Предметные цели урока:
- формирование коммуникативной компетенции учащихся через анализ пространственно-временной организации рассказа «Темные аллеи»;
- понимание особенностей авторской концепции любви в рассказе.
Метапредметные цели урока
- развитие умений планировать деятельность, искать и использовать необходимые средства и способы разрешения противоречий и проблем;
- развитие умения самостоятельно и аргументированно оценивать свои действия и действия других, строить логические рассуждения;
- развитие умений адекватного использования речевых средств для решения различных коммуникативных задач.
Личностные цели урока
- осознание учащимися важности любви как одной из базовых ценностей человека;
- формирование установки на смыслообразование деятельности через соотношение цели действия и результата.
Формы организации деятельности на уроке: индивидуальная, парная, групповая, фронтальная.
Ход урока
1. Организационно-мотивационный этап (слайд 5)
Учащимся перед входом в кабинет и до начала урока предлагается выбрать рабочий лист одного из цветов: белого, красного, синего, зеленого, оранжевого – с такой установкой «Выберите такой цвет рабочих листов, с которым вам будет комфортнее всего работать»
Приветствие. Представление учителя. Обращение к цветам рабочих листов: (слайд 6, интерактив) 4 минуты
- Перед уроком я попросила вас выбрать тот цвет рабочих листов, с которым вам было бы комфортнее и приятнее работать. Как вы понимаете, сделано это было не случайно. Цвет – это то, что ежедневно окружает каждого человека, вызывает особенные эмоции и ощущения. Выбор одежды, предметов интерьера, подручных средств и много другого говорит о предпочтениях человека, его душевном состоянии и внутренних ощущениях. Психологи утверждают, что выбор цвета показывает наши сильные стороны характера. Посмотрите на диаграмму за моей спиной:
Синий цвет: Синему варианту отдает предпочтение множество людей. Происходит это из-за ощутимого магнетизма. Глядя на синие вещи, человек погружается в раздумья, размышляет о смысле жизни. Чаще всего предпочтение этому варианту отдают целеустремленные, самоотверженные, имеющие личные взгляды и точку зрения люди. Поэтому если вам нужен уникальный взгляд на какой-то вопрос, вы можете обратиться именно к этим людям.
Символом весны, перерождения и душевного покоя является именно зеленый цвет. Любители зеленой палитры обладают уравновешенностью, работоспособностью, внутренней гармонией и умениями логично оценивать ситуацию. В случае, когда в вас кипят страсти и вы не можете принять решение, обратитесь к этим одноклассникам: они смогут здраво и спокойно рассудить ситуацию.
Победоносный цвет, характеризующийся активностью, целеустремленностью. Люди, которым нравится красный цвет, обладают сильным характером, очевидной смелостью, властностью и упорством. Если вы ищете лидера, приглядитесь к этим одноклассникам. Возможно, он именно среди них.
Бодрость, позитивный настрой, готовность к решению сложных задач, радость и спонтанность – все это несет в себе данный вариант палитры. Оранжевый положительно влияет на человека и выводит его из депрессивного состояния после тяжелых утрат и разочарований. Любители этого цвета обладают всепрощающими, отходчивыми, светлыми чертами характера. Именно они поймут вас и помогут поверить в себя.
Чистота и исключительно светлые ассоциации несут белые тона. Новые начинания, символ свободы, вдохновения, мира и веры, ассоциируются с добром, честностью и совершенством. Люди, которые предпочитают белый цвет, готовы отдаться своему делу полностью.
Я желаю вам на сегодняшнем уроке помнить о своих самых сильных сторонах, верить в себя. А если что-то пойдет не по вашему плану, вы теперь знаете, к кому из ваших товарищей можно обратиться за необходимой помощью. Давайте начнем.
2. Актуализация опорных знаний. Целеполагание
Слово учителя. Работа с иллюстрациями: 3 мин. Вы прочитали дома рассказ Ивана Алексеевича Бунина «Темные аллеи». Я хочу предложить вам посмотреть несколько картин. Какая из них вам кажется наиболее подходящей для названия рассказа? (слайд 7)
Обсуждение. Заслушивание ответов учащихся (слайд 8)
- А о чем был этот рассказ? (о любви)
- Однако картины довольно грустные. Давайте уточним, о какой же любви нам рассказывает автор.
Ответы учащихся.
- Замечательно. Так что же мы назовем темой нашего сегодняшнего урока?
Формулирование темы урока и запись ее в рабочие листы (Печальная/грустная история любви в рассказе И.А. Бунина «Темные аллеи»)
Слово учителя: 3 мин. Рассказ «Темные аллеи» дал название целому сборнику рассказов. Именно его Бунин считал главным произведением всей своей жизни. Как вы думаете, какой теме посвящены все рассказы в этом сборнике? (теме любви)
- Вы правы. И вам также хорошо известно, что Бунин был первым русским писателем, получившим нобелевскую премию по литературе. Я хочу предложить вам посмотреть архивную видеозапись, где вы услышите и увидите героя нашего урока. (Слайд 9)
Просмотр записи.
(Я очень счастлив лично за себя и за русскую литературу. Я надеюсь лично приехать в Стокгольм, чтобы получить нобелевскую премию и поблагодарить шведскую академию за высокую награду, которой оценено дело всей моей жизни)
- В ваших рабочих листах есть также формулировка нобелевского комитета, в которой объясняется, за что именно была присуждена премия Бунину. Прочитайте ее. (один вслух, остальные на местах)
Нобелевскую премию Ивану Бунину — первому лауреату из русских писателей — присудили в 1933 году с формулировкой «за строгое мастерство, с которым он развивает традиции русской классической прозы».
- Ребята, здесь нет никакого противоречия? Бунин получил премию за все литературу, но главным считал сборник рассказов о любви. Давайте сформулируем это противоречие.
Формулировка, запись в листы: почему Бунин, получивший нобелевскую премию за развитие русской классической прозы, считал главным произведением сборник рассказов о любви?
3. Открытие нового знания
Слово учителя: 2 мин Чтобы разрешить это противоречие, давайте обратимся к рассказу. Маршрут нашей работы определен уже самим писателем в заглавии. Какие понятия мы можем вывести из названия рассказа? Слайд 10
Анализ заглавия
Темные (вечер, сумерки, ночь) - время
Темные аллеи
Аллеи (сад, парк, лес) – место
? Пространство и время. Можно ли сказать, что эти понятия существуют только в литературе?
Ответы учащихся.
Слово учителя: Пространство и время – понятия, присутствующие во многих областях знания. Давайте посмотрим, как же они раскрываются в нашем рассказе.
Анализ пространственно-временной организации текста: пространство 2 мин
- Для начала обратимся к пространству рассказа. Обсудите в четверках и назовите основные пространственные точки рассказа. (Дорога, гостиница)
- Как это можно представить схематически? 10 мин.
- Где разворачиваются основные события? (в горнице) Кому принадлежит это пространство? Докажите. (Надежде)
- В начале урока мы не зря с вами обратились к знаниям психологии. Из этой области к нам пришло понятие психологического пространства. Как вы думаете, что оно означает? Варианты учащихся
- Какие же психологические пространства мы можем выделить здесь? (Надежды и Николая) Давайте добавим их на схему. Дополнение схемы.
- Эти круги нужно как-то назвать. Как автор в тексте называет наших героев? (он и она).
Коллективное обсуждение. Обсудите в парах по вариантам эти психологические пространства. Чем они наполнены и что из себя представляют? Можете вписывать что-то в схему, если считаете нужным.
Дополнение схемы. Выход на статичное и динамичное психологическое пространство.
- Что же пытается сказать нам автор, показывая два таких варианта пространства? (Любовь Надежды не меняется, она раз и навсегда; любовь Николая подвержена изменениям, что и подтверждается текстом) Как вы думаете, каким цветом мы могли бы обозначить эти пространства?
Заслушивание вариантов учащихся.
- Почему же автор не называет своих героев по именам, а употребляет эти безликие местоимения? (Показывает масштаб и широту этой истории любви)
- Сформулируйте вывод и продиктуйте его нам под запись.
Запись вывода
- И вернемся к самому началу нашей схемы. Какую же философскую мысль закладывает Бунин в само пространство рассказа? (Дорога – жизнь, а любовь – это то, что сопровождает человека всю жизнь). Дополним наши выводы.
Время (слайд 11)
Пространство естественно сочетается с понятием времени. Я прошу вас сейчас поработать в парах и заполнить, опираясь на текст, графы таблицы. 2 мин.
Время года | Время суток |
Глобальное время (прошлое, настоящее, будущее) |
Что должно быть здесь? |
|
|
|
|
|
|
|
|
Обсуждение заполненных граф. 4 мин.
- Почему автор представляет нам именно осенний вечер как время действия? (Осень – пора подведения итогов, человек осмысливает собственную жизнь)
- Как вы думаете, почему в рассказе все события – это события прошлого? (Рассказывается история)
- Есть ли здесь что-то, что относится к настоящему времени? А к будущему? (Любовь находится вообще вне времени, в этом ее важность и особенность)
Давайте сформулируем вывод и запишем его в рабочие листы.
Бунин показывает, что время не имеет власти над любовью, и в этом ее ценность.
4. Закрепление и обобщение
Учебный диалог 5 мин.
- Для любви существует множество символов. Какие приходят вам сейчас на память? (Сердце, розы, лебеди)
Бунин тоже нам предлагает свой символ любви в этом рассказе. Откройте конверты с вопросительными знаками на ваших столах. Что в них находится?
Открывают конверты с шиповником. (Слайд 12)
- Есть ли в тексте подтверждение этому символу? (Ищут и зачитывают места из текста)
- Как вы думаете, почему Бунин выбирает в качестве символа любви такое необычное растение? Запишите ваши версии в рабочих листах. (любовь такая же, как шиповник: красивая, но дикая: управлять этим чувством невозможно)
Заслушивание ответов. Какой ответ вам показался наиболее удачным?
? Существует версия, согласно которой Бунин рассматривал в качестве названия своего сборника именно название «Шиповник». Почему же писатель остановился на названии «Темные аллеи»?
Вернемся к началу нашего урока. Как же разрешается противоречие, которое мы выявили? (Заслушивание версий, формулировка вывода) (слайд 12)
- Посмотрите, что сам Иван Алексеевич Бунин говорил о любви: Жизнь есть, несомненно, любовь, доброта, и уменьшение любви, доброты есть всегда уменьшение жизни, есть уже смерть.
5. Поведение итогов
- В качестве итога нашей работы на уроке я предлагаю вам объединиться в четверки выбрать какой-то предмет или символ, который бы вы поместили на обложку рассказа. (Или придумать концепцию обложки) (слайд 13) 5 мин
Заслушивание результатов.
6. Рефлексия. Оценивание
Завершить наш сегодняшний разговор я хочу следующим упражнением: выберите и поблагодарите своего одноклассника за сотрудничество на сегодняшнем уроке. 3 мин.
Благодарность учителя за работу на уроке: Я в свою очередь хочу поблагодарить вас за такую интересную работу на уроке. Я была рада познакомиться с вами и получила огромное удовольствие от нашего общения. Желаю вам всегда находить выход из самых темных аллей нашей жизни и помнить о своих самых сильных сторонах.
7. Домашнее задание: дифференцированное со ссылками на сайт
1. Какие вопросы у вас остались после прочтения рассказа И.А.Бунина? Какие бы из них вы задали самому автору? Запишите и отправьте их по указанному адресу.
2. Как можно объяснить слова кучера Клима о Надежде из диалога:
- Как не значит! Кому ж не хочется получше пожить! Если с совестью давать, худого мало. И она, говорят, справедлива на это. Но крута! Не отдал вовремя — пеняй на себя.
- Да, да, пеняй на себя... Погоняй, пожалуйста, как бы не опоздать нам к поезду...
3. Прокомментируйте слова И.А.Бунина о цикле рассказов «Темные аллеи»: «Все рассказы в книге о любви. О самых темных и жестоких ее аллеях».