Цель урока: формирование представлений о животных как царстве живой природы, их разнообразии, роли в природе.
Целевые установки на достижение результата:
Обучающие:
- сформировать у учащихся общие представления о многообразии животного мира, о сходстве и различии растений и животных;
- познакомить с простейшей классификацией животных, раскрыть значение животных в природе и жизни человека.
Развивающие:
- формировать умения сравнивать животных с растениями и объяснять отличительные признаки их, применять знания в новой ситуации, делать вывод на основе сходства, расширить объем жизненных наблюдений и кругозора учащихся;
- формировать универсальные учебные действия: умение самостоятельно искать информацию, анализировать, сравнивать, делать выводы.
Воспитательные:
- продолжать формирование научно-материалистического мировоззрения на основе знаний о родстве животных и растений, взаимосвязях их со средой обитания, формировать экологическое мышление;
- поддерживать интерес к изучению биологии, формировать эволюционные взгляды на живую природу, прививать самостоятельность и любознательность, поддерживать интерес к биологической науке.
Формы организации работы: индивидуальная, парная, групповая.
ХОД УРОКА
I. Организационный этап
Здравствуйте, ребята. Сегодня наш урок необычный, у нас присутствуют гости, поприветствуем их улыбками. Присаживайтесь.
Девизом нашего урока я предлагаю взять следующее:
Думаем – коллективно!
Решаем – оперативно!
Отвечаем – доказательно!
Боремся – старательно!
И открытия нас ждут обязательно!
II. Проверка знаний
- Перед вами объекты природы (Спатифиллум и грибы), к каким группам мы можем их отнести?
Ответ: здесь представлены объекты, относящиеся к Царству Растения и Царству Грибы.
- Чем вы руководствовались при определении, мы узнаем, выполнив задание в рабочем листе.
СЛАЙД №1
Задание: Распределите, представленные признаки на соответствующие царства, записав цифровой ряд
Растения |
|
1.гетеротрофы |
5.семена |
Грибы |
|
СЛАЙД №2 - Проверим ответы: Растения - 2,4,5,7,9 Грибы - 1,3,6,8
- Эти знания сегодня для нас будут ценным материалом.
III. Актуализация знаний
Слайд №3
- Обратите внимание на доску. Перед вами иллюстрации объектов природы.
- Что вам известно про эти объекты природы?
Ответы: (один ответ – 1 балл)
- Как вы думаете, что общего между этими объектами природы?
- Какой объект здесь лишний? Почему? (эвглена зеленая)
Ответ:
- Рассмотрите в микроскоп этот объект природы. Что вы можете о нём сказать?
Ответ: очень маленьких размеров, окрашен в зелёный цвет, так как есть хлорофилл, а наличие хлорофилла – признак растений, есть жгутик.
- Ребята, среди животных есть микроскопические организмы, которые можно рассмотреть только в микроскоп, есть такие уникальные организмы, которые сочетают в себе признаки и растений и животных.
- Живая природа постоянно задаёт нам вопросы. Вот и сегодня, какой вопрос задаёт нам живая природа.
СЛАЙД №4
Проблема: Почему животные, обитающие на планете, так разнообразны?
Гипотезы: (запись на доску)
Кто сформулирует тему урока?
СЛАЙД №5
Ответ: тема урока Животные (Разнообразие животных)
- Для того чтобы определиться с целью урока, выполним задание:
Верные, неверные утверждения.
В рабочем листе найдите данное задание. Если согласны с утверждением, поставьте знак +, если не согласны –
Задание: Верные, неверные утверждения
|
«+», «-» |
1.Есть животные по размерам меньше бактерий |
|
2.У животных отсутствуют органы чувств |
|
3.У слона есть наружный скелет |
|
4.Тело некоторых животных состоит из минеральных игл |
|
5.Инфузория, поселившись в кишечнике травоядных животных, помогает переваривать пищу |
|
6.У большинства животных есть внутренний скелет, который является опорой и обеспечивает передвижение |
|
- Давайте определи границы вашего знания и незнания. (проверка)
- У нас возникло много вопросов, но чтобы на них получить ответы, что сегодня нам необходимо узнать:
СЛАЙД №6
1. Признаки животных
2. На какие группы можно разделить всех животных?
3. Среда обитания
4. Значение животных
IV. Усвоение новых знаний
Первый пункт плана: Признаки животных
- Вы узнаете признаки животных, если будете меня внимательно слушать.
Вам необходимо записать в своем рабочем листе признаки, общие для всех животных.
СЛАЙД №7
Вот это всё многообразие изучает одна большая наука, которая называется зоология, а учёных СЛАЙД №8, занимающихся изучением животного мира, называют зоологами. Совокупность всех видов животных, обитающих на нашей планете, называют фауной. В Древнеримской мифологии Фауна – богиня лесов и полей, покровительница животных. СЛАЙД №9
В настоящее время в царстве Животные насчитывается около 1,5 млн видов. У них всех есть ряд общих признаков. СЛАЙД №10 Животные – организмы, которые не могут сами создавать органические вещества и поэтому питаются готовыми органическими веществами, получаемыми из тел растений, грибов и других животных. СЛАЙД №11 Большинство ведёт активный образ жизни, то есть животные передвигаются. У многих развиты органы чувств, чтобы ориентироваться в пространстве.
СЛАЙД №12
Для животных характерны сложные отношения между своими сородичами и с окружающей средой. Они обитают в воде, на суше, в почве, в воздухе, в телах растений, животных и человека.
- Какие признаки отнесли к животным? (зачитывают)
- Кто выделил именно такие признаки, поднимите руку. (2 балла)
- Какая информация для вас была новой?
- Мы получили ответ на первый вопрос плана? Ответ: да.
Прочитайте второй пункт плана: На какие группы можно разделить всех животных?
Работа с текстом «Одноклеточные животные»
- Чтобы ответить на этот вопрос мы выступим в роли исследователей.
СЛАЙД №13
- Первая группа исследуют Видовое разнообразие
- Вторая группа исследуют признаки животных
- Третья группа исследуют среду обитания животных
- Четвертая группа исследуют значение животных
Вам необходимо в течение 5 минут найти в тексте информацию, свойственную вашей группе и представить её нам.
«Одноклеточные животные»
Одноклеточные животные, или простейшие – это микроскопические обитатели почвы, солёных и пресных вод (эвглена зелёная, инфузория, амёба). Они, как и бактерии, состоят из единственной клетки, поэтому из клетка устроена сложнее. Все они имеют ядро, поэтому их относят к эукариотам.
Размеры простейших от нескольких микронов до нескольких миллиметров. Многие простейшие питаются бактериями и водорослями. Другие нападают на мельчайших животных, то есть ведут себя как хищники. Некоторые простейшие, например амёба, обитают в организмах животных, при этом они вызывают опасные заболевания, а другие помогают животному питаться и защищаться от врагов.
Внешний вид простейших разнообразен. Есть организмы, не имеющие постоянной формы тела (амёба) и организмы, тело которых заключено в плотный панцирь.(фораминиферы, радиолярии).
Значение простейших в природе очень велико. Морские простейшие фораминиферы, у которых имеется раковинка, когда погибают, падают на дно океана. Здесь раковинки накапливаются в огромном количестве и образуют месторождения известняка.
Некоторые простейшие (инфузории, жгутиконосцы), поселивших в кишечнике травоядных животных, помогают им переваривать пищу.
Результат работы групп СЛАЙД №14
- Слушаем группу, которая представит нам видовое разнообразие одноклеточных животных.
Ответ: Изучив текст Одноклеточные животные, мы узнали, что в эту группу входят такие организмы, как эвглена зеленая, инфузория туфелька, амёба, радиолярии, фораминиферы.
- Слушаем группу, которая представит нам признаки животных, состоящих из одной клетки.
Ответ: Изучив текст Одноклеточные животные, мы узнали, что ….
- Слушаем группу, которая представит нам информацию о среде обитания одноклеточных животных.
Ответ:
- Перед тем, как следующая группа представит свою работу, я хочу обратить ваше внимание на предметы, лежащие на столах. Мел, которым мы пользуемся на уроке у доски и известняк. Предположите, в связи с чем, они появились у нас на уроке?
- О значении одноклеточных животных нам расскажет следующая группа.
Ответ: Изучив текст Одноклеточные животные, мы узнали, что их значение в природе…
- Давайте обобщим информацию. О каких животных мы сейчас говорили?
Ответ: одноклеточных
- В схему рабочего листа внесите первую группу организмов царства животные.
- Предположите название второй группы животных.
Сообщение обучающихся о беспозвоночных животных.
- СЛАЙД №15, СЛАЙД №16
Ребята познакомят вас с представителями второй группы животных. Ваша задача: внимательно прослушать информацию и выбрать ту, которая свойственна названию вашей группы.
- О представителях какой группы животных нам рассказали ребята.
Ответ: Беспозвоночные животные СЛАЙД №17
- Слушаем ответы групп:
1. Видовое разнообразие
2. Признаки животных
3. Среда обитания
4. Значение животных
- Молодцы, не забываем себя оценивать. Один ответ – 1 балл.
- Обратите внимание на схему, у нас осталась не заполненной одна ячейка.
Ответ: Позвоночные животные
Работа в группах
Из просмотра видеофрагментов, имеющихся иллюстраций, полученных сегодня знаний, самостоятельно сформулируйте признаки, характерные для вашей группы.
- Слушаем ответы групп:
1. Видовое разнообразие
2. Признаки животных
3. Среда обитания
4. Значение животных
СЛАЙД №18
Молодцы, не забываем себя оценивать. Один ответ – 1 балл.
V. Первичное закрепление знаний
Работа в группах: СЛАЙД №19,20
- Чтобы проверить усвоение нового материала, предлагаю группам выполнить задание: составить на доске таблицу-схему: Используя иллюстрации, таблички, заполните схему.
|
одноклеточные |
многоклеточные |
|
беспозвоночные |
позвоночные |
||
Разнообразие |
|
|
|
Признаки |
|
|
|
Среда обитания |
|
|
|
Значение |
|
|
|
VI. Включение в систему знаний и повторение
Задание: Верные, неверные утверждения
|
«+», «-» |
1.Есть животные по размерам меньше бактерий |
|
2.У животных отсутствуют органы чувств |
|
3.У слона есть наружный скелет |
|
4.Тело некоторых животных состоит из минеральных игл |
|
5.Инфузория, поселившись в кишечнике травоядных животных, помогает переваривать пищу |
|
6.У большинства животных есть внутренний скелет, который является опорой и обеспечивает передвижение |
|
VII. Итог урока
- Давайте вернёмся к вопросу, который задала нам природа: СЛАЙД №21
Почему животные, обитающие на планете, так разнообразны?
Ответ: Животные, обитающие на нашей планете, так разнообразны потому, что имеют свои признаки для обитания в определённой среде и каждый выполняет свою функцию в природе.
- Оцените свою работу сегодня на уроке, посчитайте баллы и поставьте оценку в рабочем листе.
- Встаньте те, кто оценил свою работу на «5», на «4», а остальным нужно принимать активное участие в совместной работе.
VIII. Рефлексия
«ВОПРОСЫ ИТОГОВОЙ РЕФЛЕКСИИ» СЛАЙД №22
- Что было самым важным на уроке?
- Что для тебя было легко (трудно)?
- Доволен ли ты своей работой?
- За что ты можешь похвалить себя?
- Кого и за что ты можешь похвалить из одноклассников?
VIII. Домашнее задание
СЛАЙД №23
Выберете задание:
- Составьте кроссворд о животных (10 слов);
- Подготовить сообщение про любое животное.