О бинарном уроке замолвим мы слово!

Разделы: Музыка

Класс: 6


Бинарный урок – верное средство повышения мотивации учащихся!

Бинарный урок – отличное условие формирования целостной картины мира!

Бинарный урок – мощный стимул развития творчества учащихся и учителя!

Бинарный урок литературы и музыки «Испания глазами россиян»

Краткая информация об уроке

Тема урока

Испания глазами россиян

Предмет, вид урока

Бинарный урок литературы и музыки

Класс

6

Краткое описание

В соответствии с требованиями ФГОС урок построен в рамках системно-деятельностного подхода. В основе урока – диалог искусств: литературы и музыки. Задача учителя – организовать осмысленную познавательную и творческую деятельность учащихся, чтобы побудить их к новым открытиям о взаимосвязи музыки и литературы. Учитель выступает в роли модератора. Урок направлен на формирование универсальных учебных действий.
Личностные УУД: желание приобретать новые знания, умения, осваивать новые виды деятельности, участвовать в творческом процессе. 
Регулятивные УУД: самостоятельное формулирование темы и цели урока, оценка успешности усвоения через ответы на вопросы на этапе рефлексии.
Коммуникативные УУД: умение слушать и понимать партнера, работая в группе.
Познавательные УУД: умение анализировать, сравнивать и устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения.
Результат урока – целостное представление учащихся о художественных образах Испании, созданных средствами разных видов искусства.

Цель урока

Побудить детей к установлению внутренних связей между музыкальным и литературным образами на примере испанской темы в творчестве Пушкина и Глинки.

Задачи урока

  1. Расширить представление об Испании через произведения искусства.
  2. Проанализировать взаимодействие слова и музыки в романсах.
  3. Узнать имена «русских испанистов» в поэзии и музыке.

Предварительная подготовка к уроку

Индивидуальные задания для учащихся из «Справочного бюро».
Дидактический материал: тексты стихотворений, карта Испании, картинки-зрительные образы Испании, презентация к уроку, цветные маркеры для работы в группах.
Учащиеся работают в малых группах (4-5), ученики из «Справочного бюро» - отдельная рабочая группа.

Планируемые результаты урока

Развитие умения сопоставлять художественные образы литературы и музыки, находить выразительные средства, раскрывающие авторскую позицию, работать в группе, выражать свою точку зрения.

Преобладающие методы и формы работы

Диалог, творческие задания, проблемные вопросы, работа в группах, индивидуальная работа с элементами ролевой игры, активные методы обучения на этапе рефлексии – всё это позволяет организовать системно-деятельностный подход к обучению, обеспечивает активность и разнообразие мыслительной и практической деятельности учащихся в процессе освоения учебного материала.

Результативность бинарного урока

Целью урока было побуждение детей к установлению связей между литературным и музыкальным образами. Применение современных форм и методов обучения позволило реализовать поставленные задачи. Учащиеся прогнозировали цель урока, анализируя и обобщая художественные образы, выражали свою точку зрения, устанавливали причинно-следственные связи между литературным и музыкальным образами. Работая в группах, развивали коммуникативные УУД.
Творческий процесс на уроке заинтересовал учащихся и вызвал желание приобретать новые знания. Анкетирование детей после урока позволило сделать вывод о том, что бинарные уроки необычны, интересны для них, они готовы сотрудничать в таком формате.

Бинарный урок – современный урок в РАМКАХ ФГОС!

Сценарий бинарного урока «Испания глазами россиян»

Пролог

Цель: обеспечение мотивации, актуализация знаний

Звучит испанская гитара

Учитель музыки: Куда, в какую страну перенеслись мы на крыльях музыки?

Дети определяют страну. На доске появляется карта Испании.

- Какие ассоциации у вас возникают при слове «Испания»?

Дети называют, на карте появляются картинки-зрительные образы: Средиземное море и Пиренейские горы, фламенко, коррида, паэлья.

Учитель литературы: Испания также является родиной романса. На карте появляется слово «романс». Скажите, слово «романс» относится к литературе…

УМ: Или к музыке?

Ответы детей

УЛ: Предлагаю получить данную информацию от нашего «Справочного бюро».

Информационная справка (индивидуальное домашнее задание, выполненное 2 учениками)

1 ученик: Термин «романс» возник в Испании и первоначально обозначал стихотворение на испанском (романском) языке, рассчитанное на музыкальное исполнение.

2 ученик: Распространившись в других странах, термин «романс» стал обозначать вокальный жанр. Это камерное вокальное произведение для голоса с инструментальным сопровождением.

Слайд с определением жанра

Завязка

Цель: обеспечение мотивации и принятия учащимися цели познавательной деятельности

УЛ: Да, на протяжении многих веков слово и музыка непрерывно взаимодействуют, часто рождая настоящие шедевры. Именно такие произведения у нас сегодня на уроке. Это испанские стихи…

УМ: Это испанские стихи, превратившиеся в испанские романсы.

УЛ: Но созданы они великими представителями русской культуры первой половины XIX века. Их имена – пока для вас тайна.

УМ: Предлагаю вместе обозначить круг вопросов нашей встречи.

Дети прогнозируют задачи урока.

- Исходя из ваших ответов, предлагаю задачи нашего урока сформулировать следующим образом:

  • расширить своё представление об Испании через произведения искусства;
  • проанализировать взаимодействие слова и музыки в романсах;
  • узнать имена «русских испанистов» в поэзии и музыке.

Слайд с задачами урока

Развитие действия

Цель: обеспечение восприятия, осмысления знаний и способов действий.

УЛ: Перед вами текст стихотворения «Я здесь, Инезилья!», прочитайте его и определите:

- Где и когда происходит действие?

- Вдумайтесь в название, к кому обращается автор? Инезилья - это женское имя?

- Каким предстает перед нами лирический герой? Запишите несколько прилагательных. Подтвердите текстом.

Работая в группах, ученики определяют место и время действия, дают характеристику лирического героя, подтверждая свои ответы текстом.

Место и время: Севилья, ночь, под окном.

Учитель музыки дополняет, обращаясь к карте: «Севилья – родина Кармен, Дон Жуана. Кто не видел Севилью, тот не видел чуда. Quien no ha visto Sevilla no ha visto maravilla».

Лирический герой: влюбленный, воинственный, ревнивый, нетерпеливый.

УЛ: Можете добавить к характеристике: перед нами человек очень открытый в своих чувствах.

УМ: Это произведение продолжило жить собственной жизнью в музыке. Посмотрите, композитор в нотном тексте делает авторские ремарки: dolce (нежно), con passione (со страстью), declamato (декламационно), risoluto (решительно), указывая на то, с какой интонацией следует исполнять вокальную мелодию. Давайте расставим их в тексте стихотворения.

Слайд с ремарками

Работа в группах

УЛ: Передайте характер лирического героя в своем выразительном чтении романса согласно расставленным вами ремаркам.

УМ: А теперь послушаем, как это звучит в музыке. Для вас поёт Эдуард Хиль.

Звучит романс «Я здесь, Инезилья!»

- В вокальном жанре «Романс» не только поэтическое слово детально связано с мелодической линией, но и значительна роль инструментального сопровождения.

- Что имитировал аккомпанемент и почему?

УМ играет фрагмент аккомпанемента.

Это напоминает гитару, это национальный инструмент, атрибут ночных серенад.

- Кто же авторы этих произведений?

УЛ: Если согласиться с тем, что лирический герой – отражение внутреннего мира поэта, а стихотворение было написано в первой половине 19 века, то кто может быть автором этого романса?

Дети предлагают свои варианты ответов: А.С.Пушкин.

- Давайте попросим «Справочное бюро» оценить правильность нашего ответа.

Справочное бюро о Пушкине:

1У: А.С.Пушкин – великий русский поэт и писатель. Он часто влюблялся, участвовал в дуэлях, удалось установить, что в жизни А. С. Пушкина было 29 состоявшихся и не состоявшихся дуэлей. Поэт был отменным стрелком, попадал с 20 шагов пуля в пулю. Но во время дуэлей он ни разу не пролил кровь противника и в многочисленных поединках не стрелял первым.

Как и многие в то время, он интересовался Испанией. Если не считать оды Державина «Бог», Пушкин был первым русским автором, «заговорившим по-испански». Он разделял со своими современниками и друзьями-декабристами восторг перед испанцами, первыми изгнавшими наполеоновские войска. После того, как Александр Сергеевич изучил несколько европейских языков, он начал осваивать и испанский. В результате, из-под пера Пушкина вышло несколько произведений с испанской тематикой, хотя сам он в Испании никогда не был.

Слайд с портретом Пушкина

УМ: Пушкина называют солнцем русской поэзии. Этого композитора называют солнцем русской музыки, Пушкиным русской музыки. Кто это?

Дети предлагают свои варианты ответов: М.И.Глинка.

Справочное бюро о Глинке:

2У: М.И.Глинка был основоположником русской классической музыки – оперной и симфонической. Его творение «Иван Сусанин» - первая русская национальная опера. О его знаменитой фантазии «Камаринская» говорят, что в ней, как дуб в жёлуде, заключена вся русская симфоническая школа.

2У: Испания с юных лет привлекала Глинку. Его детские мечты сбылись: два года он жил в этой южной стране, наслаждался природой и самобытной музыкальной культурой, впитывал особенности национальных мелодий и ритмов, записывал их в специальную тетрадь. Испанские впечатления он воплотил в своих знаменитых симфонических увертюрах «Арагонская хота» и «Ночь в Мадриде». Испанские национальные мелодии впервые становятся основой для симфонических произведений именно в творчестве Глинки. И его с полным правом можно считать основоположником не только русской, но и испанской классической музыки.

Слайд с портретом Глинки

УМ: Но… Романс «Я здесь, Инезилья!» - это, как и у А.С.Пушкина, заочное представление композитора об Испании. Он напишет его за 10 лет до своей поездки.

УЛ: У нас еще одно стихотворение Пушкина – «Ночной зефир».

Просмотрите, прочитайте его про себя. Подчеркните непонятные слова.

Работа в группах

УМ: Я хочу прочитать вам небольшое размышление четвероклассницы: Когда я в первый раз прочла стихи Пушкина, я совсем не поняла, о чем идет речь, например, почему зефир – ночной? Его испекли ночью? Какой эфир он струит? Вкусно пахнет? Кто такой Гвадалквивир и почему он торопится? Может быть, он боится, что ему не достанется зефира?

- Как видите, нашей четверокласснице непонятны те же слова, что и вам. Обратимся вновь за помощью к нашему «Справочному бюро».

Справочное бюро: «Зефир» – это легкий западный ветерок, «струит эфир» – это значит, мы ощущаем движение воздуха, «Гвадалквивир» – это название реки в Испании, причем это название переводится с арабского как «большая река».

УЛ: А давайте теперь попробуем слова Пушкина заменить на обычные, понятные всем. Что произойдёт?

Дети прочитали. Стало обычно, исчезла красота и поэтика слова.

УЛ: Есть образ природы, а какой еще образ присутствует в стихотворении? Прочитать фрагмент.

Это называется жанровая или бытовая зарисовка.

Слайд: зрительный ряд

УМ: Сегодня мы уже говорили о значительной роли аккомпанемента в романсе. Предлагаю вам прослушать два варианта, какой из них подходит для бытовой зарисовки, а какой – для пейзажа?

Учитель музыки играет фрагменты.

Аккомпанемент пейзажа передаёт движение реки, аккомпанемент бытовой зарисовки имитирует звучание гитары.

УЛ: Где происходит действие? Когда? Севилья, ночь.

Так же, как и в романсе «Я здесь, Инезилья!».

А лирические герои одинаковые? Давайте сравним, воспользуйтесь своими записями. Что можно оставить? Что добавим?

Нежный, очарованный, не воинственный, влюбленность, надежда на взаимность.

А также он открытый, не скрывает своих чувств.

УМ: Естественно, характер лирического героя должен отразиться и в интонации музыкального произведения Глинки. Вслушайтесь! Исполняет выдающийся русский тенор Иван Козловский.

Звучит романс «Ночной зефир»

УЛ: Как вы думаете, почему в романсе Пушкина-Глинки рефреном звучит пейзаж? Какую роль он играет?

Передает внутреннее состояние героя.

УМ: В целом настроение романса светлое, легкое, приподнятое. Два образа дополняют друг друга, как на сюжетных картинах художников, в центре которых – люди, а фоном служит пейзаж, передающий определенное настроение.

Развязка

Цель: рефлексия

УЛ: В этих романсах представление об экзотической и притягательной Испании. И слово Пушкина, и музыка Глинки создают необычайно выразительный образ страны.

Слайд с задачами урока

- Какие новые представления, ощущения, знания вы получили сегодня об Испании благодаря произведениям искусства?

Запишите это словом или предложением, или изобразите каким-то символом на листочках и дополните ими нашу карту Испании.

Работа в группах. Дети пишут, рисуют на листочках, озвучивают свои мысли и прикрепляют листочки к карте на доске.

- Назовите «русских испанистов» в поэзии и музыке.

- Что ещё хотели бы узнать по этой теме?

Эпилог

Цель: создание позитивного настроения

Звучит испанская гитара

УМ: Наша встреча подошла к концу. Мы желаем вам сибирского здоровья, китайского трудолюбия и испанского жизнелюбия.

Живите радостно! Учитесь радостно! И… (звенит колокольчик на перемену) отдыхайте радостно!