Одним из важнейших показателей уровня культуры человека, его, мышления, интеллектуального развития – является речь. Это одна из главных психических функций человека. Речевое общение создает специфически человеческие способы социального контакта между людьми, благодаря которым развиваются высшие формы познавательной деятельности. Овладевая речью, ребенок приобретает способность к понятийному мышлению, к обобщенному отражению окружающей действительности, к созданию, планированию и регуляции своих намерений и действий.
Совершенно очевидно, что отклонения в развитии речи не могут не сказаться на формировании всей психической жизни ребенка. Они затрудняют общение с окружающим и нередко препятствуют правильному формированию познавательных процессов, затрудняют усвоение чтения и письма, а вследствие этого и других школьных навыков и знаний.
В специальной литературе проблема изучения, предупреждения и преодоления нарушений письменной речи у детей рассматривается с разных позиций
Во-первых, с позиции единства двух составляющих письменную речь, изначально построенных на знаковом восприятии букв (чтение) и ее воспроизведении (письмо). В связи с этим рассматриваются разные нарушения чтения (дислексия, алексия) и письма (дисграфия, аграфия), по своим проявлениям обобщенно обозначаемым как аграматизмы письменной речи (пропуски, замены, смещения букв, искажения морфологической структуры слов, зеркальное написание букв, пропуски элементов букв и др.).
Так как чтение и письмо по общей структуре ассоциативной цепи – процессы очень сходные, это позволяет говорить о единстве патогенетических механизмов их расстройств. Исследователи отмечают, что нарушения чтения и письма редко встречаются изолированно, обычно они – взаимосвязаны (Р.М.Боскис, 1850; Р.Е.Левина, 1945; М.Е.Хватцев, 1959; и др.).
Во-вторых, с позиции системного подхода, рассматривающего единство устной и письменной речи, в котором письменная речь (как более позднее образование) надстраивается на основу устной речи. В связи с этим, состояние устной речи, изначально образованной на знаковом восприятии и воспроизведении звуков речи (ее составляющие компоненты: фонетико-фонематическая, лексико-грамматическая и просодическая сторона речи), предполагает подготовленность ребенка к обучению грамоте и овладению письменной речью.
Психологи и педагоги придают особую значимость проблеме обучения детей письменной речи. В связи с этим, психологи и нейрофизиологи (Б.Г.Ананьев, Е.В.Гурьянов, А.Р.Лурия), называют навыки письма и чтения ведущими в любой сознательной деятельности человека. Но анализ психолого-педагогической литературы показывает, что вопросы, связанные с анализом предпосылок формирования письменной речи на уровне дошкольного возраста недостаточно изучены.
Проблема изучения и коррекции специфических нарушений письменной речи (дисграфия и дислексия) у детей в настоящее время является одной из самых актуальных задач логопедии. С каждым годом в начальной школе увеличивается количество детей с различными видами дисграфии.
Оптическая дисграфия - это нарушение письменной речи, проявляющееся в трудностях усвоения и запоминания образа буквы, в смешениях графически сходных букв и их взаимных заменах
При оптической форме дисграфии у детей наблюдается нарушение зрительного восприятия, анализа и синтеза, а так же моторных координаций, неточность представлений о форме и цвете, величине предмета, недоразвитие памяти, пространственного восприятия и представлений, трудности оптико-пространственного анализа, несформированность оптического образа буквы. Смешивание букв по кинетическому и оптическому сходству не следует принимать за обыкновенные «описки», так как они не связаны ни с произношением, ни с правилами орфографии. Такие ошибки могут повлечь за собой снижение качества не только письма, но и чтения.
Для проведения эффективной коррекционной работы с детьми при оптической дисграфии (один из видов нарушений письменной речи), логопеду нужно принять во внимание ранние сроки начала коррекционной работы, комплексность мероприятий, направленных на преодоление специфических ошибок, своевременно подключить к своевременному выполнению домашних заданий родителей. После проведения комплексного обследования проводится серия специальных коррекционных занятий, а также параллельно ведется работа по индивидуальным заданиям. При предупреждении оптической дисграфии у ребенка необходимо:
1. Уточнить и расширить объем зрительной памяти.
2. Формировать и развивать зрительное восприятие и представления.
3. Развивать зрительный анализ и синтез.
4. Развивать зрительно-моторные координации.
5. Формировать речевые средства, отражающие зрительно-пространственные отношения.
6. Учить дифференциации смешиваемых по оптическим признакам букв.
Для улучшения усвоения образа букв ребенку традиционно предлагается:
- ощупывать, вырезать, лепить их из пластилина, обводить по контуру, писать в воздухе, определять сходство и различие оптически сходных букв и т.д. (Р.И.Лалаева).
- конструировать и реконструировать буквы из элементов (В.А.Ковшиков).
- ряд упражнений по развитию зрительного, зрительно-пространственного восприятия, памяти и анализа на предметах и геометрических фигурах.
- проводить дифференциацию букв, сходных по начертанию, в письменных упражнениях.
Коррекционная работа проводиться в 4 этапа:
1-й этап. Организационный
Коррекционно-образовательные задачи:
1. Проведение первичного обследования.
2. Оформление документации и планирование работы.
3. Сообщение результатов обследования педагогам ДОУ и родителям (для совместной коррекционной работы).
2-й этап. Подготовительный
Коррекционно-образовательные задачи:
1.Развитие у детей зрительного восприятия и узнавания предметов.
- Развитие зрительного гнозиса:
- Развитие восприятия цвета, формы, размера, величины.
- Развитие буквенного гнозиса:
- Развитие восприятия цвета букв,
- Развитие восприятия формы, размера и величины предметов и букв.
- Дифференциация расположения элементов букв.
2. Развитие зрительного анализа и синтеза.
3. Уточнении и расширение объема зрительной памяти (зрительного мнезиса)
- Развитие запоминания формы предметов,
- Развитие запоминания цвета,
- Развитие запоминания последовательности и количества букв и предметов (вначале проводим работу по развитию зрительной памяти, рассматривая предметы, потом-геометрические фигура и лишь затем-буквы).
4. Формирование пространственного восприятия и представлений:
- Ориентировка в схеме собственного тела.
- Дифференциация правых и левых частей предмета.
- Ориентировка в окружающем пространстве.
5. Формирование речевых средств, отражающих зрительно-пространственные отношения.
6. Развитие зрительно-моторных координаций.
3-й этап. Основной
Коррекционно-образовательные задачи:
1. Закрепление связей между произнесением звука и его графическим изображением на письме.
2. Автоматизация смешиваемых букв.
- Дифференциация гласных букв, согласных букв.
- Дифференциация гласных и согласных букв.
4-й этап. Заключительный
Коррекционно-образовательные задачи:
1. Закрепление полученных навыков.
2. Перенос полученных знаний на другие виды деятельности.
Литература
1. Левина Р.Е. «Нарушения письма у детей с недоразвитием речи» М., Просвещение, 1961.
2. Мазанова Е.В. «Коррекция оптической дизграфии» М., 2007.
3. Садовникова И.Н. «Нарушения письменной речи и их коррекция» М., 1999.