Урок-обобщение по теме "Фразеологизмы Древней Греции". 5-й класс

Разделы: Русский язык, Общепедагогические технологии, Конкурс «Презентация к уроку»

Класс: 5

Ключевые слова: обобщение, фразеологизмы


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (2 МБ)


Представленная работа посвящена технологии составления интегрированного урока-обобщения по теме «Фразеологизмы Древней Греции» в 5 классе в соответствии с требованиями ФГОС. Цель - овладение фразеологизмами Древней Греции как способ приобщения к мировому культурному наследию.

В работу входят статья по названной теме, технологическая карта урока, презентация к уроку в формате викторины, музыкальное сопровождение к уроку.

Межпредметные связи всегда играли большую роль в учебном процессе. Требования ФГОС актуализируют этот вид работы, и интегрированные уроки получили большое распространение в современной школьной жизни. Данная статья рассказывает о технологии проведения урока-обобщения по теме «Фразеологизмы Древней Греции».

В 5 классе у обучающихся появляется предмет «история», который начинается с изучения истории Древнего мира и, в частности, Древней Греции. Одновременно в курсе литературы ученики знакомятся с легендами и мифами Древней Греции. Таким образом, на фоне единого культурного поля на уроках русского языка темой лексической работы можно сделать изучение широкого круга фразеологизмов Древней Греции.

Цель работы – овладение фразеологизмами Древней Греции как способ приобщения к мировому культурному наследию.

Задачи:

  • Ознакомление с крылатыми выражениями Древней Греции и формирование лексикона по изучаемой теме;
  • Обобщение знаний по истории и культуре Древней Греции;
  • Активизация межпредметных связей (история-литература-язык).

Работа с обучающимися имеет два классических этапа: этап освоения фразеологизмов и этап обобщения знаний.

Первый этап – формирование учителем круга крылатых слов и выражений для работы на уроках (было выбрано 17 выражений из книги В.Волиной «Учимся играя»). После этого определяется временной отрезок для изучения. Учитывая, что Троянская война, «Илиада» и «Одиссея» Гомера изучаются в курсе истории примерно в середине зимы, а в курсе литературы легенды и мифы Древней Греции и Гомер изучаются в каждой программе в разные сроки, целесообразно знакомство с крылатыми словами в течение года (но учитель, конечно, волен сам определить временные рамки изучения). Можно выбрать определенный день, посвященный рассказу об очередном фразеологизме. Если это первый учебный день недели, то знакомство с новым фразеологизмом помогает «мягко» входить в учебный процесс, если последний – позволяет заканчивать учебный процесс на неформальной ноте. Обучающиеся периодически могут готовить рассказ и презентацию о крылатом выражении и заменять учителя.

Заключительный этап – урок обобщения знаний. Данный урок построен в традиционной вопросно-ответной форме и в соответствии с современными требованиями ФГОС.

Оборудование урока: учебник литературы для 5 класса под ред. В.Я.Коровиной, проектор, презентация, карточка индивидуального оценивания, музыкальное сопровождение (Приложение 3).

Важной частью урока являет игровой элемент: цель ребят – пройти испытания и получить награду древнегреческих победителей – лавровый венок. Таким образом, снимается дидактизм контрольного урока, и на вопросы обучающиеся отвечают в комфортном эмоциональном состоянии. Листок индивидуального оценивания сделан в виде напечатанного лаврового венка, по условиям игры за каждый правильный ответ обучающийся закрашивает листочек венка. Для сохранения атмосферы успешности при подведении итогов слово «победитель» нивелируется званием лауреатов первой, второй и третьей степени. Итак, задания становятся испытаниями, баллы – лавровыми листочками, листок индивидуального оценивания – наградой лауреата.

Использование презентации активизирует зрительную память, музыкальное сопровождение погружает в культуру Древней Греции и способствует повышению качества результата.

Как уже говорилось выше, содержательной часть урока-обобщения являются контрольные вопросы. Они включают в себя материалы уроков истории – Троянская война, олимпийские игры, литературы – легенды и мифы Древней Греции, русского языка – фразеологизмы. Проверяется как историческая основа крылатых слов, так и современное значение. Соответственно, закрепляются все уровни знаний по данному разделу.

Таким образом, интегрированный урок-обобщение «Фразеологизмы Древней Греции» выстроен с использованием игровой технологии, ИКТ-технологии, личностно-ориентированной технологии и нацелен на достижение следующих результатов:

Предметные:

  1. Знать значения крылатых слов и фразеологизмов Древней Греции.
  2. Формировать навыки выразительного чтения, лексической работы, самостоятельной исследовательской работы с устойчивыми выражениями.

Метапредметные компетенции:

Коммуникативные УУД:

  1. Строить монологическое высказывание.
  2. Соблюдать нормы публичной речи.
  3. Критически относиться к собственному мнению, с достоинством признавать ошибочность своего мнения (если оно таково) и корректировать его.

Регулятивные УУД:

  1. Составлять план решения проблемы (проведение исследования).
  2. Уметь принимать позицию собеседника, принимая позицию другого, различать в речи мнение и доказательство (аргументы).

Познавательные УУД:

  1. Строить рассуждение на основе сравнения предметов и явлений, выделяя при этом общие признаки.
  2. Излагать полученную информацию, интерпретируя ее в контексте решаемой задачи.
  3. Уметь анализировать фразеологизмы и уместно применять в речи.

Личностные результаты:

  • Сформировать нравственно-эстетическое значение фразеологизмов в речи человека.
  • Развитие и пополнение лексикона обучающихся через освоение культурного наследия Древней Греции, России и мира.
  • Развитие творческой деятельности личности в области истории, литературы, языка.

Оборудование:

  • Учебник литературы для 5 класса под ред. В.Я.Коровиной.
  • Компьютер, проектор, презентация, карточка индивидуального оценивания (напечатанный лавровый венок), музыкальное сопровождение.
  • Музыкальное сопровождение - танец Сиртаки.
Этапы занятия

Материал ведения занятия

УУД

Организационный этап

Приветствие

Психологический настрой на работу на занятии

Определение темы занятия

Запись темы на доске с пропуском слова

Прием удивления

Актуализация знаний

Фронтальная беседа по вопросам:

- Чем знаменита гора Олимп?

- Где она находится?

- Какие игры придумали греки?

- Назовите виды этих игр (возможно составление кластера).

Показ слайдов.

Вовлечение в деятельность

Вхождение в тему занятия

Вступительное слово учителя:
Сегодня мы в конце нашего пути изучения фразеологизмов Древней Греции и пора подвести итоги. Как вы уже сказали, в Греции есть гора Олимп и греки придумали олимпийские игры. Любой современный спортсмен мечтает стать олимпийским чемпионом. Предлагаю всем сегодня покорить олимпийские вершины, но для этого нужно пройти несколько испытаний и показать знания по истории, легендам и мифам, фразеологизмам Древней Греции. В оценке знаний нам помогут лавровые
венки, которые вы получили.

Формирование познавательной активности, развитие осознанной работы на уроке

Обобщение изученного материала

Исследовательская работа (возможна работа в парах)

Испытание 1
Напишите значение фразеологизма и его происхождение:

- Ахиллесова пята (для 1 варианта).

- Сжечь корабли (для 2 варианта).

- Троянский конь (для 3 варианта).

Проверяем себя по соответствующему разделу презентации, учащиеся
анализируют свою работу и закрашивают листочки лаврового венка.
Правильное значение – один листок, правильное толкование – еще один
листок венка. Если есть недочет, закрашивают пол-листка. Если
неправильный ответ – листок остается пустым.

Испытание 2

- Какое историческое событие объединяет все выражения 1-го испытания?

- Назовите имя древнегреческого поэта-певца, который создал величайшие поэмы «Илиада» и «Одиссея».

Проверяем себя и при успешном ответе на оба вопроса закрашиваем
еще два листочка венка.

Испытание 3

Угадай по картинке фразеологизм.
Показывается презентация с крылатыми выражениями:

- Сизифов труд.

- Авгиевы конюшни.

- Танталовы муки.

- Рог изобилия.

- Дамоклов меч.

- Муки Прометея.

Проверяем себя и закрашиваем соответствующее количество
листочков (от 6 до 1).

Испытание 4

Угадай фразеологизм по современному значению.

- Разрешить какое-либо сложное, запутанное дело насильственным, прямолинейным способом. (Разрубить гордиев узел)

- Дух благородства, мужества, таланта. (Прометеев огонь)

- Причина ссоры, вражды. (Яблоко раздора)

- Пользоваться плодами завоеванного успеха. (Пожинать лавры)

- Удачен или неудачен исход дела? (Со щитом или на щите)

- Проверяем себя и закрашиваем соответствующее количество
листочков (от 5 до 1).

Испытание 5

Узнай фразеологизм по описанию:

- Геракл смог очистить их хитроумным способом. (Авгиевы конюшни)

- С помощью него тиран Дионисий проучил своего завистливого вельможу. (Дамоклов меч)

- С помощью нее Тезей выбрался из жилища Минотавра – лабиринта. (Нить Ариадны)

Проверяем себя и закрашиваем соответствующее количество листочков (от 4 до 1).

Развитие умения самооценки и взаимооценки проделанной работы на уроке

Рефлексия

Подведение итогов работы на занятии (пальчиками, смайликами-наклейками).

- Какое испытание показалось самым трудным?

- Какое самым интересным?

- Что помогло успешно справиться с испытаниями?

Умение анализировать свою деятельность, определять дальнейшие шаги, испытывать удовольствие от работы

Домашнее задание

Опишите речевую ситуацию, в которой уместно было употребить фразеологизм, который вам больше всего запомнился (или нравится).

Развивать умение свободно употреблять в речи фразеологизмы