Урок по окружающему миру: "Почему мы не будем рвать цветы и ловить бабочек?" 1-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 1

Ключевые слова: окружающий мир, экологическое воспитание, экологическая культура, экологическая грамотность


Тип урока: Изучение нового материала.

Цели: познакомить учащихся с цветами и бабочками луга, показать их красоту, продолжить обучение распознаванию природных объектов; обеспечить опыт анализа и оценки поведения людей в природе и его последствий, выработки элементарных экологических норм.

Планируемые результаты:  

  • Предметные: научатся узнавать изученные природные объекты; объяснять, почему не нужно рвать цветы и ловить бабочек; определять цветы и бабочек с помощью атласа-определителя, осуществлять самопроверку; получат возможность научиться: формулировать правила поведения в природе; оценивать свое поведение в лесу; выдвигать предположения и доказывать их; понимать учебную задачу урокаи стремиться ее выполнять; работать в паре.  
  • Метапредметные: овладеть способностью понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнять; отвечать на вопросы; обобщать собственное представление; формировать готовность слушать собеседника и вести диалог; оценивать свои достижения на уроке; соотносить изученные понятия с примерами из реальной жизни.
  • Личностные: формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям, целостного, социально-ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, уважительного отношения к иному мнению; развитие мотивов учебной деятельности и личностного смысла учения; овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовым признакам; готовность слушать собеседника и вести диалог; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий.

Универсальные учебные действия (УУД; умение учиться):

  • Познавательные: осознанное и произвольное речевое высказывание в устной форме о разнообразии цветов и бабочек, о необходимости сохранения природного окружения.
  • Коммуникативные: обмениваться мнениями, слушать друг друга, строить понятные речевые высказывания; принимать другое мнение и позицию, допускать существование различных точек зрения.
  • Регулятивные: ориентирование в учебнике и в рабочей тетради; принимают и сохраняют учебную задачу; оценивают результат своих действий; прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала.
  • Личностные: понимают значение знаний для человека и принимают его; имеют желание учиться; положительно отзываются о школе; стремятся хорошо учиться и сориентированы на участие в делах школьника.

Методы и формы обучения: частично-поисковый, фронтальная и индивидуальная.

Образовательные ресурсы: мультимедийная презентация, картинки с изображениями цветов и бабочек, учебник «Окружающий мир», автор А.А.Плешаков; Атлас- определитель "От Земли до неба; рабочая тетрадь к учебнику для 1 класса.

Ход урока

I. Организационный момент

Звонкий прозвенел звонок,
Начинается урок.
Будем путешествовать, а это –
Попадём сегодня в лето

II. Актуализация знаний. Проверка домашнего задания. Подготовка для восприятия новой темы

На прошлом уроке мы познакомились с природным явлением. Что это за явление, узнаете, отгадав загадку:

Что за чудо-коромысло, 
После дождика повисло? 
Очень яркое, цветное, 
А красивое какое! 
Разноцветная дуга 
Солнечная... (радуга)

Слайд №1

- Как появляется радуга?

- Какие цвета составляют радугу?

- В каком порядке они идут? (Красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый)

- А как легко люди придумали запомнить цвета радуги?

- А когда обычно мы наблюдаем радугу? (Летом)

- Сегодня мы и отправимся в лето!

- Ребята, на доске вы видите картинки цветов и бабочек. Как вы думаете, о чем мы будем говорить сегодня на уроке?

Слайд 2

III. Самоопределение к деятельности

Отгадайте загадку:

Зелёное, зелёное
Сегодня всё вокруг
Зелёными травинками
Шумит зелёный… (ЛУГ)

Слайд 3

IV. Работа по новой теме

Сегодня на уроке мы побываем на лугу и узнаем много интересного.

– Что же такое луг? (Много травы, цветов, бабочек, а деревьев нет)

– Как выглядит луг весной и летом? Очень красиво!

– Как красиво на лугу, столько цветов и бабочек!

– Нарвём цветов побольше и домой принесём!  Бабочек наловим! Засушим их! 

– Все со мной согласны?

– Почему нельзя рвать цветы и ловить бабочек? (ответы детей)

Послушайте стихотворение о растениях луга. Будьте внимательны, т.к. я потом задам вопросы. Слайды 4-16

“Что растёт?”
Г.Лагздынь

На лугу растёт ромашка,
Лютик едкий, клевер-кашка.
Что ещё? Гвоздика, смолка,
Колокольчик, хвощ, как ёлка.
А ещё? Кошачьи лапки,
Одуванчиковы шапки,
Подорожник, васильки.
Граммофончики-вьюнки.
Ещё много разных травок
У тропинок и канавок
И красивых и пушистых, разноцветных и душистых.

- Как вы уже слышали, на лугу можно увидеть много растений. Перечислите их.

Давайте с некоторыми из них познакомимся поближе. (Дети читают стихи о растениях, а учитель рассказывает интересные факты о них).

Лютик (Слайд 17)

Звать его нам нечего,
Он и так придёт,
Расцветёт доверчиво
Прямо у ворот
Солнцем налитой
Лютик золотой.

- Ярко-желтые блестящие цветки лютика можно увидеть с мая до осени, он цветет все лето. Растет лютик на лугах, сыроватых полянках, в оврагах, по берегам рек, вдоль дорог, на огородах. Лютик — самое обычное растение, но оно ядовитое. Животные это знают и не едят его.

Ромашка (Слайд18)

Нарядные платьица,
Желтые брошки,
Ни пятнышка нет
На красивой одежке.
Такие веселые
Эти ромашки —
Вот-вот заиграют,
Как дети, в пятнашки.

Ромашка — Невысокие, цветущие в первый год жизни, часто пахучие травы.

Колокольчик (Слайд19)

Колокольчик голубой
Поклонился нам с тобой.
Колокольчики-цветы
Очень вежливы. А вы?

 У разных колокольчиков цветки имеют одинаковый вид – форму колокола, образованного пятью сросшимися лепестками. В народе колокольчики еще называют звонцами, звоночками, бубнами.

Клевер (Слайд 20)

Здесь, у рощицы берёзовой,
Где к лугам сбегает рожь,
Кашки белой, кашки розовой,
Кашки алой – не сочтешь!
С колокольчиком, с ромашкою
Клевер весело цветет,
И его “пчелиной кашкою”
Называет наш народ.

- Луговой клевер встречается на лугах и лесных полянах. Его цветки можно видеть с конца мая до осени. В них очень много сладкого нектара, поэтому клевер часто навещают пчелы. Клевер специально сеют на колхозных полях, так как он дает питательное сено для животных. Цветки клевера используют в медицине. Вот такое это полезное растение.

Красивые цветы не только на лугах, но и в нашей тундре.

(Просмотр видеоролика «Цветы тундры»)

Слайд 21

V. Музыкальная физкультминутка

VI. Продолжение работы по теме

Работа в тетрадях.

Соединяют цветы с их названиями. Слайды (22-23)

- Отгадайте загадку:

Спал цветок и вдруг проснулся –
Больше спать не захотел.
Шевельнулся, встрепенулся,
Взвился вверх и улетел. (Бабочка)

Бабочки, должно быть, одни из самых красивых живых существ на земле!

Они похожи на ожившие цветы, причудливость и яркость окраски их крыльев поистине сказочная. За их красоту люди дали бабочкам красивые имена.

Познакомимся с ними. (Слайды 24-25)

(Знакомство с бабочками и объяснение, почему они так названы.)

Работа в тетрадях. Соедините линиями рисунки бабочек с их названиями.

Игра на внимание

Если я называю бабочек – имитируете крылья и машите ими; если цветы – стоите смирно. (Лимонница, ромашка, роза, голубянка, пестрянка, крапивница, таволга, колокольчик , лютик, адмирал)

- Бабочки не могут жить без цветов, как и цветы не могут жить без бабочек. Почему?

Послушайте об этом стихотворение

Цветок всю ночь готовит "мед",
И бабочку сластену в гости ждет.
Бери, мол, но как другу,
Мне окажи услугу:
Пыльцу мучную эту
Перенеси соседу...
И бабочка несет ее, и вот –
Цветок увял, и зреет плод.

- Что даёт цветок бабочке? А чем помогает бабочка цветку? (Ответы детей)

Физминутка для глаз.

Работа с учебником

Рассмотрите рисунки на странице 46.

- Дети пришли на лужайку. Что они делают?

 На рисунке слева: нарвали цветов, поймали бабочку, бросили упаковки от продуктов.

- Что стало с цветами? С бабочкой? (Цветы повяли, мальчик нес бабочку и у нее сломались крылья. Бабочка умерла.)

- Ребята, запомните: даже если просто подержать бабочку в руках, то она уже не сможет летать. Ее крылья покрыты мелкими цветными чешуйками. Мы повреждаем эти чешуйки, когда берем бабочку в руки. Чешуйки остаются у нас на пальцах, поэтому бабочка уже не полетит.

На рисунке справа; фотографируют бабочек, стрекоз, делают зарисовки, любуются красотой луга.

- Произошло что-то с цветами, бабочками? (Нет)

На каком рисунке правильно поступили ребята? (На правом)

VII. Рефлексия учебной деятельности

Слайд 26

- Почему бабочки не могут жить без цветов? (Они питаются их нектаром)

- Почему цветы не могут жить без бабочек? (Потому что бабочки опыляют их. Без этого у цветов не было бы плодов и семян)

VIII. Итог урока

Групповая практическая работа

- Давайте с вами украсим луг цветами и бабочками, чтобы он стал нарядным и праздничным.

IX. Самооценка

Слайд 27

- Что нового узнали на уроке?

- Что запомнили на уроке?

- Выберите смайлик, который, по вашему мнению, подходит вашему настроению.