"Чтение – удовольствие для умного человека» С.Лукьяненко

Разделы: Начальная школа

Классы: 1, 2, 3, 4

Ключевые слова: чтение книг


«Чтение – это удовольствие не для всех.
И даже не просто удовольствие, это работа.
Чтение – удовольствие для умного человека»
С.Лукьяненко

«В условиях развития России «важнейшими качествами личности становятся инициативность, способность творчески мыслить и находить нестандартные решения. Умение выбирать профессиональный путь, готовность обучаться в течение всей жизни» (Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» Вестник образования №4, 2010 г.)

Одной из главных задач школы во всех культурах было обучение грамоте. В Египте мальчики начинали посещать школу в 5 лет. В Древней Индии обучение начиналось с 8 лет. Мальчик покидал семью и переходил жить к учителю. Обучение письму и чтению стоило детям многих усилий раньше, да и в наши времена.

Вопрос, как научить детей читать быстро, рационально, эффективно и сознательно интересует каждого учителя. Умения и навыки чтения формируются не только как важнейший вид речевой и умственной деятельности, но и как сложный комплекс умений и навыков, имеющий общеучебный характер, используемый учениками при изучении всех учебных предметов, во внеклассной и внешкольной жизни. Скорость, осознанность, выразительность, как основные характеристики навыка чтения, зависят от методов и приёмов работы на уроках, способствующих развитию навыка чтения.

Беглость - это скорость чтения, обусловливающая понимание прочитанного. Такая скорость измеряется количеством печатных знаков, прочитанных за единицу времени (обычно количеством слов в 1 минуту).

Осознанное чтение – это такое чтение, при котором происходит полное и адекватное понимание на уровне слова, словосочетания, предложения, законченной части и всего текста в целом. Иными словами, в процессе чтения художественного текста ученики должны усвоить фактическую, смысловую и идейную стороны произведения. Чтобы выяснить, как учащиеся понимают содержание текста, предусмотрена определенная последовательность вопросов. Вначале звучат вопросы, направленные на понимание фактического содержания текста. Затем можно перейти к вопросам для правильного установления и понимания смысловых связей внутри текста. Предполагается выборочное чтение, которое используется на всех этапах работы над текстом.

Чтобы научить ребенка читать, необходимо вооружить его техникой чтения (чтение вслух и молча), сформировать правильный механизм восприятия текста, научить работать с текстом, выработать соответствующие учебные и читательские умения.

Чтобы научить читать, нужно научиться слушать чужое чтение, воспринимать и понимать содержание читаемого текста другими людьми. Обучая техники чтения необходимо учить детей слушать и использовать устную речь.

Если ребенок не любит читать, то это может означать, что при чтении возникают трудности. Освоить навыки чтения и довести их до автоматизма помогут короткие упражнения. Ребенок читает абзац и пересказывает прочитанное. Следующий абзац читает родитель и затем задает вопросы о прочитанном. Для начала такие упражнения достаточно проводить по 5 минут. Хорошие результаты дает чтение перед сном.

Многократное чтение повышает темп чтения. Ребенок читает текст в течение одной минуты. Затем читает этот же отрывок еще одну минуту. Результат повторного прочтения выше первичного и приносит удовлетворение тому, кто читал, т.е. положительные эмоции.

Для развития скорости чтения можно предложить ребенку прочитать текст до определенной группы слов. Затем, задать вопросы по прочитанному отрывку, для того чтобы предупредить скольжение по тексту.

Текстовая деятельность

  • чтение в кружок (попеременное чтение);
  • чтение про себя с вопросами;
  • чтение про себя с остановками (метод чтения со слабо читающими);
  • чтение про себя с пометами

Итак, развитие навыков техники чтения будут эффективными, если подобрать систему упражнений, которые активизируют внимание школьников, помогут с легкостью прочитать текст и понять прочитанное. При этом необходимо учитывать индивидуальные особенности детей.

Технология продуктивного чтения, разработанная профессором Н.Н.Светловской, формирует правильную читательскую деятельность. Эта технология направлена на формирование универсальных учебных действий, обеспечивая умение истолковывать прочитанное и формулировать свою позицию, адекватно понимать собеседника (автора), умение осознанно читать вслух и про себя тексты учебников, умения извлекать информацию из текста. Технология является инструментом для достижения метапредметного результата. Технология включает в себя три этапа работы с текстом.

I этап. Работа с текстом до чтения

Цель – развитие такого важнейшего читательского умения, как антиципация, т.е. умение предполагать, прогнозировать содержание текста по заглавию, фамилии автора, иллюстрации.

Главная задача – вызвать у ребёнка желание, мотивацию прочитать книгу.

1. Читают фамилию автора, заглавие произведения, рассматривают иллюстрацию, которая предшествует тексту, затем высказывают свои предположения о героях, теме, содержании.

Технология работы с текстом.

- Анализ заголовка, иллюстрации, фотографии

- Определение круга вопросов, на которые должны будем ответить в процессе чтения или выберите вопросы, над которыми должны будем работать

- Мозговой штурм

Прочитайте тему урока. Какие ассоциации возникают у вас по поводу заявленной темы, после чтения - адекватна ли заявленная информация

- Глоссарий. Прочитать список слов. Отметить те, которые на ваш взгляд будут связаны с темой

- Ориентиры предвосхищения. Актуализация предшествующего опыта. Отметьте те суждения, с которыми вы согласны

Сформировать сознательного читателя-ребенка – непростая задача. Прием антиципации (догадки, мысленного предвосхищения) поможет на этапе подготовки к восприятию литературного произведения, в ходе первичного восприятия текста. Перед чтением рассказа задать такой вопрос «Прочитайте название рассказа. Как вы думаете, о чём он?» Это важный момент подготовительного этапа, способствующий повышению активности и осознанности детей при работе с новым произведением – предопределение учащимися содержания произведения по его названию, иллюстрации, фамилии автора и новым словам, с которыми дети знакомятся до чтения произведения. После прочтения произведения происходит обсуждение прочитанного. Проверка правильности предположений детей тесно сливается с проверкой первичного восприятия, во время которого ученики не только высказывают впечатления о прослушанном произведении, но и проверяют свои прогнозы

II этап. Работа с текстом во время чтения

Первичное чтение текста. Самостоятельное чтение в классе или чтение-слушание, или комбинированное чтение (на выбор учителя) в соответствии с особенностями текста, возрастными и индивидуальными возможностями учащихся. Выявление первичного восприятия. Выявление совпадений первоначальных предположений учащихся с содержанием, эмоциональной окраской прочитанного текста.

Перечитывание текста. Медленное «вдумчивое» повторное чтение (всего текста или его отдельных фрагментов).

Анализ текста (приемы: диалог с автором через текст, комментированное чтение, беседа по прочитанному, выделение ключевых слов и проч.). Постановка уточняющего вопроса к каждой смысловой части.

Беседа по содержанию текста. Обобщение прочитанного. Постановка к тексту обобщающих вопросов. Обращение (в случае необходимости) к отдельным фрагментам текста.

Выразительное чтение.

III этап. Работа с текстом после чтения

Цель – корректировка читательской интерпретации в соответствии с авторским смыслом.

Главная задача – обеспечить углублённое восприятие и понимание текста.
Ставить вопрос к тексту в целом. Далее следуют ответы детей на этот вопрос и беседа. Её результатом должно стать понимание авторского смысла.

Рассказ о писателе и беседа с детьми о его личности рекомендуются после чтения произведения, а не до, поскольку именно после чтения эта информация ляжет на подготовленную почву: ребёнок сможет соотнести её с тем представлением о личности автора, которое у него сложилось в процессе чтения. Кроме того, грамотно построенный рассказ о писателе углубит понимание прочитанного произведения. (Сведения о биографии писателя, об истории создания произведения можно сообщить и до чтения, если это оправдано).

Повторное обращение к заглавию произведения и иллюстрациям. Беседа о смысле заглавия, о его связи с темой, главной мыслью автора и т.д.

Вопросы по иллюстрации: «Какой именно фрагмент текста проиллюстрировал художник (а может быть, это иллюстрация ко всему тексту в целом)?

Точен ли художник в деталях? Совпадает ли его видение с вашим?» и т.д.

Выполнение творческих заданий в рабочей тетради, которые развивают различные умения, например, умения определять тему произведения, умения находить главную мысль, умения ориентироваться в тексте и т.д.

Перед чтением любого произведения можно применить приём «прогнозирования», то есть ученикам предложить сначала ориентировочные действия (рассмотри заглавие, иллюстрации, обрати внимание на жанр, структуру произведения). Затем исполнительные действия по выявлению образного, эмоционального и логического содержания произведения, его формы (учащиеся проводят наблюдение за текстом, поясняют, представляют в своём воображении события, героев, рассуждают, сравнивают факты, эпизоды, выражают своё эмоциональное отношение к ним, выясняют позицию автора и т.д.)

Данная технология направлена на формирование коммуникативных универсальных учебных действий, умений истолковывать прочитанное и формулировать свою позицию, адекватно понимать собеседника (автора), умение осознанно читать вслух и про себя тексты учебников; познавательных универсальных учебных действий, а именно, – умения извлекать информацию из текстов, иллюстраций, схем; умение на основе анализа текста делать выводы; умение находить ответы на вопросы; умение обобщать и классифицировать по признакам. А при прогнозировании предстоящей работы, при умении высказывать своё предположение на основе работы с текстом, а также и при умении оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей формируются регулятивные универсальные действия. Уроки литературного чтения с учётом формирования УУД требуют от учителя не только знания технологии, но и любви к литературе и чтению. На таких уроках обязательно идёт формирование личностных универсальных действий, как: умение выражать эмоции и высказывать своё отношение к героям; умение оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией. Формируется мотивация к обучению.

Технология продуктивного чтения помогает учителю в решении задач ФГОС, поскольку способствует повышению эффективности образовательного процесса и достижению высоких результатов обучения и воспитания.

Неоднозначное влияние на детей оказывает и компьютер. С одной стороны через Интернет он открыл ребенку доступ к мировым запасам информации, а с другой - дети играют только в игры, причем самые примитивные. Если они и развивают что-то у детей, то только быстроту реакции. Игры должны быть развивающими, познавательными. Цифровой мир ребенка входит в образовательный процесс: конструкторы таблиц, анимации, интерактивные игры, тестовые задания, иллюстративный материал, ЭОР смешанного характера, совмещающие функциональные особенности инструкторов таблиц и интерактивных игр. Цифровые устройства необходимо направить на развитие практической деятельности ребенка: выступления перед классом с речью, презентацией, составленной самостоятельно, с помощью семьи, группы уч-ся, обмен мнениями через чат (дискуссии, дебаты, создание проекта)

Необходимо понимать, что ученик принимает информацию из Интернета, как чистую правду, не ставя под сомнение. Здесь необходимо взаимодействие родителей и ребенка, учителя и ребенка, учителя и родителей.

«Продуктивное использование цифровых образовательных технологий с целью повышения качества обучения и развития универсальных учебных действий».

Как организовать диалог, взаимопонимание и сотрудничество с современным ребенком.

За время существования человечества сменилось 1600 поколений (1 раз в 30 лет), из них 1100 поколений провели в пещерах, 1 поколение использует компьютер. Объем информации изменялся в 70-е годы - за 10 лет, в 80-е годы - за 5 лет, в 90-е годы - каждый год, в современном мире - каждые 2 месяца. Возникает вопрос: Как успеть?

Как успеть?

не

а

слушатель

деятель

один

команда

разделение

сотрудничество

репродуктивное получение информации

творец

Цифровая революция создала поколение потребителей и работников, которые хотят:

  • вовлечения и интеграции через социальные цифровые платформы;
  • мобильных, доступных портативных и гибких услуг;
  • ерсонализации, требующей анализа больших данных; работы всех серверов в любом месте в любое время (облачные решения)

Для успешного формирования техники чтения необходима мотивация

Мотивация – это процесс непрерывного выбора и приятия решений на основе взвешивания поведенческих альтернатив; взаимное воздействие и преобразование.

Мотив – это устойчивое личностное свойство, изнутри побуждающие к совершению определенных действий (побуждающая сила).

Основные аспекты формирования учебной мотивации:

1. осмысление и принятие цели деятельности и учебных задач;
2. атмосфера взаимопонимания и сотрудничества,
3. ситуации успеха, удовлетворение, соц значимость;
4. использование групповых и индивидуальных форм учебной деятельности;
5. нестандартные формы проведения урока;
6. гибкая система поощрения и порицания;
7. использование игровых и информационных технологий

Стратегическая цель курса литературного чтения – воспитание образовательного, творческого читателя, который умеет читать, умеет выбирать, что читать, понимает, как читать, все время читает.