Цели занятия:
- Ввести в активный словарь учащихся-инофонов лексику тематической группы «Родина».
- Формировать умение расставлять ударение в словах.
- Совершенствовать речевую деятельность учащихся через формирование умений:
- читать текст, соблюдая нормы русского ударения, правила произношения;
- воспринимать на слух текст и отвечать на вопросы по его содержанию;
- строить высказывание по теме «Родина»;
- списывать текст, выполняя грамматическое задание к нему.
- Развивать логическое мышление, речь.
- Воспитывать любовь к родине.
Характеристика планируемых предметных, метапредметных и личностных результатов:
Предметные результаты: предупреждение ошибок в русской речи.
Метапредметные результаты:
- комммуникативные (овладение нормами устной и письменной речи),
- познавательные (формирование мыслительных способностей),
- регулятивные (осуществление самоконтроля),
- личностные (осознание важности владения русским языком для самореализации и успешной социализации).
Ход урока
1. Оргмомент
2. Речевая зарядка
На доске написано слово «родина», но открыта только первая буква. Учащиеся называют буквы, пытаясь угадать следующую, и т.д. Угадавший слово становится его обладателем (ему вручается слово на карточке), т.е. когда в тексте встречается загаданное слово, то читать его будет победитель игры.
3. Работа с текстом
1. Чтение текста учителем.
Родина
РОдина – это Очень мнОго. Это тропИнка с брОдом через ручЕй, лесА и простОры полЕй. Это и ракЕта, нацЕленная в кОсмос, и птИцы, летЯщие на сЕвер над нАшим дОмом. Это и МосквА, и роднОе селО. Это лЮди, назвАния нОвых машИн, тАнцы, котОрым неИстово хлОпают во всех городАх ЗемлИ. Это глАвный констрУктор ракЕт и бАкенщик, зажигАющий огнИ на рекЕ. Это мой отЕц – машинИст и твой отЕц – чабАн. РОдина подОбна огрОмному дЕреву, на котОром не сосчитАть лИстьев. И все, что мы дЕлаем дОброго, прибавлЯет сил ему.(В.Песков)
2. Словарная работа: брОд, ручЕй, ракЕта, кОсмос, неИстово, констрУктор, бАкенщик, сосчитАть.
3. Беседа по тексту.
- Объясните значение слов рОдина, роднОй, родИться, родИтели, рОдственники.
- Определите, к какой части речи относится каждое слово. Найдите в них корень.
- Объясните, как вы понимаете выражение Родина – это очень много.
4. Чтение текста учащимися (по цепочке) – совершенствование навыков чтения.
5. Демонстрация изображений с видами России, Кыргызстана, Таджикистана, Азербайджана. Кто назовет вид, изображенный на картине, своей родиной?
Россия
4. Игра «Лом»
Учащиеся получают задание собрать пословицу из частей, записанных на отдельных листках и разрезанных на две части.
Пословицы подобраны на тему «Родина».
1. В какОм краю живЕшь, того и обЫчая держИсь.
2. ЗА морем теплЕе, а дОма светлЕе.
3. ГлупА та птИца, котОрой своё гнездО немИло.
4. ВсЯкому милА своЯ сторонА.
5. РодИмая сторонА – мать, чужАя – мАчеха.
Материал для учащихся
В каком краю живешь, |
которой свое гнездо немило. |
За морем теплее, |
чужая – мачеха. |
Глупа та птица, |
того и обычая держись. |
Всякому мила |
а дома светлее. |
Родимая сторона – мать, |
Своя сторона. |
5. Конструирование собственного высказывания «Мой родной край»
- Мой родной край – это…
- Столица моей страны – …
- Я живу в большом городе ….(в небольшом кишлаке/ ауле…).
- Последний раз я был(а) на родине….
6. Игра «Кто больше?»
Подобрать к данным словам однокоренные слова, расставить в них ударение.
Дополнительное задание: с выделенными словами составить предложения, записать их.
Дружеский, поездка, встреча, переводчик, Родина, счастье, работать, трудиться.
7. Домашнее задание
Написать сочинение-миниатюру или составить 5 предложений на тему «Моя родина».
8. Подведение итогов
9. Рефлексия
Учащиеся формулируют продолжение предложения:
На уроке
- Я узнал…
- Я научился…
- Мне понравилось…
- Я затруднялся…
- Мое настроение…