Бинарный урок – верное средство повышения мотивации учащихся!
Бинарный урок – отличное условие формирования целостной картины мира!
Бинарный урок – мощный стимул развития творчества учащихся и учителя!
Бинарный урок литературы и музыки «Испания глазами россиян»
Краткая информация об уроке | |
Тема урока |
Испания глазами россиян |
Предмет, вид урока |
Бинарный урок литературы и музыки |
Класс |
6 |
Краткое описание |
В соответствии с требованиями ФГОС урок построен в рамках системно-деятельностного подхода. В основе урока – диалог искусств: литературы и музыки. Задача учителя – организовать осмысленную познавательную и творческую деятельность учащихся, чтобы побудить их к новым открытиям о взаимосвязи музыки и литературы. Учитель выступает в роли модератора. Урок направлен на формирование универсальных учебных действий. |
Цель урока |
Побудить детей к установлению внутренних связей между музыкальным и литературным образами на примере испанской темы в творчестве Пушкина и Глинки. |
Задачи урока |
|
Предварительная подготовка к уроку |
Индивидуальные задания для учащихся из «Справочного бюро». |
Планируемые результаты урока |
Развитие умения сопоставлять художественные образы литературы и музыки, находить выразительные средства, раскрывающие авторскую позицию, работать в группе, выражать свою точку зрения. |
Преобладающие методы и формы работы |
Диалог, творческие задания, проблемные вопросы, работа в группах, индивидуальная работа с элементами ролевой игры, активные методы обучения на этапе рефлексии – всё это позволяет организовать системно-деятельностный подход к обучению, обеспечивает активность и разнообразие мыслительной и практической деятельности учащихся в процессе освоения учебного материала. |
Результативность бинарного урока |
Целью урока было побуждение детей к установлению связей между литературным и музыкальным образами. Применение современных форм и методов обучения позволило реализовать поставленные задачи. Учащиеся прогнозировали цель урока, анализируя и обобщая художественные образы, выражали свою точку зрения, устанавливали причинно-следственные связи между литературным и музыкальным образами. Работая в группах, развивали коммуникативные УУД. |
Бинарный урок – современный урок в РАМКАХ ФГОС!
Сценарий бинарного урока «Испания глазами россиян»
Пролог
Цель: обеспечение мотивации, актуализация знаний
Звучит испанская гитара
Учитель музыки: Куда, в какую страну перенеслись мы на крыльях музыки?
Дети определяют страну. На доске появляется карта Испании.
- Какие ассоциации у вас возникают при слове «Испания»?
Дети называют, на карте появляются картинки-зрительные образы: Средиземное море и Пиренейские горы, фламенко, коррида, паэлья.
Учитель литературы: Испания также является родиной романса. На карте появляется слово «романс». Скажите, слово «романс» относится к литературе…
УМ: Или к музыке?
Ответы детей
УЛ: Предлагаю получить данную информацию от нашего «Справочного бюро».
Информационная справка (индивидуальное домашнее задание, выполненное 2 учениками)
1 ученик: Термин «романс» возник в Испании и первоначально обозначал стихотворение на испанском (романском) языке, рассчитанное на музыкальное исполнение.
2 ученик: Распространившись в других странах, термин «романс» стал обозначать вокальный жанр. Это камерное вокальное произведение для голоса с инструментальным сопровождением.
Слайд с определением жанра
Завязка
Цель: обеспечение мотивации и принятия учащимися цели познавательной деятельности
УЛ: Да, на протяжении многих веков слово и музыка непрерывно взаимодействуют, часто рождая настоящие шедевры. Именно такие произведения у нас сегодня на уроке. Это испанские стихи…
УМ: Это испанские стихи, превратившиеся в испанские романсы.
УЛ: Но созданы они великими представителями русской культуры первой половины XIX века. Их имена – пока для вас тайна.
УМ: Предлагаю вместе обозначить круг вопросов нашей встречи.
Дети прогнозируют задачи урока.
- Исходя из ваших ответов, предлагаю задачи нашего урока сформулировать следующим образом:
- расширить своё представление об Испании через произведения искусства;
- проанализировать взаимодействие слова и музыки в романсах;
- узнать имена «русских испанистов» в поэзии и музыке.
Слайд с задачами урока
Развитие действия
Цель: обеспечение восприятия, осмысления знаний и способов действий.
УЛ: Перед вами текст стихотворения «Я здесь, Инезилья!», прочитайте его и определите:
- Где и когда происходит действие?
- Вдумайтесь в название, к кому обращается автор? Инезилья - это женское имя?
- Каким предстает перед нами лирический герой? Запишите несколько прилагательных. Подтвердите текстом.
Работая в группах, ученики определяют место и время действия, дают характеристику лирического героя, подтверждая свои ответы текстом.
Место и время: Севилья, ночь, под окном.
Учитель музыки дополняет, обращаясь к карте: «Севилья – родина Кармен, Дон Жуана. Кто не видел Севилью, тот не видел чуда. Quien no ha visto Sevilla no ha visto maravilla».
Лирический герой: влюбленный, воинственный, ревнивый, нетерпеливый.
УЛ: Можете добавить к характеристике: перед нами человек очень открытый в своих чувствах.
УМ: Это произведение продолжило жить собственной жизнью в музыке. Посмотрите, композитор в нотном тексте делает авторские ремарки: dolce (нежно), con passione (со страстью), declamato (декламационно), risoluto (решительно), указывая на то, с какой интонацией следует исполнять вокальную мелодию. Давайте расставим их в тексте стихотворения.
Слайд с ремарками
Работа в группах
УЛ: Передайте характер лирического героя в своем выразительном чтении романса согласно расставленным вами ремаркам.
УМ: А теперь послушаем, как это звучит в музыке. Для вас поёт Эдуард Хиль.
Звучит романс «Я здесь, Инезилья!»
- В вокальном жанре «Романс» не только поэтическое слово детально связано с мелодической линией, но и значительна роль инструментального сопровождения.
- Что имитировал аккомпанемент и почему?
УМ играет фрагмент аккомпанемента.
Это напоминает гитару, это национальный инструмент, атрибут ночных серенад.
- Кто же авторы этих произведений?
УЛ: Если согласиться с тем, что лирический герой – отражение внутреннего мира поэта, а стихотворение было написано в первой половине 19 века, то кто может быть автором этого романса?
Дети предлагают свои варианты ответов: А.С.Пушкин.
- Давайте попросим «Справочное бюро» оценить правильность нашего ответа.
Справочное бюро о Пушкине:
1У: А.С.Пушкин – великий русский поэт и писатель. Он часто влюблялся, участвовал в дуэлях, удалось установить, что в жизни А. С. Пушкина было 29 состоявшихся и не состоявшихся дуэлей. Поэт был отменным стрелком, попадал с 20 шагов пуля в пулю. Но во время дуэлей он ни разу не пролил кровь противника и в многочисленных поединках не стрелял первым.
Как и многие в то время, он интересовался Испанией. Если не считать оды Державина «Бог», Пушкин был первым русским автором, «заговорившим по-испански». Он разделял со своими современниками и друзьями-декабристами восторг перед испанцами, первыми изгнавшими наполеоновские войска. После того, как Александр Сергеевич изучил несколько европейских языков, он начал осваивать и испанский. В результате, из-под пера Пушкина вышло несколько произведений с испанской тематикой, хотя сам он в Испании никогда не был.
Слайд с портретом Пушкина
УМ: Пушкина называют солнцем русской поэзии. Этого композитора называют солнцем русской музыки, Пушкиным русской музыки. Кто это?
Дети предлагают свои варианты ответов: М.И.Глинка.
Справочное бюро о Глинке:
2У: М.И.Глинка был основоположником русской классической музыки – оперной и симфонической. Его творение «Иван Сусанин» - первая русская национальная опера. О его знаменитой фантазии «Камаринская» говорят, что в ней, как дуб в жёлуде, заключена вся русская симфоническая школа.
2У: Испания с юных лет привлекала Глинку. Его детские мечты сбылись: два года он жил в этой южной стране, наслаждался природой и самобытной музыкальной культурой, впитывал особенности национальных мелодий и ритмов, записывал их в специальную тетрадь. Испанские впечатления он воплотил в своих знаменитых симфонических увертюрах «Арагонская хота» и «Ночь в Мадриде». Испанские национальные мелодии впервые становятся основой для симфонических произведений именно в творчестве Глинки. И его с полным правом можно считать основоположником не только русской, но и испанской классической музыки.
Слайд с портретом Глинки
УМ: Но… Романс «Я здесь, Инезилья!» - это, как и у А.С.Пушкина, заочное представление композитора об Испании. Он напишет его за 10 лет до своей поездки.
УЛ: У нас еще одно стихотворение Пушкина – «Ночной зефир».
Просмотрите, прочитайте его про себя. Подчеркните непонятные слова.
Работа в группах
УМ: Я хочу прочитать вам небольшое размышление четвероклассницы: Когда я в первый раз прочла стихи Пушкина, я совсем не поняла, о чем идет речь, например, почему зефир – ночной? Его испекли ночью? Какой эфир он струит? Вкусно пахнет? Кто такой Гвадалквивир и почему он торопится? Может быть, он боится, что ему не достанется зефира?
- Как видите, нашей четверокласснице непонятны те же слова, что и вам. Обратимся вновь за помощью к нашему «Справочному бюро».
Справочное бюро: «Зефир» – это легкий западный ветерок, «струит эфир» – это значит, мы ощущаем движение воздуха, «Гвадалквивир» – это название реки в Испании, причем это название переводится с арабского как «большая река».
УЛ: А давайте теперь попробуем слова Пушкина заменить на обычные, понятные всем. Что произойдёт?
Дети прочитали. Стало обычно, исчезла красота и поэтика слова.
УЛ: Есть образ природы, а какой еще образ присутствует в стихотворении? Прочитать фрагмент.
Это называется жанровая или бытовая зарисовка.
Слайд: зрительный ряд
УМ: Сегодня мы уже говорили о значительной роли аккомпанемента в романсе. Предлагаю вам прослушать два варианта, какой из них подходит для бытовой зарисовки, а какой – для пейзажа?
Учитель музыки играет фрагменты.
Аккомпанемент пейзажа передаёт движение реки, аккомпанемент бытовой зарисовки имитирует звучание гитары.
УЛ: Где происходит действие? Когда? Севилья, ночь.
Так же, как и в романсе «Я здесь, Инезилья!».
А лирические герои одинаковые? Давайте сравним, воспользуйтесь своими записями. Что можно оставить? Что добавим?
Нежный, очарованный, не воинственный, влюбленность, надежда на взаимность.
А также он открытый, не скрывает своих чувств.
УМ: Естественно, характер лирического героя должен отразиться и в интонации музыкального произведения Глинки. Вслушайтесь! Исполняет выдающийся русский тенор Иван Козловский.
Звучит романс «Ночной зефир»
УЛ: Как вы думаете, почему в романсе Пушкина-Глинки рефреном звучит пейзаж? Какую роль он играет?
Передает внутреннее состояние героя.
УМ: В целом настроение романса светлое, легкое, приподнятое. Два образа дополняют друг друга, как на сюжетных картинах художников, в центре которых – люди, а фоном служит пейзаж, передающий определенное настроение.
Развязка
Цель: рефлексия
УЛ: В этих романсах представление об экзотической и притягательной Испании. И слово Пушкина, и музыка Глинки создают необычайно выразительный образ страны.
Слайд с задачами урока
- Какие новые представления, ощущения, знания вы получили сегодня об Испании благодаря произведениям искусства?
Запишите это словом или предложением, или изобразите каким-то символом на листочках и дополните ими нашу карту Испании.
Работа в группах. Дети пишут, рисуют на листочках, озвучивают свои мысли и прикрепляют листочки к карте на доске.
- Назовите «русских испанистов» в поэзии и музыке.
- Что ещё хотели бы узнать по этой теме?
Эпилог
Цель: создание позитивного настроения
Звучит испанская гитара
УМ: Наша встреча подошла к концу. Мы желаем вам сибирского здоровья, китайского трудолюбия и испанского жизнелюбия.
Живите радостно! Учитесь радостно! И… (звенит колокольчик на перемену) отдыхайте радостно!