Цель: |
актуализировать и обобщить знания обучающихся по истории эпохи правления и основных реформах Петра I в игровой занимательной форме. |
Задачи: коррекционно-образовательная |
обобщить и систематизировать знания обучающихся в форме интеллектуальной игры Квиз «Россия эпохи Петра I». |
коррекционно-развивающая |
развивать и корригировать мышление на основе формирования навыков самостоятельной познавательной деятельности. |
коррекционно-воспитательная |
повысить интерес обучающихся к истории России, формировать и развивать коммуникативную компетенцию обучающихся на основе групповой интеллектуальной работы. |
Планируемые результаты:
- предметные компетенции: расширение знаний об историческом прошлом России;
- метапредметные: развитие умения анализировать информацию, применять навыки логического мышления, умение общаться с равными себе и со взрослыми людьми, работать в команде;
- личностные: повышение интереса детей к самообразованию, самосовершенствованию и личностному росту, развитие чувств гордости за свою страну и в тоже время чувства ответственности за ее будущее;
- коммуникативные: приобретение опыта публичного выступления и опыта работы в команде.
Тип урока: обобщение и систематизация знаний с использованием интеллектуальной игры Квиз.
Содержание урока: соответствует образовательному стандарту, рабочей программе, доступно обучающимся.
Предмет: история.
Класс - 8 класс (обучающиеся с ЗПР)
Методы: словесный, наглядный, репродуктивный с применением элементов педагогических технологий:
- интеллектуальная игра quiz в переводе с английского означает «викторина». Игра представляет собой интеллектуально-развлекательную битву, не требующую особой предварительной подготовки. В ходе игры участники должны ответить на поставленные вопросы в условиях ограниченного времени;
- технология группового и творческого взаимодействия - элементы технологии рассадки обучающихся за столом. За одним столом (сдвоенными ученическими партами) сидят 4 ученика: те обучающиеся, что сидят рядом, называются «партнерами по плечу», а те, что сидят напротив – «партнерами по лицу». Такая рассадка дает обучающимся возможность видеть друг друга, а не спины одноклассников, работать в паре, работать в группе и отвечать на вопросы коллективно;
- элементы проведения рефлексии по технологии «Кубик Блума» - прием технологии критического мышления, разработанный американским ученым и психологом Бенджамином Блумом. Для проведения рефлексии используется обычный бумажный куб на гранях которого написаны вопросы;
- ИКТ технология.
Оборудование: мультимедийный проектор, мультимедийная презентация «Россия эпохи Петра I», раздаточный материал (конверты с пазлами, таблица «Дворцовые перевороты»), бланки с вопросами, бланки для жюри, аудизаписи.
Ход урока
1. Организационный момент
— Добрый день, ребята! Какой сегодня прекрасный день. Давайте улыбнемся и подарим друг другу хорошее настроение. Желаю вам активной работы в течение всего урока.
— На прошлом уроке вам было дано домашнее задание: сформировать команды участников игры — две команды, по 4 человека. Каждой команде необходимо было выбрать капитана команды, задача которого будет состоять в организации согласованной деятельности команды во время игры. А так же необходимо было придумать название команде, которое соответствует изучаемому разделу, девиз и эмблему для своей команды.
— Давайте познакомимся с командами. В нашей игре участвует 2 команды: команда «Гардемарины», капитан команды …….. и команда «Виктория», капитан ……(Представление команд, знакомство с капитанами, девиз команд).
II. Сообщение темы урока
То академик, то герой,
То мореплаватель, то плотник,
Он всеобъемлемой душой
На троне вечный был работник.
(А.С.Пушкин)
— Как вы думаете, о ком идет речь? (О Петре I)
— Правильно! Я неслучайно начала с этого эпиграфа, потому что наш урок-игра будет посвящен 350-летию со дня рождения Петра I. За годы своего правления Петр I провел глобальные реформы, целью которых было поднять отсталую Россию до уровня передовых западных стран. Наш урок итоговый в системе уроков об эпохе Петра Первого.
Подумайте, как можно сформулировать тему сегодняшнего урока? (Ответ обучающихся - «Россия эпохи Петра I».)
— Правильно, тема сегодняшнего урока «Россия эпохи Петра I».
— Давайте попробуем сформулировать цель нашего урока. (Ответы обучающихся: закрепить и систематизировать знания, полученные в процессе изучения петровской эпохи, основных реформ Петра I).
— Наш урок будет проходить в форме интеллектуальной игры Квиз. У вас сегодня имеется возможность показать свои знания.
III. Актуализация опорных знаний и представлений
— Кто знает, что такое Квиз?
— Сейчас об этой игре нам расскажет Юлия А., которая подготовила сообщение.
Сообщение обучающегося: Квиз — это командная интеллектуально-развлекательная игра, не требующая предварительной подготовки, но имеющая ряд условий проведения.
Впервые игра появилась в Великобритании в 1970 году. Эта игра популярна сейчас в России среди молодежи, и она набирает всё большую популярность.
IV. Ход игры
— Давайте и мы с вами попробуем свои силы в этой игре. Для этого нам необходимо ознакомиться с правилами игры.
Правила игры:
- Игра состоит из 7 раундов.
- В каждом раунде разное количество вопросов.
- Время на обдумывание каждого раунда 2 минуты.
- Все ответы фиксируются в бланке. Бланк сдается на проверку жюри после каждого раунда. (приложение 1)
- Между раундами делается пауза – 1 минута.
- Подведение итогов и награждение сразу после игры. Жюри сверяет ответы команды с бланком правильных ответов (приложение 3).
- За каждый правильный ответ начисляется по 1 баллу.
- После каждого раунда (после сдачи бланков с ответами) командам и всем присутствующим будут предоставлены ответы. Каждая команда может сверить свои варианты ответов.
- В конце урока экспертное жюри подводит итоги и награждает победителей и участников.
— Сегодня за ходом проведения игры внимательно будет следить уважаемый Сенат, позвольте представить:
1)
2)
3)
(Члены жюри обеспечиваются критериями оценки ответов, заранее подготовленными учителем.)
Структура игры
Игра состоит из 7 раундов, отражающих деятельность и основные реформы Петра I:
Россия эпохи Петра I
— Если всем понятны условия, то мы можем начинать. Итак, первый раунд.
Раунд I. Разминка «Петра творенье»
— Вашему вниманию предлагаются вопросы, на которые необходимо ответить. За каждый правильный ответ – 1 балл. Ответы записать в бланк № 1. Время на обдумывание – 2 минуты (время засекается по песочным часам).
- На какой реке стоит г.Санкт-Петербург? (Нева)
- Кто, по древней легенде, охраняет город Санкт-Петербург? (Львы с золотыми крыльями)
- Как называется памятник, установленный в честь Петра I? (Медный всадник)
- Как фамилия Петра I? (Романов)
- Какого роста был Петр I? (2м. 4 см.)
- Сколько лет длилась Северная война? (21 год)
- Именно этот титул принял Петр I после победы над Швецией в 1721 г. (Император Всероссийский)
- Указом Петра 1 в 1700 году вводилось новое летоисчисление. С какого числа и какого месяца оно начиналось? (1 января)
- Часть света, в которую Пётр I «прорубил окно». (Европа)
- Что запрещалось делать необразованным дворянам в петровскую эпоху? (Жениться)
Обсуждение в команде осуществляется в парах («сильный ученик» + «слабый ученик»), затем каждая пара предлагает свой вариант ответа, выбирается лучший и вносится в бланк ответа.
Раунд II. «Военная реформа»
Задание на коррекцию и развитие когнитивных навыков и мелкой моторики.
— Ребята, послушайте отрывок из поэмы А.С.Пушкина.
И грянул бой. Полтавский бой!..
Швед, русский - колет, рубит, режет.
Бой барабанный, клики, скрежет,
Гром пушек, топот, ржанье, стон,
И смерть и ад со всех сторон.
А.С.Пушкин «Полтава»
— Как вы думаете, какой битве в ходе Северной войны А.С. Пушкин посвятил это стихотворение? (Полтавской битве)
— По каким словам или словосочетаниям вы это поняли? (Полтавский бой, швед, русский).
— В каком году это произошло? (1709 г.)
Вам необходимо собрать пазл «Полтавская битва». За правильно выполненное задание – 1 балл.
Раунд III. «Социальные реформы»
Задание на коррекцию и развитие долговременной памяти.
— Петр I вернувшись из путешествия по Западной Европе привёз материальные новшества, ставшие со временем привычными в нашей повседневной жизни. (Учитель вносит черный ящик.)
— Перед вами черный ящик. Вам необходимо определить 4 предмета, которые находятся в чёрном ящике, и записать ответ в бланк № 6. Время на обдумывание – 1 минута (время засекается по песочным часам). Время пошло.
(Передав бланк жюри, учитель показывает, что находится в чёрном ящике. Это чай, кофе, картофель, табак)
Раунд IV «Экономические реформы»
Задание на коррекцию и развитие мышления на основе соотношения конкретного из общего: объясни понятие.
— В связи с проведением реформ в эпоху Петра I появилось очень много новых понятий. Вот только некоторые из них: подушная подать, губерния, Сенат, мануфактура, меркантилизм, работные люди, Синод, регулярная армия.
— Перед вами набор разрезных карточек. На одной стороне написаны термины и значения, а на другой изображение картины. Вам необходимо соотнести термины и их значения. А проверить правильность выполненного задания, можно перевернув карточки и получив собранную картину. Время на обдумывание – 2 минуты (время засекается по песочным часам). Время пошло. За выполненное задание – 1 балл.
На команду дается четыре карточки, каждый выполняет свое задание.
Задание для команды «Гардемарины»
Мануфактура |
предприятие, основанное на ручном труде. |
Подушная подать |
основной прямой налог, взимаемый со всех лиц мужского пола. |
Губерния |
основная административно-территориальная единица. |
Сенат |
высший государственный орган, подчиненный императору. |
Задание для команды «Виктория»
Меркантилизм | политика активного торгового баланса |
Работные люди |
рабочие на промыслах и в промышленности |
Синод |
высший государственный орган, занимавшийся церковными делами. |
Регулярная армия |
армия, созданная на основе рекрутской повинности |
— Как вы уже заметили, большая часть понятий связана с экономическими реформами.
— Как экономическая политика Петра I связана с историей нашего края? (Появление металлургических заводов, усиление налогового гнета и произвол чиновников)
— Как простой народ реагировал на происходящие в стране изменения? (Поднимался на восстания)
Поэтому наш следующий раунд называется «Реакция народа на реформы».
— Как вы уже заметили, большая часть понятий связана с экономическими реформами.
— Как экономическая политика Петра I связана с историей нашего края? (Появление металлургических заводов, усиление налогового гнета и произвол чиновников)
— Как простой народ реагировал на происходящие в стране изменения? (Поднимался на восстания)
Поэтому наш следующий раунд называется «Реакция народа на реформы».
Раунд V. «Реакция народа на реформы»
Задание на коррекцию и развитие внимательности.
— Перед вами 4 картины, изображающие народные восстания эпохи Петра I. Вам необходимо каждому из вас определить, какое восстание в ряду лишнее и почему? Результаты записать в бланк ответов № 2. За правильно выполненное задание -1 балл.
— Чтобы получить дополнительный балл в этом раунде, вам необходимо назвать причины башкирского восстания. Будьте внимательны. Время на обдумывание – 2 минуты (время засекается по песочным часам). Время пошло.
(Задание на бланках)
V. Физминутка
Мы много работали и нам необходимо отдохнуть. Для этого мы проведем небольшую физминутку:
Физминутка по снятию усталости глаз, улучшению зрения и исправления осанки.
VI. Продолжение игры
Раунд VI. «Реформы в сфере культуры»
Задание на коррекцию и развитие слухового восприятия.
— Петр I был патриотом России. При Петре I культура заняла новое место в духовной жизни общества.
— Ребята, как вы считаете, кто такой патриот? (Это тот, кто любит своё отечество, предан своему народу, готов на подвиги во имя интересов своей родины)
— Как вы считаете, тема патриотизма актуальна в наши дни? (Ответы детей)
— Правильно, ребята, в преддверии 75-летия Победы в Великой отечественной войне патриотическое воспитание приобретает особое значение. Этому событию посвящено много песен и мелодий. Поэтому и у нас в игре есть музыкальный раунд.
— Сейчас вы прослушаете известные мелодии военных лет. Вам необходимо узнать, что это за мелодии и вписать название песни в бланк ответов № 4. Каждая мелодия будет повторяться 2 раза. За каждую угаданную композицию получаете 1 балл.
1. «Катюша»
2. «День победы»
(Включается аудиозапись)
Раунд VII. «Дворцовые перевороты»
Задание на соотношение конкретного из общего
— Петр I относится к выдающимся деятелям Русского государства, которые определили путь развития страны на длительное время. Благодаря его реформаторской деятельности поднялся статус России до уровня передовых европейских государств.
— После смерти Петра I началась борьба за престол и в течение 37 лет сменилось 7 правителей. Это явление получило название «Дворцовые перевороты». Вам необходимо в таблице соотнести имена и портреты правителей России. Не забывайте, что вы работаете в группах. Поэтому, прежде чем выполнить это задание, советуйтесь друг с другом. Будьте внимательны. Время на обдумывание – 2 минуты (время засекается по песочным часам). Время пошло.
- Итак, это был последний раунд интеллектуально-развлекательной игры квиз — «Россия эпохи Петра I». Пока наше жюри подводит итоги, мы проведем с вами рефлексию.
VII. Рефлексия. Кубик Блума
— Каждая команда по очереди подбрасывает кубик, на гранях которого написаны начало фраз. Вам необходимо продолжить (обучающиеся отвечают).
Вопросы:
- Мне было интересно…
- Мне было трудно…
- Я выполнял задания…
- Я понял, что…
- Теперь я знаю…
- Я узнал…
— Итак, Сенат готов огласить результаты сегодняшнего состязания. И слово предоставляется………
VIII. Итоги урока
— Мы искренне поздравляем победителей сегодняшней интеллектуально-развлекательной игры Квиз, которая стала команда……….., набравшая больше всего баллов. (Награждение участников орденами.)
— Отлично, ребята! Вы хорошо знаете историю времен эпохи Петра I. Какие выводы мы можем сделать по итогам проведенного урока-игры? (Ответы обучающихся: проведенные Петром I преобразования сделали Россию более сильной, развитой, цивилизованной страной. Россия стала в один ряд с европейскими монархиями. То, что сделал Петр I за свою не очень-то долгую жизнь для развития экономики, политики, армии и флота, культуры, благодарная Россия, принявшая культурное наследие, продолжала развивать дальше.)
Правильно, молодцы! И дело не в том, кто сегодня победил, а в том, что вы показали хорошие знания и слаженную работу в команде.
IX. Домашнее задание
Запишите домашнее задание:
- Рисунок на тему «Петровская эпоха» - желающим получить дополнительную «4».
- Составить кроссворд на тему «Реформы Петра I» - желающим получить дополнительную «5».
Спасибо за внимание!И в конце урока я хочу вам пожелать:
Пусть каждый день и каждый час,
Вам новое добудет.
Пусть добрым будет ум у вас,
А сердце умным будет!