Это я так про клестят думаю.
- Как вы считаете, почему автора заинтересовала эта тема? (ответы)
- Продолжим чтение и достанем желтые листы.
Прочитайте часть текста, выделенную рамочкой.
Только вижу, что сами клестята живут не тужат! Клестята кашу едят. Хороша каша из еловых семян! Каши наедятся − и спать. Снизу гнездо − как пуховая перинка, сверху мама − как перяное одеяльце. А изнутри каша греет. Ёлка клестят баюкает, ветер им песни мурлычет. |
- А теперь я предлагаю обратиться вам к энциклопедии и узнать, как же на самом деле живут клесты. (с.130 - читают).
Подтвердилось ли то, что мы узнали из рассказа научными фактами? Т.е. автор передал нам информацию о клесте, но только в художественной форме.
Продолжим читать рассказ и прочитаем ту часть текста, которая идет после рамочки.
Немного дней прошло − выросли клестята. Ни горлышки не застудили, ни носы не отморозили. Да толстые такие, что в гнезде тесно. И неугомонные: чуть из гнезда не вываливаются.
- Изменился ли теперь наш взгляд на жизнь клестят, наши ощущения поменялись? (красная шляпа)
- Давайте вернемся в начало текста и еще раз прочитаем второе предложение.
А у клестят − беда.
- Можем ли мы теперь согласиться, что День Рождения у клестят беда, после всего что мы узнали из текста?
А автор тоже думает, что у клестят беда? (ответы)
А почему тогда он начинает свой рассказ с такого утверждения? (вовлечь, заинтересовать).
Удалось автору достичь этой цели?
- Но это еще не конец рассказа.
Достаньте белые листы.
Это, наверное, всё от забот маминых и от еловой каши.
А ещё от яркого солнышка и морозного ветра.
Нет, день рождения − всегда счастливый день.
Пусть даже зима и мороз. Пусть даже двадцать девятого февраля.
Всё равно!
- Обратите внимание, как автор расположил предложения в этом абзаце. Почему? (ответы). Наверно он хотел привлечь наше внимание к каждой мысли.
- Скажите, пожалуйста, а вы обратили внимание, что мы читаем рассказ без названия?
Вы бы как озаглавили его?
Вот такие разные у нас возникли варианты.
А вот автор назвал свой рассказ «Еловая каша».
- В конце нашего занятия я хочу предложить вам написать синквейн по теме нашего рассказа.
Его структура на слайде.
А нашим коллегам я хотела бы предложить попробовать написать синквейн на тему «Семинар».
(Зачитываются работы)
- Спасибо за внимание.
Синквейн - Синквейн – короткое нерифмованное стихотворение из пяти строк.
Классический (строгий) дидактический синквейн строится так:
- первая строка – тема синквейна, одно слово, существительное или местоимение;
- вторая строка – два прилагательных или причастия, которые описывают свойства темы;
- третья строка – три глагола или деепричастия, рассказывающие о действиях темы;
- четвертая строка – предложение из четырех слов, выражающая личное отношение автора синквейна к теме;
- пятая строка – одно слово (любая часть речи), выражающее суть темы; своего рода резюме.
Метод шести шляп — это один из самых действенных приемов по организации мышления, разработанный английским писателем, психологом и специалистом в области творческого мышления Эдвардом де Боно. В своей книге «Шесть шляп мышления» приемы помогающие структурировать как коллективную, так и личную умственную деятельность, сделать ее более продуктивной и понятной.