Методическая разработка урока биологии "Животные". 5-й класс

Разделы: Биология

Ключевые слова: биология, животные, животный мир


Цель урока: формирование представлений о животных как царстве живой природы, их разнообразии, роли в природе.

Целевые установки на достижение результата:

Обучающие:

  • сформировать у учащихся общие представления о многообразии животного мира, о сходстве и различии растений и животных;
  • познакомить с простейшей классификацией животных, раскрыть значение животных в природе и жизни человека.

Развивающие:

  • формировать умения сравнивать животных с растениями и объяснять отличительные признаки их, применять знания в новой ситуации, делать вывод на основе сходства, расширить объем жизненных наблюдений и кругозора учащихся;
  • формировать универсальные учебные действия: умение самостоятельно искать информацию, анализировать, сравнивать, делать выводы.

Воспитательные:

  • продолжать формирование научно-материалистического мировоззрения на основе знаний о родстве животных и растений, взаимосвязях их со средой обитания, формировать экологическое мышление;
  • поддерживать интерес к изучению биологии, формировать эволюционные взгляды на живую природу, прививать самостоятельность и любознательность, поддерживать интерес к биологической науке.

Формы организации работы: индивидуальная, парная, групповая.

Презентация

ХОД УРОКА

I. Организационный этап

Здравствуйте, ребята. Сегодня наш урок необычный, у нас присутствуют гости, поприветствуем их улыбками. Присаживайтесь.

Девизом нашего урока я предлагаю взять следующее:

Думаем – коллективно!
Решаем – оперативно!
Отвечаем – доказательно!
Боремся – старательно!
И открытия нас ждут обязательно!

II. Проверка знаний

- Перед вами объекты природы (Спатифиллум и грибы), к каким группам мы можем их отнести?

Ответ: здесь представлены объекты, относящиеся к Царству Растения и Царству Грибы.

- Чем вы руководствовались при определении, мы узнаем, выполнив задание в рабочем листе.

СЛАЙД №1

Задание: Распределите, представленные признаки на соответствующие царства, записав цифровой ряд

Растения

 

1.гетеротрофы
2.пигмент хлорофилл, придающий зелёную окраску
3.гифы
4.корень и побег

5.семена
6.сапротрофы
7.автотрофы
8.грибница
9.стебель, листья, почки

Грибы

 

СЛАЙД №2 - Проверим ответы: Растения - 2,4,5,7,9 Грибы - 1,3,6,8

- Эти знания сегодня для нас будут ценным материалом.

III. Актуализация знаний

Слайд №3

- Обратите внимание на доску. Перед вами иллюстрации объектов природы.

- Что вам известно про эти объекты природы?

Ответы: (один ответ – 1 балл)

- Как вы думаете, что общего между этими объектами природы?

- Какой объект здесь лишний? Почему? (эвглена зеленая)

Ответ:

- Рассмотрите в микроскоп этот объект природы. Что вы можете о нём сказать?

Ответ: очень маленьких размеров, окрашен в зелёный цвет, так как есть хлорофилл, а наличие хлорофилла – признак растений, есть жгутик.

- Ребята, среди животных есть микроскопические организмы, которые можно рассмотреть только в микроскоп, есть такие уникальные организмы, которые сочетают в себе признаки и растений и животных.

- Живая природа постоянно задаёт нам вопросы. Вот и сегодня, какой вопрос задаёт нам живая природа.

СЛАЙД №4

Проблема: Почему животные, обитающие на планете, так разнообразны?

Гипотезы: (запись на доску)

Кто сформулирует тему урока?

СЛАЙД №5

Ответ: тема урока Животные (Разнообразие животных)

- Для того чтобы определиться с целью урока, выполним задание:

Верные, неверные утверждения.

В рабочем листе найдите данное задание. Если согласны с утверждением, поставьте знак +, если не согласны –

Задание: Верные, неверные утверждения

 

«+», «-»

1.Есть животные по размерам меньше бактерий

 

2.У животных отсутствуют органы чувств

 

3.У слона есть наружный скелет

 

4.Тело некоторых животных состоит из минеральных игл

 

5.Инфузория, поселившись в кишечнике травоядных животных, помогает переваривать пищу

 

6.У большинства животных есть внутренний скелет, который является опорой и обеспечивает передвижение

 

- Давайте определи границы вашего знания и незнания. (проверка)

- У нас возникло много вопросов, но чтобы на них получить ответы, что сегодня нам необходимо узнать:

СЛАЙД №6

1. Признаки животных

2. На какие группы можно разделить всех животных?

3. Среда обитания

4. Значение животных

IV. Усвоение новых знаний

Первый пункт плана: Признаки животных

- Вы узнаете признаки животных, если будете меня внимательно слушать.

Вам необходимо записать в своем рабочем листе признаки, общие для всех животных.

СЛАЙД №7

Вот это всё многообразие изучает одна большая наука, которая называется зоология, а учёных СЛАЙД №8, занимающихся изучением животного мира, называют зоологами. Совокупность всех видов животных, обитающих на нашей планете, называют фауной. В Древнеримской мифологии Фауна – богиня лесов и полей, покровительница животных. СЛАЙД №9

В настоящее время в царстве Животные насчитывается около 1,5 млн видов. У них всех есть ряд общих признаков. СЛАЙД №10 Животные – организмы, которые не могут сами создавать органические вещества и поэтому питаются готовыми органическими веществами, получаемыми из тел растений, грибов и других животных. СЛАЙД №11 Большинство ведёт активный образ жизни, то есть животные передвигаются. У многих развиты органы чувств, чтобы ориентироваться в пространстве.

СЛАЙД №12

Для животных характерны сложные отношения между своими сородичами и с окружающей средой. Они обитают в воде, на суше, в почве, в воздухе, в телах растений, животных и человека.

- Какие признаки отнесли к животным? (зачитывают)

- Кто выделил именно такие признаки, поднимите руку. (2 балла)

- Какая информация для вас была новой?

- Мы получили ответ на первый вопрос плана? Ответ: да.

Прочитайте второй пункт плана: На какие группы можно разделить всех животных?

Работа с текстом «Одноклеточные животные»

- Чтобы ответить на этот вопрос мы выступим в роли исследователей.

СЛАЙД №13

  • Первая группа исследуют Видовое разнообразие
  • Вторая группа исследуют признаки животных
  • Третья группа исследуют среду обитания животных
  • Четвертая группа исследуют значение животных

Вам необходимо в течение 5 минут найти в тексте информацию, свойственную вашей группе и представить её нам.

«Одноклеточные животные»

Одноклеточные животные, или простейшие – это микроскопические обитатели почвы, солёных и пресных вод (эвглена зелёная, инфузория, амёба). Они, как и бактерии, состоят из единственной клетки, поэтому из клетка устроена сложнее. Все они имеют ядро, поэтому их относят к эукариотам.

Размеры простейших от нескольких микронов до нескольких миллиметров. Многие простейшие питаются бактериями и водорослями. Другие нападают на мельчайших животных, то есть ведут себя как хищники. Некоторые простейшие, например амёба, обитают в организмах животных, при этом они вызывают опасные заболевания, а другие помогают животному питаться и защищаться от врагов.

Внешний вид простейших разнообразен. Есть организмы, не имеющие постоянной формы тела (амёба) и организмы, тело которых заключено в плотный панцирь.(фораминиферы, радиолярии).

Значение простейших в природе очень велико. Морские простейшие фораминиферы, у которых имеется раковинка, когда погибают, падают на дно океана. Здесь раковинки накапливаются в огромном количестве и образуют месторождения известняка.

Некоторые простейшие (инфузории, жгутиконосцы), поселивших в кишечнике травоядных животных, помогают им переваривать пищу.

Результат работы групп СЛАЙД №14

- Слушаем группу, которая представит нам видовое разнообразие одноклеточных животных.

Ответ: Изучив текст Одноклеточные животные, мы узнали, что в эту группу входят такие организмы, как эвглена зеленая, инфузория туфелька, амёба, радиолярии, фораминиферы.

- Слушаем группу, которая представит нам признаки животных, состоящих из одной клетки.

Ответ: Изучив текст Одноклеточные животные, мы узнали, что ….

- Слушаем группу, которая представит нам информацию о среде обитания одноклеточных животных.

Ответ:

- Перед тем, как следующая группа представит свою работу, я хочу обратить ваше внимание на предметы, лежащие на столах. Мел, которым мы пользуемся на уроке у доски и известняк. Предположите, в связи с чем, они появились у нас на уроке?

- О значении одноклеточных животных нам расскажет следующая группа.

Ответ: Изучив текст Одноклеточные животные, мы узнали, что их значение в природе…

- Давайте обобщим информацию. О каких животных мы сейчас говорили?

Ответ: одноклеточных

- В схему рабочего листа внесите первую группу организмов царства животные.

- Предположите название второй группы животных.

Сообщение обучающихся о беспозвоночных животных.

- СЛАЙД №15, СЛАЙД №16

Ребята познакомят вас с представителями второй группы животных. Ваша задача: внимательно прослушать информацию и выбрать ту, которая свойственна названию вашей группы.

- О представителях какой группы животных нам рассказали ребята.

Ответ: Беспозвоночные животные СЛАЙД №17

- Слушаем ответы групп:

1. Видовое разнообразие

2. Признаки животных

3. Среда обитания

4. Значение животных

- Молодцы, не забываем себя оценивать. Один ответ – 1 балл.

- Обратите внимание на схему, у нас осталась не заполненной одна ячейка.

Ответ: Позвоночные животные

Работа в группах

Из просмотра видеофрагментов, имеющихся иллюстраций, полученных сегодня знаний, самостоятельно сформулируйте признаки, характерные для вашей группы.

- Слушаем ответы групп:

1. Видовое разнообразие

2. Признаки животных

3. Среда обитания

4. Значение животных

СЛАЙД №18

Молодцы, не забываем себя оценивать. Один ответ – 1 балл.

V. Первичное закрепление знаний

Работа в группах: СЛАЙД №19,20

- Чтобы проверить усвоение нового материала, предлагаю группам выполнить задание: составить на доске таблицу-схему: Используя иллюстрации, таблички, заполните схему.

 

одноклеточные

многоклеточные

беспозвоночные

позвоночные

Разнообразие

 

 

 

Признаки

 

 

 

Среда обитания

 

 

 

Значение

 

 

 

VI. Включение в систему знаний и повторение

Задание: Верные, неверные утверждения

 

«+», «-»

1.Есть животные по размерам меньше бактерий

 

2.У животных отсутствуют органы чувств

 

3.У слона есть наружный скелет

 

4.Тело некоторых животных состоит из минеральных игл

 

5.Инфузория, поселившись в кишечнике травоядных животных, помогает переваривать пищу

 

6.У большинства животных есть внутренний скелет, который является опорой и обеспечивает передвижение

 

VII. Итог урока

- Давайте вернёмся к вопросу, который задала нам природа: СЛАЙД №21

Почему животные, обитающие на планете, так разнообразны?

Ответ: Животные, обитающие на нашей планете, так разнообразны потому, что имеют свои признаки для обитания в определённой среде и каждый выполняет свою функцию в природе.

- Оцените свою работу сегодня на уроке, посчитайте баллы и поставьте оценку в рабочем листе.

- Встаньте те, кто оценил свою работу на «5», на «4», а остальным нужно принимать активное участие в совместной работе.

VIII. Рефлексия

«ВОПРОСЫ ИТОГОВОЙ РЕФЛЕКСИИ» СЛАЙД №22

  • Что было самым важным на уроке?
  • Что для тебя было легко (трудно)?
  • Доволен ли ты своей работой?
  • За что ты можешь похвалить себя?
  • Кого и за что ты можешь похвалить из одноклассников?

VIII. Домашнее задание

СЛАЙД №23

Выберете задание:

  1. Составьте кроссворд о животных (10 слов);
  2. Подготовить сообщение про любое животное.