Конспект интегрированного социально-коммуникативного тренинга по развитию лексико-грамматических средств языка на тему «Волшебный мир профессий»

Разделы: Работа с дошкольниками, Логопедия, Инклюзивное образование

Класс: д/с

Ключевые слова: профориентация, старшие дошкольники


Цель: формировать лексико-грамматические компоненты языка в рамках темы «Профессии», расширять знания и представления о профессиях.

Задачи:

Коррекционно-образовательные:

  • расширять и активизировать словарь существительных, глаголов и прилагательных по теме «Профессии»;
  • формировать представление о том, что такое профессия, вызвать интерес к разным профессиям.
  • совершенствовать умение образовывать и использовать в речи имена существительные в дательном и предложном падежах;
  • совершенствовать умение согласовывать имя существительное с глагольными формами;
  • закреплять понятия «слово-предмет», «слово-действие, «слово-признак», умение составлять предложение по заданной схеме.
  • учить детей строить сложноподчинённые предложения с союзом потому что;
  • закреплять знания детей, о профессиях людей и соответствующих этим профессиям трудовых действий;
  • совершенствование умение отгадывать слово;

Коррекционно-развивающие:

  • развивать речевой слух, зрительное восприятие, внимание, память и мышление;
  • развивать общую моторику, координацию речи с движением и ловкость.

Воспитательные:

  • воспитывать уважение к труду взрослых, желание выбрать профессию и стремление учиться;
  • воспитывать навыки сотрудничества в игре и на занятии, активность, инициативность, самостоятельность.

Оборудование:

  • сюжетные картинки «профессии»;
  • картинки с изображением места работы людей разных профессий;
  • куклы, изображающие людей разных профессий;
  • цветок;
  • лото по теме «Профессии», детские костюмы по профессиям;
  • прямоугольники – «символы слов» для составления схемы предложения;
  • набор предметов, необходимых людям разных профессий;
  • магнитофон, аудиозапись песни «Все профессии важны!»;
  • «Подарим гостям хорошее настроение – солнышки с улыбками»;
  • сюрпризный момент – дидактическая игра «Лото-Профессии», звёздочки.

Предварительная работа:

  • Беседа с дошкольниками о профессиях, о профессиях родителей.
  • Рассматривание иллюстративных картинок на тему «Профессии».
  • Чтение стихотворений, загадок, пословиц о труде и профессиях людей.
  • Экскурсии с дошкольниками и их родителями в музей метро, в библиотеку, в Музей Воинской славы, на кухню в детском саду; встреча дошкольников с людьми разных профессий: музыкант, военный, машинист электропоезда.

Чтение художественной литературы:

  • В.Маяковский «Кем быть?»
  • С.Михалков «А что у вас?», «Дядя Степа».
  • Дж. Родари: «Чем пахнут ремесла?»
  • К.И.Чуковский «Айболит» и др.
  • Проведение сюжетно-ролевых игр: «Поликлиника», «Супермаркет», «Парикмахерская», «Библиотека», игры с макетами: «Школа», «Семья», и др.
  • Проведение дидактических игр: «Отгадай профессию», «Определи по предмету профессию», «Добавь словечко», речевая игра «Назови профессию».

Ход занятия

1. Организационный момент

(Установление эмоционального контакта).

Логопед: (встречая детей).

«Я люблю, когда при встрече
Мы знакомым и родным
С добрым утром! Добрый вечер!
Добрый день! Всем говорим!».

– Ребята, с каким настроением вы пришли сегодня в детский сад? (ответы детей).

– А почему у вас сегодня хорошее настроение? (ответы)

– Я сегодня пришла в детский сад с хорошим настроением, потому что я очень всех вас люблю, люблю наш детский сад, нашу группу, свою работу.

2. Введение в тему занятия

– Как вы думаете, как называется моя профессия? (ответы)

– Кто знает, почему она так называется? (ответы)

– Правильно дети, учитель-логопед должен много уметь и знать, чтобы научить детей правильно говорить, произносить чётко все звуки.

– Дети, посмотрите, сколько у нас сегодня гостей и все они тоже по профессии педагоги.

– А как вы думаете у них сегодня хорошее настроение? (ответы). А давайте им подарим на весь день свои улыбки и хорошее настроение.

(Дети дарят гостям подарки «солнышки» с улыбками).

– Ребята, присаживайтесь на свои места.

– Ребята, к нам на занятие спешит гость. Отгадайте загадку и узнаете кто же это:

В шляпе с круглыми полями
И в штанишках до колен,
Занят разными делами,
Лишь учиться ему лень.
Он – художник знаменитый,
Он – известный всем поэт,
Замечательно воспитан,
Очень модно он одет.
Кто он, быстро отгадай-ка!
Как зовут его?..
(Незнайка)

Дети: Незнайка.

Правильно.

(Входит под музыку Незнайка, в руках коробка средних размеров).

Незнайка: – Добрый день ребята! Добрый день взрослые! (Вытирает рукавом лоб) Устал, пока добирался к вам из Цветочного городка. Ребята, я узнал, что вы своими педагогами и родителями познакомились с людьми разных профессий, ходили на экскурсии. У всех моих друзей тоже есть профессии: Гусля-музыкант, Пилюлькин-доктор, Винтик и Шпунтик – механики. А что же такое профессия вы знаете?

Дети: Да, знаем. Профессия - это труд, которому человек посвящает всю свою жизнь. Дело, которым занимается человек.

Незнайка: – Вот! У всех есть любимое дело! А у меня пока нет…

Логопед: – Незнайка, не расстраивайся! Хочешь отправиться с нами в удивительный мир профессий и узнать о них?

Незнайка: – Конечно, хочу! У меня есть волшебный цветок, который поможет нам познакомиться с профессиями.

Логопед: – Ой, посмотрите, цветок, который принёс Незнайка, потерял свои лепестки. Нам необходимо их вернуть. Для этого нам необходимо отгадать загадки о профессиях.

3. Совершенствование умения читать стихотворные тексты, отгадывать слово; активизация словаря

«Отгадайте загадки».

(загадки о профессии, дети отгадывают).

1.

Если вьётся пламя,
Дым валит столбом,
“01” мы наберем,
Его на помощь позовем. (Пожарный)

2.

Он вылечит корь,
и бронхит, и ангину,
Пропишет пилюли и витамины. (Врач)

3.

У него товаров горы –
Огурцы и помидоры.
Кабачки, капуста, мед –
Все он людям продает. (Продавец)

4.

Феном, щеткой и расческой
Ловко сделает прическу. (Парикмахер)

5.

Этот человек – герой!
Ходит в форме, с кобурой!
Посреди ночного мрака
Где-то кража или драка?
Сразу по «02» звоните,
И его скорее зовите! (Полицейский)

6.

На посту он в снег и в зной,
Охраняет наш покой.
Человек, присяге верный,
Называется… (военный)

7.

Скажи, кто так вкусно готовит щи капустные.
Пахучие котлеты, салаты, винегреты. (Это повар)

8.

Кто учит детишек читать и писать,
Природу любить, стариков уважать. (Это учитель)

9.

Если наводнение
Иль землетрясение,
На помощь нам всегда придёт
И нас от гибели спасёт. (спасатель)

10.

Наяву, а не во сне
Он летает в вышине.
Водит в небе самолет.
Кто же он, скажи?
(Пилот)

11.

С сумкой тяжёлой обходит район,
Письма нам в ящик кладёт … (почтальон)

Незнайка: – Ребята, какие вы молодцы! Посмотрите, цветочек мой снова расцвёл, теперь мы можем отправиться в путешествие в Волшебный мир профессий.

Незнайка: – Ребята, а какой праздник вы отмечали 12 апреля?

Дети: – 12 апреля мы отмечали День Космонавтики.

Незнайка: – А я в этот день был космонавтом. Вы знаете кто такой космонавт?

Дети: – Космонавт – это человек, который летает в космос.

Незнайка: – Правильно! Вот и я слетал на Луну и вернулся обратно! И вам принёс много разных предметов. Только вот не знаю, кому они необходимы?

4. Совершенствовать умение образовывать и использовать в речи имена существительные в дательном падеже

Логопед: – Ребята, поможем Незнайке разобраться и ответить на вопрос: «Кому необходимы эти предметы?».

Кому мы дадим градусник и стетоскоп? (Градусник и стетоскоп мы дадим врачу)

Кому мы дадим фен и расчёску?

Кому мы дадим дрель и каску?

Кому мы дадим половник и кастрюлю?

Кому мы дадим указку и мел?

Кому мы дадим кассу и весы?

Кому мы дадим бинокль?

– Кому мы дадим письма и газеты?

– Кому мы дадим жезл и свисток?

Незнайка: – Ребята, а что умеют делать люди разных профессий?

5. Совершенствовать умение согласовывать имя существительное с глагольными формами

Логопед: – Незнайка, а ты поиграй с нашими ребятами в игру и узнаешь, кто чем занимается (игра с мячом)

Незнайка: – Что делает учитель?

– Что делает строитель?

– Что делает врач? и т.д.

Полные ответы детей: Учитель учит детей.

Логопед: – Молодцы, ребята! Присаживайтесь, на свои места. Незнайка, ты теперь знаешь, что люди разных профессий выполняют разную работу.

6. Совершенствовать умение образовывать и использовать в речи имена существительные в предложном падеже

Незнайка: – А где же они все работают?

Логопед: – Об этом тебе тоже расскажут дети.

Ребята, где работает учитель?

Ребёнок: – Учитель работает в школе.

– Где работает врач? (Врач работает в больнице).

– Где работает повар? (Повар работает в кафе, в ресторане).

– Где работает почтальон? (Почтальон работает на почте).

– Где работает строитель? (Строитель работает на стройке).

– Где работает продавец? (Продавец работает в магазине).

– Где работает парикмахер? (Парикмахер работает в парикмахерской).

– Где служит военный? (Военный служит в армии).

– Где служит пожарный? (Пожарный служит в пожарной части) и т.д.

7. Физминутка

Логопед: – Незнайка, ребята, вы не устали?***

Повар варит кашу. (Имитация с вращением кистей рук)
Плащ портниха шьет. (Махи руками)
Доктор лечит Машу. (Открыть и закрыть ротик, высунув язычок)
Сталь кузнец кует .(Хлопки)
Дровосеки рубят. (Махи с наклонами)
Строят мастера. (Имитация с прыжками вверх)
Что же делать будет, (Поднимание плеч)
Наша детвора?

Логопед: – Незнайка, теперь ты понял, люди разных профессий заняты разными делами?

8. Развитие логики, мышления и умения строить грамматические конструкции

Незнайка: – Да, понял.

– Повар тушит пожар, а пожарный готовит еду. Правильно?

Дети исправляют.

Учитель лечит людей, а врач учит детей.

Водитель управляет самолётом, а пилот управляет автобусом.

Парикмахер строит дома, а строитель стрижёт людей.

Художник разносит почту, а почтальон рисует картины.

9. Закреплять понятия «слово-предмет», «слово-действие, «слово-признак», умение составлять предложение по заданной схеме

Незнайка: – Теперь я запомню, кто чем занимается. Вот, задачка, когда я отправлялся к вам Знайка дал мне какие-то прямоугольники.

Ребята, вы не знаете, что это?

Составьте предложение о своей профессии по любой из заданных схем.

Примерные предложения:

Продавец взвешивает спелые, сладкие яблоки.
Строитель строит большой красивый дом.
Повар варит вкусный ароматный борщ.
Повар готовит салат из овощей.
Врач прописал дорогое горькое лекарство.
Парикмахер делает красивую элегантную прическу
Учитель гордится умными воспитанными учениками.
Пожарный тушит яркое большое пламя.

Логопед: – Ребята, какие вы умные! И с заданием Знайки справились!

10. Учить детей строить сложноподчинённые предложения с союзом потому что

Незнайка: – Люди работают теми, кем им нравится работать, занимаются тем, что у них получается. Какие профессии нравятся вам и почему?

Логопед: Послушайте, как скажу я:

Я хочу быть художником, потому что я люблю писать картины.

Примерные ответы детей:

Я хочу быть шофёром, потому что люблю управлять машиной, перевозить людей и грузы.

Я... продавцом, потому что я люблю взвешивать и продавать продукты.

Я… учителем, .. я люблю учить детей.

Я... строителем, .. мне нравятся высокие и красивые дома.

Я… врачом…. люблю лечить детей.

Я… парикмахером, … мне нравится подстригать волосы и делать людям красивые прически.

Я… пожарным, … люблю тушить пожар и спасать людей из огня.

Я… музыкантом, … люблю играть на музыкальных инструментах.

Я… художником,... люблю писать картины.

Я… фотографом, потому что я люблю фотографировать людей, животных и природу.

Л. – Молодцы!

11. Итог занятия

Л. – О чём мы говорили на занятии? (о профессиях)

Л. – Какая же профессия самая важная? (Все профессии одинаково важны, потому что приносят пользу людям)

Дети исполняют песню «Все профессии важны».

Л. – Я вас поздравляю и очень сильно горжусь!!!

- Как вы думаете о ком эти загадки? (о людях разных профессий).

- Сегодня мы с вами поговорим о профессиях.

- Ребята посмотрите внимательно и скажите, какие профессии людей здесь изображены? (на мольберте картинки, ответы детей).

- А как вы думаете, что такое профессия? (ответы)

- Ребята, как вы думаете, кто нарисовал эти картинки? (ответы)

- А как вы думаете, художник это профессия? (ответы)

(Проблемная ситуация)

- Незнайка: – А я тоже нарисовал картинки, но не знаю, какие предметы нужны людям этих профессий. Совсем запутался, помогите мне пожалуйста.

- Незнайка обращается к нам за помощью, вы согласны ему помочь? (ответы)

Задание: «Какие предметы нужны людям этих профессий».

(Проведи линии, показывающие, какие предметы нужны людям этих профессий.)

(Дети проходят за столы, садятся и выполняют самостоятельно задание).

Физкультминутка: «Все профессии важны»

- Незнайка: – Я тоже хочу поиграть с детьми, только будьте внимательны, и постарайтесь исправить все мои ошибки.

Игра: «Исправь ошибку» (в кругу с мячом)

  • Прачка шьет одежду.
  • Повар лечит людей.
  • Швея красит дом.
  • Парикмахер стирает белье
  • Почтальон разносит почту.
  • Врач варит обед.

(Конверт 2).

- Незнайка: достает конверт, дает воспитателю.

Игра «Выбери правильную картинку»

В.: Ребята, у вас на столах лежат картинки с изображением людей разных профессий.

Правило игры: я читаю предложение, а вы поднимаете и показываете картинку, которая соответствует.

  • стрижет волосы …
  • рубит мясо…
  • разносит еду…
  • ловит преступников…
  • готовит еду…
  • работает на комбайне…
  • танцует балет…
  • делает прививки…
  • водит автомобиль…
  • ловит рыбу…
  • оперирует больных…
  • ухаживает за садом…
  • учит детей…
  • работает на тракторе…
  • укрощает хищников…
  • стоит за стойкой в баре…
  • водитель паровоза…
  • специалист по управлению предприятия.

В.: Пальчиковая гимнастика «Повар»

Повар готовил обед, (Ребром ладони дети стучат по столу)
А тут отключили свет.
Повар леща берет (Загибают большие пальцы.)
И опускает в компот.
Бросает в котел поленья, (Загибают средние пальцы.)
Угли бьет поварёшкой. (Загибают безымянные пальцы.)
Сахар сыплет в бульон. (Загибают мизинец.)
И очень доволен он. (Разводят руками)

(Конверт 3)

- Незнайка: достает конверт, дает воспитателю.

Игра: «Кто где работает» (с пазлами)

Задание: (Вы должны подобрать пазлы соответствующие картинке с профессией)

(Дети проходят за столы)

– О профессиях существует, очень много рассказов, стихов, пословиц, загадок.

Давайте с вами вспомним пословицы о труде, о тружениках расскажем их Незнайке.

(Дети читают пословицы о труде и о тружениках)

  • Терпение и труд все перетрут.
  • Не кует железо молот, кует кузнец.
  • Какие труды, такие и плоды.
  • У портного и локоть на отлете.
  • Труд человека кормит, а лень портит.
  • Не умеешь шить золотом, так бей молотом.
  • Без труда не выловишь и рыбку из пруда.
  • Не топор тешет, а плотник.
  • Хорошая работа мастера хвалит.

- Дети, как много разных и интересных профессий вы назвали, А что же вам нужно будет делать, чтобы стать тем, кем вы хотите быть? (ответы детей).

- Правильно, надо, очень много знать, многому научиться.

- А как вы думаете, учиться легко?

– Надо быть очень упорным, чтобы добавиться своей цели. Не зря у русского народа есть такая пословица: «Ученье и труд все перетрут». Значит: «Учение и труд помогут вам стать тем, кем вы хотите быть».

- А давайте вы нам покажете, кем вы хотите быть, когда вырастите?

Игра: «Кем я буду, угадай» (игра-пантонимо)

Сюрпризный момент.

Незнайка: Спасибо вам большое, ребята. Я хочу вам подарить дидактическую игру-лото «Профессии», теперь я очень много знаю о
профессиях, побегу скорее е в Цветочный городок и расскажу своим друзьям о профессиях. До свиданья!»

Подведение итогов НОД

Ребята, как вы думаете, какая профессия самая важная, главная без которой мы не смогли бы ни за что обойтись? (высказывания детей)

- Мы с вами так и не смогли определить какая же профессия самая важная, потому что они все нужны.

Стихотворение «Все профессии нужны»

Подведение итогов НОД.

Я хочу пожелать вам, чтобы ваша мечта сбылась, и вы выбрали себе дело по душе.

Приложение