Тип урока: Изучение нового материала.
Цели: познакомить учащихся с цветами и бабочками луга, показать их красоту, продолжить обучение распознаванию природных объектов; обеспечить опыт анализа и оценки поведения людей в природе и его последствий, выработки элементарных экологических норм.
Планируемые результаты:
- Предметные: научатся узнавать изученные природные объекты; объяснять, почему не нужно рвать цветы и ловить бабочек; определять цветы и бабочек с помощью атласа-определителя, осуществлять самопроверку; получат возможность научиться: формулировать правила поведения в природе; оценивать свое поведение в лесу; выдвигать предположения и доказывать их; понимать учебную задачу урокаи стремиться ее выполнять; работать в паре.
- Метапредметные: овладеть способностью понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнять; отвечать на вопросы; обобщать собственное представление; формировать готовность слушать собеседника и вести диалог; оценивать свои достижения на уроке; соотносить изученные понятия с примерами из реальной жизни.
- Личностные: формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям, целостного, социально-ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, уважительного отношения к иному мнению; развитие мотивов учебной деятельности и личностного смысла учения; овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовым признакам; готовность слушать собеседника и вести диалог; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий.
Универсальные учебные действия (УУД; умение учиться):
- Познавательные: осознанное и произвольное речевое высказывание в устной форме о разнообразии цветов и бабочек, о необходимости сохранения природного окружения.
- Коммуникативные: обмениваться мнениями, слушать друг друга, строить понятные речевые высказывания; принимать другое мнение и позицию, допускать существование различных точек зрения.
- Регулятивные: ориентирование в учебнике и в рабочей тетради; принимают и сохраняют учебную задачу; оценивают результат своих действий; прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала.
- Личностные: понимают значение знаний для человека и принимают его; имеют желание учиться; положительно отзываются о школе; стремятся хорошо учиться и сориентированы на участие в делах школьника.
Методы и формы обучения: частично-поисковый, фронтальная и индивидуальная.
Образовательные ресурсы: мультимедийная презентация, картинки с изображениями цветов и бабочек, учебник «Окружающий мир», автор А.А.Плешаков; Атлас- определитель "От Земли до неба; рабочая тетрадь к учебнику для 1 класса.
Ход урока
I. Организационный момент
Звонкий прозвенел звонок,
Начинается урок.
Будем путешествовать, а это –
Попадём сегодня в лето
II. Актуализация знаний. Проверка домашнего задания. Подготовка для восприятия новой темы
На прошлом уроке мы познакомились с природным явлением. Что это за явление, узнаете, отгадав загадку:
Что за чудо-коромысло,
После дождика повисло?
Очень яркое, цветное,
А красивое какое!
Разноцветная дуга
Солнечная... (радуга)
Слайд №1
- Как появляется радуга?
- Какие цвета составляют радугу?
- В каком порядке они идут? (Красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый)
- А как легко люди придумали запомнить цвета радуги?
- А когда обычно мы наблюдаем радугу? (Летом)
- Сегодня мы и отправимся в лето!
- Ребята, на доске вы видите картинки цветов и бабочек. Как вы думаете, о чем мы будем говорить сегодня на уроке?
Слайд 2
III. Самоопределение к деятельности
Отгадайте загадку:
Зелёное, зелёное
Сегодня всё вокруг
Зелёными травинками
Шумит зелёный… (ЛУГ)
Слайд 3
IV. Работа по новой теме
Сегодня на уроке мы побываем на лугу и узнаем много интересного.
– Что же такое луг? (Много травы, цветов, бабочек, а деревьев нет)
– Как выглядит луг весной и летом? Очень красиво!
– Как красиво на лугу, столько цветов и бабочек!
– Нарвём цветов побольше и домой принесём! Бабочек наловим! Засушим их!
– Все со мной согласны?
– Почему нельзя рвать цветы и ловить бабочек? (ответы детей)
Послушайте стихотворение о растениях луга. Будьте внимательны, т.к. я потом задам вопросы. Слайды 4-16
“Что растёт?”
Г.ЛагздыньНа лугу растёт ромашка,
Лютик едкий, клевер-кашка.
Что ещё? Гвоздика, смолка,
Колокольчик, хвощ, как ёлка.
А ещё? Кошачьи лапки,
Одуванчиковы шапки,
Подорожник, васильки.
Граммофончики-вьюнки.
Ещё много разных травок
У тропинок и канавок
И красивых и пушистых, разноцветных и душистых.
- Как вы уже слышали, на лугу можно увидеть много растений. Перечислите их.
Давайте с некоторыми из них познакомимся поближе. (Дети читают стихи о растениях, а учитель рассказывает интересные факты о них).
Лютик (Слайд 17)
Звать его нам нечего,
Он и так придёт,
Расцветёт доверчиво
Прямо у ворот
Солнцем налитой
Лютик золотой.
- Ярко-желтые блестящие цветки лютика можно увидеть с мая до осени, он цветет все лето. Растет лютик на лугах, сыроватых полянках, в оврагах, по берегам рек, вдоль дорог, на огородах. Лютик — самое обычное растение, но оно ядовитое. Животные это знают и не едят его.
Ромашка (Слайд18)
Нарядные платьица,
Желтые брошки,
Ни пятнышка нет
На красивой одежке.
Такие веселые
Эти ромашки —
Вот-вот заиграют,
Как дети, в пятнашки.
- Ромашка — Невысокие, цветущие в первый год жизни, часто пахучие травы.
Колокольчик (Слайд19)
Колокольчик голубой
Поклонился нам с тобой.
Колокольчики-цветы
Очень вежливы. А вы?
У разных колокольчиков цветки имеют одинаковый вид – форму колокола, образованного пятью сросшимися лепестками. В народе колокольчики еще называют звонцами, звоночками, бубнами.
Клевер (Слайд 20)
Здесь, у рощицы берёзовой,
Где к лугам сбегает рожь,
Кашки белой, кашки розовой,
Кашки алой – не сочтешь!
С колокольчиком, с ромашкою
Клевер весело цветет,
И его “пчелиной кашкою”
Называет наш народ.
- Луговой клевер встречается на лугах и лесных полянах. Его цветки можно видеть с конца мая до осени. В них очень много сладкого нектара, поэтому клевер часто навещают пчелы. Клевер специально сеют на колхозных полях, так как он дает питательное сено для животных. Цветки клевера используют в медицине. Вот такое это полезное растение.
Красивые цветы не только на лугах, но и в нашей тундре.
(Просмотр видеоролика «Цветы тундры»)
Слайд 21
V. Музыкальная физкультминутка
VI. Продолжение работы по теме
Работа в тетрадях.
Соединяют цветы с их названиями. Слайды (22-23)
- Отгадайте загадку:
Спал цветок и вдруг проснулся –
Больше спать не захотел.
Шевельнулся, встрепенулся,
Взвился вверх и улетел. (Бабочка)
Бабочки, должно быть, одни из самых красивых живых существ на земле!
Они похожи на ожившие цветы, причудливость и яркость окраски их крыльев поистине сказочная. За их красоту люди дали бабочкам красивые имена.
Познакомимся с ними. (Слайды 24-25)
(Знакомство с бабочками и объяснение, почему они так названы.)
Работа в тетрадях. Соедините линиями рисунки бабочек с их названиями.
Игра на внимание
Если я называю бабочек – имитируете крылья и машите ими; если цветы – стоите смирно. (Лимонница, ромашка, роза, голубянка, пестрянка, крапивница, таволга, колокольчик , лютик, адмирал)
- Бабочки не могут жить без цветов, как и цветы не могут жить без бабочек. Почему?
Послушайте об этом стихотворение
Цветок всю ночь готовит "мед",
И бабочку сластену в гости ждет.
Бери, мол, но как другу,
Мне окажи услугу:
Пыльцу мучную эту
Перенеси соседу...
И бабочка несет ее, и вот –
Цветок увял, и зреет плод.
- Что даёт цветок бабочке? А чем помогает бабочка цветку? (Ответы детей)
Физминутка для глаз.
Работа с учебником
Рассмотрите рисунки на странице 46.
- Дети пришли на лужайку. Что они делают?
На рисунке слева: нарвали цветов, поймали бабочку, бросили упаковки от продуктов.
- Что стало с цветами? С бабочкой? (Цветы повяли, мальчик нес бабочку и у нее сломались крылья. Бабочка умерла.)
- Ребята, запомните: даже если просто подержать бабочку в руках, то она уже не сможет летать. Ее крылья покрыты мелкими цветными чешуйками. Мы повреждаем эти чешуйки, когда берем бабочку в руки. Чешуйки остаются у нас на пальцах, поэтому бабочка уже не полетит.
На рисунке справа; фотографируют бабочек, стрекоз, делают зарисовки, любуются красотой луга.
- Произошло что-то с цветами, бабочками? (Нет)
На каком рисунке правильно поступили ребята? (На правом)
VII. Рефлексия учебной деятельности
Слайд 26
- Почему бабочки не могут жить без цветов? (Они питаются их нектаром)
- Почему цветы не могут жить без бабочек? (Потому что бабочки опыляют их. Без этого у цветов не было бы плодов и семян)
VIII. Итог урока
Групповая практическая работа
- Давайте с вами украсим луг цветами и бабочками, чтобы он стал нарядным и праздничным.
IX. Самооценка
Слайд 27
- Что нового узнали на уроке?
- Что запомнили на уроке?
- Выберите смайлик, который, по вашему мнению, подходит вашему настроению.