Организационный момент
Учитель:
Придумано кем-то просто и мудро.
При встрече здороваться –
Доброе утро!
Доброе утро солнцу и птицам!
Доброе утро улыбчивым лицам!
И каждый становится
Добрым, доверчивым.
Пусть доброе утро длится до вечера!
Я всем присутствующим хочу пожелать, чтобы доброе настроение длилось весь день.
Обратимся к эпиграфу нашего урока. Известный философ Сократ сказал.
На доске. Читает ученик.
В каждом человеке солнце, |
Учитель: мне хотелось бы сегодня поселить солнце в наш класс. Вы знаете, что символ солнца – круг. Поселяем круг в наш класс.
В каждом человеке солнце |
Для того чтобы в нашем классе было солнечно, весело и чтобы весна пришла побыстрее. Солнце будет светить ярче и теплее с каждым днем и весна, наконец, придет. Весна – это древнее славянское слово и оно означает время, когда живется хорошо.
Внимание. (Включаю русскую народную песню «Ветер воды – Веснянка».)
Учитель: что сейчас мы с вами слушали?
Дети выдвигают версии (песню, русскую народную песню, песню о весне).
Учитель: как называется песня о весне, обратимся к словарю Сергея Ивановича Ожегова.
Ученик читает.
Старинная обрядовая восточнославянская песня, воспевающая приход весны. |
Минутка чистописания
Слайд 1.
Учитель: к слову «Веснянка» выберите транскрипцию.
[ВЕСНЯНКА] |
Работаем в группах, помним правила работы в группах. Обсудите, выберите и подчеркните верную транскрипцию. Продолжите ряд однокоренных слов.
Учащиеся говорят и записывают в тетрадь.
Слайд 2.
Учитель: посмотрим на ряд однокоренных слов. Назовите общую орфограмму во всех словах.
Ученик: безударная гласная в корне слова, проверочное слово «вёсны».
Учитель: посмотрим на ряд однокоренных слов, какое слово лишнее с вашей точки зрения.
Ученик: весенний, потому что это имя прилагательное, а все остальные имена существительные.
Учитель: я предлагаю вам разгадать финворд про имя прилагательное. Двигаясь по горизонтали и вертикали, находим слова, связанные с именем прилагательным.
Слайд 3 (дети выходят к доске, разгадывают финворд).
Учитель: продолжите мое высказывание: «Прилагательное – это часть речи ……..». Посмотрите на понятие «падеж», «род», «число». Как бы вы могли объединить эти понятия?
Ученик: это непостоянные признаки прилагательных.
Учитель: как нам связать определение и прилагательное. Установите соответствие.
Ученик: определение – это роль прилагательного в предложении.
Учитель: что вы можете сказать про окончания имен прилагательных.
Ученик: у прилагательных бывают ударные и безударные окончания.
Учитель: какие окончания вызывают наибольшую сложность.
Ученик: безударные окончания прилагательных.
Учитель: внимание на экран.
Слайд 4.
Учитель: что это такое?
Ученик: это окончания прилагательных.
Учитель: а почему вы решили, что это окончания прилагательных?
Ученик: мы их учили, и мы с ними уже работали.
Учитель: что с ними произошло?
Ученик: они слились.
Учитель: давайте для начала их в разные стороны разнесем.
Один ученик работает у доски.
Слайд 5.
Учитель: и так, вы сказали, что это окончания. Какие это окончания?
Ученик: падежные окончания прилагательных в единственном числе.
Учитель: на какие группы вы бы разделили эти окончания прилагательных.
Ученик: окончания прилагательных мужского, женского и среднего рода.
Учитель: сформулируйте тему сегодняшнего урока.
Ученик: падежные окончания прилагательных мужского, среднего и женского рода.
Учитель переворачивает на доске карточку.
Падежные окончания прилагательных мужского, женского и среднего рода |
Учитель: поставьте задачи к уроку.
Ученик:
- научиться правильно писать падежные окончания прилагательных мужского, женского и среднего рода.
- Развивать речь.
- Научиться отличать правильные предполагаемые объекты от неправильных.
- Грамотно писать.
- Выходить из затруднительных ситуаций.
- Работать в парах и группах.
Слайд 6.
Учитель: вернемся к нашим окончаниям. Ученики 1-го ряда выписывают в падежном порядке окончания прилагательных мужского рода, 2-го ряда падежные окончания прилагательных среднего рода, 3-го ряда падежные окончания прилагательных женского рода.
Дети выполняют задания.
Самопроверка.
Слайд 7.
Учитель: встаньте те, кто не ошибся. Кто ошибся, кому было легче, кому труднее, что вам делать, если труднее.
Ученик: учить падежные окончания прилагательных.
Словарная работа.
Учитель: работаем в парах сменного состава. Приготовили карточки.
I интересный рассказ, на лесной дороге |
II к пушистой осине, в глубоком болоте |
III чудесной погодой, яркого месяца |
IV о вкусном завтраке, золотистой тарелки |
Друг другу продиктовали словосочетания. Поменялись тетрадями, проверили. Поменялись парами и друг другу продиктовали словосочетания. Поменялись тетрадями и проверили.
Слайд 8.
Учитель: какие орфограммы русского языка вы увидели.
Ученик: безударные гласные в корне слова, проверяемые ударением.
По лесной – лес. Сочетание ши в слове пушистой, сочетание чу в слове чудесной. Парный по звонкости/глухости согласный в корне слова вкусный – вкусен. Две безударные гласные в корне слова золотистой – золото – позолота.
Учитель: перед вами картина Игоря Грабаря «Вешний поток».
Слайд 9.
Учитель: век назад многие писатели, поэты, живописцы очень часто определяли слово «вешний». Как бы вы определили значение слова «вешний». Ваши версии.
Ученик: весенний.
Учитель: чтобы точно знали, что «вешний» это весенний, посмотрим в словаре С.И.Ожегова.
Ученик читает: «вешний» – весенний.
Учитель: приготовили карточку № 1.
Апрель! Апрель! |
Ваша первая задача прочитать и вставить пропущенные буквы.
Слайд 10.
Дети выполняют задание.
Учитель: обменяйтесь карточками, проверьте. Если вы увидели ошибку, укажите на ошибку соседу и исправьте. Чья пара поработала, верните себе свою карточку.
Посмотрите на экран. Проверим себя. Сделайте самопроверку.
Дети выполняют самопроверку.
Слайд 11.
Учитель: встаньте те, кто не допустил ни одной ошибки. Назовите слова, где допущена ошибка.
Ученик: на дворе – безударный гласный в корне проверяем ударением, проверочное слово – двор.
Капель – безударный гласный в корне проверяем ударением, проверочное слово – капать.
По полям – безударный гласный в корне проверяем ударением, проверочное слово – поле.
Бегут – безударный гласный в корне проверяем ударением, поверочное слово – бег.
Ручьи – разделительный мягкий знак.
На дорогах – непроверяемая безударная гласная в корне слова.
Лужи – сочетание жи пиши с буквой и.
Муравьи – проверяемая безударная гласная в коне слова, проверочное слово муравушка, разделительный мягкий знак.
Зимней – безударное падежное окончание прилагательного, женский род, Р.п.
Стужи – безударное падежное окончание существительного I склонение, Р.п.
Медведь – непроверяемая безударная гласная в корне слова.
Учитель: ребята, расскажите о своём опыте бережного отношения к природе.
Ученик: нельзя подходить близко к гнёздам птиц, тем более к ним прикасаться. Весной и летом нельзя брать с собой в лес собаку, она может поймать плохо летающих птенцов и беспомощных детенышей зверей. Нельзя брать и уносить домой детёнышей зверей и птенцов птиц. Весной с помощью старших делать скворечники. Животные связаны между собой в цепи питания. Поэтому оберегая одних животных, мы помогаем другим.
Физкультминутка.
Учитель: я буду называть словосочетания, в состав которых входят существительные и прилагательные женского рода, среднего рода, мужского рода. Если словосочетания женского рода – хлопаете, среднего рода – топаете, мужского рода – совершаете руками плавные движения, изображая ручеёк.
Слайд 12.
Учитель: внимание на доску. Ваша задача из данных слов составить предложение.
На доске.
тёплый, воробей, радовать, солнце, луч, шустрый. |
Учитель: посоветуйтесь в парах.
Дети выполняют задание.
Учитель: чьи пары готовы, возьмите соседа за руку и поднимите руки вверх. Какие получились предложения?
Ученик: Тёплый луч солнца радует шустрого воробья.
Учитель: у кого другое предложение? И так, у вас получилось предложение.
Слайд 13.
Учитель: разобрать предложение по членам предложения.
Один человек работает у доски, а остальные выполняют работу в тетради.
Учитель: ваше мнение. Согласны?
Дети поднимают большой палец вверх.
Учитель: разберите предложения по частям речи.
Один человек работает у доски, а остальные выполняют работу в тетради.
Учитель: ваше мнение. Согласны? В предложении найдите прилагательные, выделите окончания, определите род и падеж.
Дети выполняют задание в тетради.
Учитель: какие ваши версии?
Ученик: тёплый – ый – мужской род – именительный падеж, шустрого – окончание – ого – мужской род – родительный падеж.
Музыкальная пауза (прослушивается песня из кинофильма «Ох, уж, эта Настя»).
Учитель: ваша задача, на слух определить словосочетания имя прилагательное плюс существительное, которое связано с прилагательным и назвать их окончание и падеж.
Назовите словосочетания имен прилагательных и существительных, которые вы услышали, их окончания и падеж. Ваши версии.
Ученик:
лесной олень – И.п.,
в дождливый серый день – В.п.
рыжим лесом – Т.п.
над гулкой мостовой – Т.п.
Учитель: как вы понимаете слово «мостовая».
Ученик: «улица», «проезжая часть улицы».
Учитель: обратимся к словарю С.И.Ожегова.
Читает ученик.
Вымощенная или покрытая асфальтом проезжая часть улицы. |
Учитель: как вы понимаете словосочетание «над гулкой мостовой».
Ученик: громкой, слышный на большие расстояния.
Учитель: какое правило поведения вы должны соблюдать на мостовой.
Ученик: не играть на проезжей части дороги.
Учитель: на дорогах, на проезжей части, на мостовой детям категорически запрещается играть.
Слайд 14.
Музыкальная физминутка.
Учитель: приготовили карточку № 2. У кого карточка розового цвета – сели на первый ряд, у кого жёлтого цвета – на второй ряд, зелёного цвета – на третий ряд. Ученики с карточками розового и жёлтого цвета самостоятельно выполняют задания на карточке, ученики с карточкой зелёного цвета работают с учителем. Словосочетания записаны на интерактивной доске. Учащиеся по очереди выходят и выделяют окончания у прилагательных и определяют падеж. Работаем по инструкции.
Инструкция 1. Прочитайте внимательно задание. |
Карточка № 2 Дополни предложения, используя подходящие по смыслу прилагательные. Не забывай ставить их в нужную форму. У прилагательных определи падеж. Подснежники Ночью ещё наступают холода. … лужицы покрываются … льдом. А под … … ковром трогаются в рост подснежники. Они пустили … корни в … землю и тянутся к … солнцу. Зацветай же скорей, … цветок! |
Карточка № 2 Вставь пропущенные окончания. У прилагательных определи падеж. В лесу весной Редк.. лесок. Ласково светит весен.. солнце. На деревьях надулись пушист.. почки. Из коры белоствольн.. берёзы закапал сладк.. сок. Задремала на ласков.. солнышке стар.. лосиха. У её ног резвится маленьк.. лосёнок. |
Карточка № 2 Выдели окончания у прилагательных и определи падеж. С хорошим настроением, весенняя капель, у высокого дома, по голубому небу, по широкой дороге, к лучшему другу, под высоким деревом, внимательный ученик. |
Учитель: внимание на доску. Проверяем выполнение задания.
Слайд 15.
Карточка № 2 Дополни предложения, используя подходящие по смыслу прилагательные. Не забывай ставить их в нужную форму. У прилагательных определи падеж. Подснежники Ночью ещё наступают холода. Прозрачные (И.п.) лужицы покрываются звонким (Т.п.) льдом. А под пушистым снежным (Т.п.) ковром трогаются в рост подснежники. Они пустили цепкие (В.п) корни в мёрзлую (В.п.) землю и тянутся к тёплому (Д.п.) солнцу. Зацветай же скорей, весенний (И.п.) цветок! |
Карточка № 2 Вставь пропущенные окончания. У прилагательных определи падеж. В лесу весной Редкий (И.п.) лесок. Ласково светит весеннее (И.п.) солнце. На деревьях надулись пушистые (И.п.) почки. Из коры белоствольной (Р.п.) берёзы закапал сладкий (И.п.) сок. Задремала на ласковом (П.п.) солнышке старая (И.п.) лосиха. У её ног резвится маленький (И.п.) лосёнок. |
Карточка № 2 Выдели окончания у прилагательных и определи падеж. С хорошим (Т.п.) настроением, весенняя (И.п.) капель, у высокого (Р.п.) дома, по голубому (Д.п.) небу, по широкой (Д.п.) дороге, к лучшему (Д.п.) другу, под высоким (Т.в.) деревом, внимательный (И.п.) ученик. |
Учитель: оцените свою работу. У кого нет ни одной ошибки, нарисуйте красный кружок, у кого одна ошибка – зелёный кружок, две ошибки – жёлтый кружок, три и больше ошибок – синий кружок.
Встаньте – у кого красный кружок. Встаньте – у кого зелёный кружок. Встаньте – у кого жёлтый кружок и у кого синий кружок. Кому было трудно. А сейчас вернёмся к задачам урока.
Слайд 16.
Учитель: назовите тему урока.
Ученик:
Падежные окончания прилагательных мужского, женского и среднего рода |
Учитель: какие задачи нам удалось решить на нашем уроке.
Учитель называет задачу, а учащиеся рассказывают о её выполнении.
Учитель: задача на формирование адекватной самооценки. У вас на партах лежат конвертики. В конвертиках две полосочки: розовая и жёлтая. Предлагаю две пословицы.
Дело мастера боится. |
Добрый разум не наживают разом. |
Учитель: вы уверены в своих знаниях, вы уверены, что всё получилось на уроке, вы не ошибались, оставьте себе жёлтую полоску. Если вам нужно ещё поработать, возьмите в руки розовую полосочку.
Поднимите вверх свои полосочки. Это наше солнышко, адекватная самооценка. Солнышко у нас получилось, задачи урока мы решили.
Учитель клеит свои лучики на солнышко.
Учитель: солнышко у нас засияло своими лучиками. Вы засияли своими лучиками. Спасибо вам большое за работу на уроке.
Итак, посмотрите:
В каждом человеке солнце |
Лучики повесим на солнышко.
Ученики развешивают свои лучики на солнышко.
Учитель: на парте у вас лежат конвертик, а в конвертиках лежат карточки с заданиями. Это будет ваше домашнее задание.
Уровень 1 Выделите окончания имён прилагательных. Определите род и падеж имён прилагательных. Пушистым снегом, прекрасная погода, солнечному дню, о белой берёзе, у яркого цветочка, сочную траву. |
Уровень 2 Вставьте пропущенные буквы и выделите окончания имён прилагательных. Определите род и падеж имён прилагательных. О тёпл..й погоде, ранн..й весной, над соседн..м домом, по тенист..й местности, о пшеничн..м каравае, у голуб..го неба, о младш..м брате. |
Уровень 3 Поставьте имена прилагательные в нужном падеже. Выделите окончания и определите род и падеж имён прилагательных. Мы приехали в (соседний) деревню. Днём купались в (тёплый) реке. Сидели под (раскидистый) берёзой. Пахло (свежий) травой. |