Представленная работа посвящена технологии составления интегрированного урока-обобщения по теме «Фразеологизмы Древней Греции» в 5 классе в соответствии с требованиями ФГОС. Цель - овладение фразеологизмами Древней Греции как способ приобщения к мировому культурному наследию.
В работу входят статья по названной теме, технологическая карта урока, презентация к уроку в формате викторины, музыкальное сопровождение к уроку.
Межпредметные связи всегда играли большую роль в учебном процессе. Требования ФГОС актуализируют этот вид работы, и интегрированные уроки получили большое распространение в современной школьной жизни. Данная статья рассказывает о технологии проведения урока-обобщения по теме «Фразеологизмы Древней Греции».
В 5 классе у обучающихся появляется предмет «история», который начинается с изучения истории Древнего мира и, в частности, Древней Греции. Одновременно в курсе литературы ученики знакомятся с легендами и мифами Древней Греции. Таким образом, на фоне единого культурного поля на уроках русского языка темой лексической работы можно сделать изучение широкого круга фразеологизмов Древней Греции.
Цель работы – овладение фразеологизмами Древней Греции как способ приобщения к мировому культурному наследию.
Задачи:
- Ознакомление с крылатыми выражениями Древней Греции и формирование лексикона по изучаемой теме;
- Обобщение знаний по истории и культуре Древней Греции;
- Активизация межпредметных связей (история-литература-язык).
Работа с обучающимися имеет два классических этапа: этап освоения фразеологизмов и этап обобщения знаний.
Первый этап – формирование учителем круга крылатых слов и выражений для работы на уроках (было выбрано 17 выражений из книги В.Волиной «Учимся играя»). После этого определяется временной отрезок для изучения. Учитывая, что Троянская война, «Илиада» и «Одиссея» Гомера изучаются в курсе истории примерно в середине зимы, а в курсе литературы легенды и мифы Древней Греции и Гомер изучаются в каждой программе в разные сроки, целесообразно знакомство с крылатыми словами в течение года (но учитель, конечно, волен сам определить временные рамки изучения). Можно выбрать определенный день, посвященный рассказу об очередном фразеологизме. Если это первый учебный день недели, то знакомство с новым фразеологизмом помогает «мягко» входить в учебный процесс, если последний – позволяет заканчивать учебный процесс на неформальной ноте. Обучающиеся периодически могут готовить рассказ и презентацию о крылатом выражении и заменять учителя.
Заключительный этап – урок обобщения знаний. Данный урок построен в традиционной вопросно-ответной форме и в соответствии с современными требованиями ФГОС.
Оборудование урока: учебник литературы для 5 класса под ред. В.Я.Коровиной, проектор, презентация, карточка индивидуального оценивания, музыкальное сопровождение (Приложение 3).
Важной частью урока являет игровой элемент: цель ребят – пройти испытания и получить награду древнегреческих победителей – лавровый венок. Таким образом, снимается дидактизм контрольного урока, и на вопросы обучающиеся отвечают в комфортном эмоциональном состоянии. Листок индивидуального оценивания сделан в виде напечатанного лаврового венка, по условиям игры за каждый правильный ответ обучающийся закрашивает листочек венка. Для сохранения атмосферы успешности при подведении итогов слово «победитель» нивелируется званием лауреатов первой, второй и третьей степени. Итак, задания становятся испытаниями, баллы – лавровыми листочками, листок индивидуального оценивания – наградой лауреата.
Использование презентации активизирует зрительную память, музыкальное сопровождение погружает в культуру Древней Греции и способствует повышению качества результата.
Как уже говорилось выше, содержательной часть урока-обобщения являются контрольные вопросы. Они включают в себя материалы уроков истории – Троянская война, олимпийские игры, литературы – легенды и мифы Древней Греции, русского языка – фразеологизмы. Проверяется как историческая основа крылатых слов, так и современное значение. Соответственно, закрепляются все уровни знаний по данному разделу.
Таким образом, интегрированный урок-обобщение «Фразеологизмы Древней Греции» выстроен с использованием игровой технологии, ИКТ-технологии, личностно-ориентированной технологии и нацелен на достижение следующих результатов:
Предметные:
- Знать значения крылатых слов и фразеологизмов Древней Греции.
- Формировать навыки выразительного чтения, лексической работы, самостоятельной исследовательской работы с устойчивыми выражениями.
Метапредметные компетенции:
Коммуникативные УУД:
- Строить монологическое высказывание.
- Соблюдать нормы публичной речи.
- Критически относиться к собственному мнению, с достоинством признавать ошибочность своего мнения (если оно таково) и корректировать его.
Регулятивные УУД:
- Составлять план решения проблемы (проведение исследования).
- Уметь принимать позицию собеседника, принимая позицию другого, различать в речи мнение и доказательство (аргументы).
Познавательные УУД:
- Строить рассуждение на основе сравнения предметов и явлений, выделяя при этом общие признаки.
- Излагать полученную информацию, интерпретируя ее в контексте решаемой задачи.
- Уметь анализировать фразеологизмы и уместно применять в речи.
Личностные результаты:
- Сформировать нравственно-эстетическое значение фразеологизмов в речи человека.
- Развитие и пополнение лексикона обучающихся через освоение культурного наследия Древней Греции, России и мира.
- Развитие творческой деятельности личности в области истории, литературы, языка.
Оборудование:
- Учебник литературы для 5 класса под ред. В.Я.Коровиной.
- Компьютер, проектор, презентация, карточка индивидуального оценивания (напечатанный лавровый венок), музыкальное сопровождение.
- Музыкальное сопровождение - танец Сиртаки.
Этапы занятия | Материал ведения занятия |
УУД |
Организационный этап |
Приветствие |
Психологический настрой на работу на занятии |
Определение темы занятия |
Запись темы на доске с пропуском слова |
Прием удивления |
Актуализация знаний |
Фронтальная беседа по вопросам: - Чем знаменита гора Олимп? - Где она находится? - Какие игры придумали греки? - Назовите виды этих игр (возможно составление кластера). Показ слайдов. |
Вовлечение в деятельность |
Вхождение в тему занятия |
Вступительное слово учителя: |
Формирование познавательной активности, развитие осознанной работы на уроке |
Обобщение изученного материала |
Исследовательская работа (возможна работа в парах) Испытание 1 - Ахиллесова пята (для 1 варианта). - Сжечь корабли (для 2 варианта). - Троянский конь (для 3 варианта). Проверяем себя по соответствующему разделу презентации, учащиеся Испытание 2 - Какое историческое событие объединяет все выражения 1-го испытания? - Назовите имя древнегреческого поэта-певца, который создал величайшие поэмы «Илиада» и «Одиссея». Проверяем себя и при успешном ответе на оба вопроса закрашиваем Испытание 3 Угадай по картинке фразеологизм. - Сизифов труд. - Авгиевы конюшни. - Танталовы муки. - Рог изобилия. - Дамоклов меч. - Муки Прометея. Проверяем себя и закрашиваем соответствующее количество Испытание 4 Угадай фразеологизм по современному значению. - Разрешить какое-либо сложное, запутанное дело насильственным, прямолинейным способом. (Разрубить гордиев узел) - Дух благородства, мужества, таланта. (Прометеев огонь) - Причина ссоры, вражды. (Яблоко раздора) - Пользоваться плодами завоеванного успеха. (Пожинать лавры) - Удачен или неудачен исход дела? (Со щитом или на щите) - Проверяем себя и закрашиваем соответствующее количество Испытание 5 Узнай фразеологизм по описанию: - Геракл смог очистить их хитроумным способом. (Авгиевы конюшни) - С помощью него тиран Дионисий проучил своего завистливого вельможу. (Дамоклов меч) - С помощью нее Тезей выбрался из жилища Минотавра – лабиринта. (Нить Ариадны) Проверяем себя и закрашиваем соответствующее количество листочков (от 4 до 1). |
Развитие умения самооценки и взаимооценки проделанной работы на уроке |
Рефлексия |
Подведение итогов работы на занятии (пальчиками, смайликами-наклейками). - Какое испытание показалось самым трудным? - Какое самым интересным? - Что помогло успешно справиться с испытаниями? |
Умение анализировать свою деятельность, определять дальнейшие шаги, испытывать удовольствие от работы |
Домашнее задание |
Опишите речевую ситуацию, в которой уместно было употребить фразеологизм, который вам больше всего запомнился (или нравится). |
Развивать умение свободно употреблять в речи фразеологизмы |