Цель урока: Создать условия для формирования умения писать сочинение по сюжетной картине.
Задачи урока:
- Учить «читать» картину, осмысливать её содержание.
- Привлечь внимание детей к красоте зимнего времени года.
- Формировать умение строить текст.
- Учить школьников рассуждать.
- Развивать умение использовать выразительные средства языка для передачи своих мыслей и впечатлений.
Планируемые результаты:
Предметные:
- составить словарик слов, используемых для описания зимы;
- применять знания об окружающем мире при написании сочинения;
- составить план сочинения;
Метапредметные:
- личностные УУД:
- – формирование самооценки на основе заданных критериев успешности учебной деятельности;
- регулятивные УУД:
- – умение проговаривать последовательность действий на уроке; обнаруживать и формулировать учебную проблему совместно с учителем; определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; высказывать свою версию; работать по плану; находить и исправлять ошибки самостоятельно; соотносить результат своей деятельности с целью и оценивать его;
- коммуникативные УУД:
- – умение совместно договариваться о правилах поведения и общения в классе и следовать им; работать в группе; оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других;
- познавательные УУД:
- – умение ориентироваться в своей системе знаний и осознавать необходимость нового знания; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт; извлекать информацию, представленную в разных формах; представлять информацию в виде схемы (алгоритма).
Формы организации учебной деятельности: фронтальная, групповая, парная, индивидуальная.
Методы обучения: поисковый, словесный, практический, наблюдения.
Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, презентация, памятки.
1.Самоопределение к деятельности. Орг. момент | 3 |
Включение в деловой ритм урока. Приветствие. - Наш урок я хотелось бы начать с волшебства… Я танцую вместе с ветром, Когда вы садились, что вы почувствовали? Опишите снежинку. Представьте каждый себя снежинкой, какие вы? Запишите слова на доске и в тетради, выделяя ударение и орфограммы. Игра- ассоциации со словом-зима.
|
Подготовка класса к работе. - О снежинке. 11 февраля. Классная работа. Холодная, красивая, блестящая. Зима, сугроб, лыжи, коньки, снежки…
|
Личностные: самоопределение. Регулятивные: целеполагание; Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. |
2. Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности |
7 |
- В литературных произведениях эти животные предстают перед читателями хитрыми, иногда коварными (Кот Баюн помогает Бабе Яге), но всегда очень умными (Кот ученый). - Сейчас почитаем стихи о котах и кошках и составим предложения , выражающие основную мысль автора о кошках. (После каждого стихотворения работают в паре, составляя предложения и записывая их на листках, один из пары зачитывает.)
- Какой сделаем вывод о жизни кошек? От поступков людей зависит судьба всего живого на земле, к сожалению, люди иногда забывают о том, что они в ответе за тех, кого приручили. - Многие художники полагают, что кошки очень похожи на людей. Так думает и известная художница из Санкт-Петербурга Татьяна Родионова, с творчеством которой мы сейчас познакомимся. Знакомство с творчеством Татьяны Родионовой под песню Андрея Усачева Планета кошек» - Какими видит котов и кошек художница? |
Далее дети читают заранее подготовленные стихи, остальные участвуют в беседе, составляют описание того или иного представителя кошачьего семейства. 1.Валентин Гафт. Ушки стоят - как локаторы, 2.Валентин Гафт 3.Тим Собакин. Любимый звук Рассказывают заранее подготовленные дети: - Живет под Питером замечательный человек - художница Татьяна Родионова. «Я живу в пригороде Петербурга. У меня 5 кошек. Все они живут на свободе, т. е. когда хотят приходят, когда хотят уходят, иногда надолго. Зимой приводят своих друзей подхарчиться. И служат для меня источником вдохновения. Рисовать я училась в художественной школе при институте Репина в Петербурге. Однажды мне подарили подборку стихов о кошках и мне очень захотелось проиллюстрировать эти стихи. Вот так все и началось. Вот уже восемь лет я рисую кошек». - В Петербурге традиционно проводят выставку картин с изображением кошек. Татьяна Родионова принимала участие в выставке в 2005 году. За две недели было продано около 130 её работ. Семь работ было украдено. Это тоже сильно польстило автору: плохие работы красть не станут. |
Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. |
3.Физкультминутка |
|
Дети выполняют движения под песню Андрея Усачева «Планета кошек» |
Изображают кошку, показывая движения под музыку. |
|
4. Постановка учебной задачи |
2 |
- Мы продолжаем работу над развитием устной и письменной речи - Откройте 2 часть учебника и найдите название темы на с.53. Эта работа для нас новая. - Какие поставим цели? - В каком тексте вы встречались с рассуждением? -Сделаем вывод, что такое рассуждение? |
Работа с картиной. Сочинение – рассуждение на тему: Будем учиться строить текст – рассуждение. Это стремление человека найти ответ на волнующий его вопрос. В рассуждении хорошо виден ход мыслей. |
Регулятивные: целеполагание; познавательные: постановка вопросов. Познавательные: общеучебные: самостоятельное выделение - формулирование познавательной цели; логические: формулирование |
5. Построение проекта выхода из затруднения |
10 |
- Прочитаем задание №19. - Откроем учебники на стр. 55-56. Обсудим следующие вопросы. Работаем в группах. Номер вопроса соответствует номеру группы. 1. Насколько высокий дом, в котором находится окно? Дети заметят, что из окна, на котором сидит кот, видны крыши соседних домов. Значит, дом, в котором находится это окно, довольно 2. Случайно ли кот оказался на окне, или он живет в этом доме? 3. Можно ли сказать, что этот зимний день солнечный и холодный? О том, что день солнечный, можно судить по золотисто-желтым отсветам на стенах домов. Эти отблески солнечного света составляют контраст с холодными сине-голубыми оттенками неба, крыш и окон домов. На крышах, похоже, лежит снег, или они покрыты инеем. 4. Сидя на окне, может ли кот наблюдать жизнь за окном: видеть людей, других животных, проезжающие машины? Нравится ли ему сидеть на окне? Что происходит внизу (под окнами дома), нам не видно. Но кот явно смотрит вниз и наблюдает за каким-то движением на улице. 5. О чём кот думает? О еде? О том, как хорошо дышать свежим воздухом? Или о том, что хорошо иметь крышу над головой? А может, о том, что у всех, кого он видит, своя жизнь? 6. Возможно, кот строит какие-нибудь планы: пойти погулять, вернуться в тёплую комнату? Или наведаться на кухню? 7. Давно ли кот сидит на окне, наблюдает и о чем-то думает? Если дети когда-нибудь наблюдали за поведением кошек, они знают, что кот может сидеть на окне довольно долго. Можно еще раз обратить внимание школьников на позу кота: его хвост уютно огибает тело и лапки, шея чуть вытянута вперед. Кот явно чувствует себя уютно и с интересом созерцает мир вокруг. Устно ответив на эти вопросы, четвероклассники выберут, на какие из них они будут отвечать в своем сочинении. Можно посоветовать школьникам выбрать три-четыре вопроса из семи предложенных и составить из них план своего сочинения. Дети за- - А теперь составим план из 3 пунктов, поработаем в парах. Планы готовы, зачитываем их. Почему именно из 3-х пунктов, ведь вопросов 7?
- Прежде чем написать сочинение – рассуждение, обратимся к памятке (слайды) |
Прочитывает задание вслух 1 ученик. Самостоятельно работают в группах. План:
Памятка.
Дом в котором находится это окно высокий. Из него видны только крыши домов. День был солнечный, но морозный. Отблеск солнца виден на оконной раме,а на крышах домов белеет снег. О том, что день солнечный, можно судить по золотисто-желтым отсветам на стенах домов. Эти отблески солнечного света составляют контраст с холодными сине-голубыми оттенками неба, крыш и Что происходит внизу (под окнами дома), нам не видно. Но кот явно смотрит вниз и наблюдает за каким-то движением на улице.
|
Регулятивные: планирование, прогнозирование. Познавательные - моделирование, логические - решение проблемы, построение логической цепи рассуждений, доказательство, выдвижение гипотез и их обоснование. Коммуникативные - инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации |
6. Словарная работа 7. Самостоятельная работа с |
15 |
Птички летающие, пешеходы, нравится сидеть, по снежку, многоэтажный, подоконник, проезжающие машины, спешат, морозное утро, золотое солнце. Художник, он, мастер кисти, кот, он, Мурзик. - Напишите сочинение-рассуждение на листочках. - Кто хочет прочитать? - А вот как написали сочинение – рассуждение ваши сверстники. Зачитываем 2 сочинения: 1.Сидя на окне, Мурзик наблюдает за птичками и пешеходами, движущимися машинами. Он размышляет о том, куда и почему спешат люди, куда едут машины. Ему хочется побегать по белому снежку и вернуться в тёплую комнату. 2. В большом многоэтажном доме в одной из квартир жил чёрный кот. Стоял зимний, солнечный день. В раскрытое окно светило и грело солнце. Сидя на подоконнике открытого окна кот наблюдал за жизнью на улице. Он видел проходящих по улице людей, проезжающие машины. Кот смотрел на летающих птиц. Он долго сидел на окне, ему нравилось наблюдать за всеми. Он думал о том, что у всех своя жизнь. Ему тоже хотелось погулять по улице, а потом вернуться в свою тёплую квартиру. 3. «О чём размышляет кот, сидя на окне?» 4. План
«О чём размышляет кот, сидя на окне?» На подоконнике раскрытого окна сидит кот. Он сидит давно и размышляет о том, как едут машины и куда-то спешат пешеходы в это раннее время. Может даже наблюдает, как поднимается солнце и думает о том, что когда-нибудь увидит линию горизонта. Ведь из-за домов напротив её не видно. Он мечтает побывать на широком золотом поле и увидеть, как поднимается золотое солнце и всюду становится светло. Кот частенько мечтает о том, чтобы у него выросли крылья. И тогда он смог бы как птицы летать над крышами соседних домов и дышать свежим воздухом. Погружённый в свои мечты, он часами сидит на подоконнике, пригревшись на солнышке. |
Работают над орфограммами, подбирают синонимы. Пишут сочинение – рассуждение на листочках. Прослушивают. |
Регулятивные: контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения; Личностные: самоопределение |
8. Рефлексия деятельности, дом. задание (итог урока) |
3 |
Выставление оценок за работу на уроке. |
Осуществляет самооценку собственной учебной деятельности, соотносят цель и результаты, степень их соответствия - Мне удалось… Меня удивило … Мне понравилось… |
Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли. Познавательные: рефлексия; Личностные: смыслообразование |