Конспект НОД по теме «Подводный мир» для детей старшей группы (5–6 лет)

Разделы: Работа с дошкольниками

Класс: д/с

Ключевые слова: старшая группа, рисование пластилином


Вид НОД: творческий

Формы организации обучения: подгрупповая, индивидуальная.

Цель: формировать умение создавать выразительный и интересный сюжет в полу объёме, используя нетрадиционную технику исполнения работы – рисование пластилином;

  • Развивающие: совершенствовать технические и изобразительные навыки, умения; развивать мелкую моторику рук;

  • Образовательные: формировать умение ориентироваться на листе бумаги;

  • Воспитательные: воспитывать интерес к пластилинографии.

Интеграция образовательных областей: художественно-эстетическое развитие, речевое развитие.

Интеграция детских видов деятельности: игровая, восприятие художественной литературы, продуктивная.

Предварительная работа: Знакомство с аквариумом» (ознакомление с окружающим)

  • «Разные рыбки» (лепка)
  • «Разноцветные рыбки» (аппликация из бумаги)

Материалы и оборудование: картон синего или голубого цвета, набор пластилина, ракушки, стека, салфетка для рук, клеенки.

Планируемый результат: ориентируются на листе бумаги, владеют соответствующими навыками.

Ход НОД

1. Организационный момент

Приветствие.

Воспитатель: Давайте возьмемся за руки, улыбнемся, друг другу и постараемся настроиться на активную работу, а поможет нам в этом упражнение. Слова вы будете повторять за мной.

Здравствуй, солнце золотое,
Здравствуй, небо голубое,
Здравствуй, вольный ветерок,
Здравствуй, маленький росток,
Здравствуй, милый мой дружок!
Вот теперь мы полны сил и энергии.

Дети садятся на стульчики.

2. Мотивационный компонент

Воспитатель: Я хочу вам рассказать одну интересную историю, которая произошла с мышонком. Послушайте ее:

«Одним прекрасным, солнечным утром мышка выбралась из своей норки и отправилась побродить по лесу. Ей было очень скучно. Все жители волшебной страны были заняты своими делами, только одна мышка грустно бродила среди деревьев. И вдруг ей послышался странный звук, она прислушалась.

(Звучит аудиозапись «Шум моря»)

 «Что же это за шум?» - подумала мышка.

Воспитатель: Давайте ей подскажем, откуда может доноситься такой шум?

Дети: Это шум моря, море плещется.

Воспитатель: Правильно.

«И вот когда мышка подобралась поближе, она увидела удивительно голубое море. Ей очень захотелось посмотреть, что находится на дне моря, и она сунула нос прямо в воду. Вода попала ей в нос, и она очень испугалась. А когда же разошлись круги по воде, мышка увидела удивительный подводный мир».

Воспитатель: Ребята, как вы думаете, что под водой увидела мышка? Какие морские жители живут в море?

Дети: рыбы, медузы, крабы, акулы, осьминоги и т. д.

Воспитатель: Правильно. Мышке очень понравились морские жители, и она загрустила, что никогда не сможет увидеть их поближе, так как не умеет плавать и нырять.

Ребята, а давайте мы для мышки подводное царство сделаем?

Дети: Давайте.

3. Основная часть

1) Просмотр видеопрезентации «Морские обитатели»

Воспитатель: Но прежде, рассмотрим морских обитателей.

(Показ слайдов с сопровождением художественного слова)

Ярко-синие иголки, у него тверды и колки – морской еж.
Вся прозрачная без груза, мягко плавает медуза – медуза.
Вот несется осьминог, пара глаз и 8 ног – осьминог.
Они плавают по днищу, они в море ищут пищу – морские звезды.
Толстый краб ползет, спешит, рыб пугает и смешит – краб.
Обхватив хвостом травинку, не за край, за серединку,
За коралловый пенек, хочет сесть в воде конек,
Но не получается, все в воде качается – конек.
Передние – ласты, а задние – лапы,
Есть панцирь овальный, подобие шляпы – черепаха
Чешуя блестит как искры
Плавники взлетают быстро.
Влево, вправо, вниз и вверх –
На воде беззвучный смех – рыбки

2) Практическая часть

Воспитатель: Вот такие морские жители живут в морях.

Сегодня, дети, каждый из вас сделает подводное царство с водными обитателями. Всю композицию, раскрасим при помощи разноцветного пластилина. Но прежде чем приступить к работе, давай те вспомним, что нам нужно прежде всего сделать.

Этапы выполнения работы:

1. Оформление дна «водоёма»: берём жёлтый пластилин. Размазываем его тонким слоем внизу картона, где будет дно у водоёма. Из коричневого пластилина делаем камешки. Ракушки вдавливаем в песок.

Воспитатель: А как вы думаете, песок и камни необходимы морским жителям или нет?

Дети: Песок и камни нужны, чтобы прятаться от хищных рыб.

Воспитатель: Ребята, а вы знаете, что необходимо рыбкам, чтобы в воде, они чувствовали себя комфортно и могли нормально жить? Что им надо для дыхания и для питания?

Дети: им необходимы морские водоросли для кислорода и для питания.

2. Изображение водорослей. Раскатываем тонкие колбаски из зелёного пластилина, выкладываем ими водоросли, слегка прижимаем к картону, чем тоньше будут колбаски, тем изящнее получатся подводные растения.

Когда морское дно готово – заселяем его подводными жителями:

3. Морская звезда – кусочек пластилина вдавливаем в картон и растягиваем его в разные стороны.

4. Морская черепаха из кусочка коричневого пластилина формируем шарик, сплющиваем, таким же образом делаем ноги и голову, оформляем панцирь.

5. Осьминог сплющиваем круг, раскатываем тонкие колбаски и вдавливаем в картон.

6. «Рыбки» туловище рыбы похоже на овал, но у нее есть 2 уголка, около одного из них делаем глаз, а с другой стороны – хвост, плавники по бокам.

Стекой нарисуем полоски на плавниках, определим линией границу головы и нарисуем чешуйки.

Перед тем как приступить к работе подготовим наши пальчики, сделаем пальчиковую гимнастику.

3) Пальчиковая гимнастика «Шустрая мышка»

Шустрая мышка (раскрыть ладошки, пальцы растопырены),
Перчатку нашла (поворачивать руки то ладонью, то тыльной стороной)
Гнездо в ней устроив (сложить ладони «ковшиком»)
Мышат позвала (сгибать и разгибать пальцы, имитируя зовущий жест)
Им корочку хлеба дала покусать
(кончиками пальцев другой руки «кусаем» пальчики)
Погладила всех (пальцами другой руки гладим каждый пальчик снизу вверх от мизинца к указательному)
И отправила спать (ладони прижать друг к другу, положить их под щеку)

После того как дети вместе с воспитателем вспомнят все этапы выполнения работы, включаем спокойную музыку и дети приступают к выполнению композиции.

Воспитатель: Подойдите и полюбуйтесь на кусочек подводного царства. Вот такой подарок мы сделали для Мышки, теперь она не будет грустить, а будет любоваться на ваши работы, как вы для нее постарались. Мы оставим совсем на немного ваши работы показать остальным ребятам, а потом запечатаем и отправим мышонку.

4. Итог

Понравилось ли вам наше подводное царство? А хотели бы вы стать рыбками? Как вы думаете, вы доброе дело сделали для мышки? Почему?

До новых встреч.