Предмет: окружающий мир.
Группа: средняя.
Сюрпризный момент:Цель НОД: «Формировать элементарные представления детей о космосе».
Задачи НОД:
Образовательные:
- Расширять представление детей об окружающем мире по теме «Космос».
- Расширять кругозор детей.
- Обогащать словарный запас словами:(космос, ракета, космонавт, скафандр, солнце, планета, земля, солнечная система).
- Познакомить детей с первым советским космонавтом.
- Познакомить с историей возникновения праздника «День космонавтики.
Развивающие:
- Формировать у детей представления о космосе.
- Развивать познавательную активность, любознательность, коммуникативные способности.
- Развивать слуховое и зрительное восприятие, внимание, память и мышление.
Воспитательные:
- Воспитывать навыки сотрудничества, доброжелательности, отзывчивости.
- Воспитывать любовь к своей планете, стремление изучать окружающий мир.
Вид НОД: комплексное.
Формы организации образовательной деятельности: фронтальная.
Планируемый результат:
Предметные умения:
- формирование целостного взгляда на мир;
- формирование уважительного отношения к окружающему миру;
- формирование духовно-нравственного развития личности;
- формирование коммуникативного и познавательного интереса к окружающему миру.
Предпосылки УУД
Личностные:
- формирование познавательной и социальной мотивации;
Регулятивные:
- умение планировать свое действие в соответствии с конкретной задачей;
- умение осуществлять действие по образцу и заданному правилу,
- умение работать по инструкции взрослого
Познавательные:
- умение работать по заданному алгоритму;
- умение работать по иллюстрации (фотографии);
- умение узнавать и называть объекты и явления окружающей действительности.
Коммуникативные:
- умение взаимодействовать и сотрудничать со сверстниками и взрослыми;
- умение организовывать совместную деятельность в парах, в подгруппе и в коллективе;
- умение отвечать на вопросы;
- потребность ребенка в общении с взрослыми и сверстниками;
- владение определенными вербальными и невербальными средствами общения;
- умение слушать собеседника (ребенка, взрослого).
Материалы и оборудование: ноутбук, проектор, шар проектор звездное небо, презентация «Путешествие в космос». Аудиозапись: пуск ракеты, космическая музыка (Space «Magic Fly»), мультфильм из серии профессор Почемучкин «Почему день космонавтики отмечают 12 апреля». Мягкие модули, браслеты с изображением солнца и земли (по количеству детей), таблички с изображением солнца и земли, парные картинки для игры «Найди пару», глобус.
Ход НОД
1. Мотивационно-побудительный этап
Дети входят в зал (под музыку «космос») встают полукругом перед гостями.
Воспитатель:
Все в сборе!
Взрослые и дети!
Мы можем начинать!
Но для начала,
Нам нужно «Здравствуйте» сказать!
Дети: Здравствуйте!
Воспитатель:
Дружно за руки возьмемся
И друг другу улыбнемся!
Мы пожмем друг другу руку
Побежит тепло по кругу!
Воспитатель: Вот мы и поделились теплом и добротой друг с другом.
Какое у вас настроение? (Хорошее)
А теперь давайте поделимся своим хорошим настроением с нашими гостями (дети сдувают с ладошки)
Посмотрите, как всем стало радостно и весело.
Показ презентации (слайд № 1 (титульный)).
Воспитатель: Ребята, я знаю, что вы очень любите путешествовать. Сегодня предлагаю отправиться в новое путешествие. А на чем мы отправимся в путешествие, вы узнаете, отгадав загадку. Слушайте внимательно.
Ни пера, ни крыла,
А быстрее орла.
Только выпустит хвост —
Понесется до звёзд… Что это? (ответы детей)
Воспитатель: Это ракета! (слайд №2 ракета)
Как вы думаете, а куда можно отправиться на ракете? (ответы детей)
2. Организационно-поисковый этап
Воспитатель: Как вы уже, наверное, догадались, мы сегодня отправимся в настоящее космическое путешествие. Но для этого нам надо построить ракеты.
Сейчас мы с вами поделимся на команды. (детям предлагается взять по браслету на которых изображено солнце и земля). Возьмите по браслету, наденьте, посмотрите, что изображено. У кого изображена Земля, подойдите ко мне. Вы будете строить ракету из этих модулей на этой площадке…. У кого изображено Солнце на этой площадке из этих модулей (показ). Приступаем.
Игра «Построй ракету»
Детям выкладывают ракеты из мягких модулей.
Воспитатель: Молодцы, все справились. Теперь у нас есть свои ракеты. А вы знаете, кто летает в космос на ракете? (ответы детей)
Воспитатель: Это космонавт (слайд № 3)
Как вы думаете, ребята, каким должен быть космонавт?
(ответы детей). Космонавт должен быть смелым, сильным, решительным, отважным, умным, здоровым.
Воспитатель: Для полета в космос космонавт надевает специальный костюм, который называется скафандр (слайд № 4 из чего состоит скафандр)
Он состоит из шлема, специального комбинезона, перчаток, ботинок, и специального рюкзака, в котором находятся баллоны с воздухом.
Воспитатель: А вы хотели бы стать космонавтами? Здорово, я так и думала. Тогда давайте наденем скафандры.
Игра-имитация «Одень скафандр»
Сначала одеваем комбинезон, застегиваем все молнии, кнопки.
Затем натягиваем ботинки. На голову надеваем шлем. На руки надеваем перчатки. На спину одеваем рюкзак, в котором находятся баллоны с воздухом.
Ну, что готовы?
Физкультминутка «Космонавты»
Раз, два! Стоит ракета (дети поднимают руки вверх)
Три, четыре! Скоро взлет (разводят руки в стороны)
Чтобы долететь до Солнца, (круг руками)
Космонавтам нужен год. (берутся руками за щеки, качают головой)
Но дорогой им не страшно (руки в стороны, наклоны корпусом влево – вправо)
Каждый ведь из них – атлет. (сгибают руки в локтях)
Пролетая над Землею, (разводят руки в стороны)
Ей передают привет! (поднимают руки вверх и машут)
Воспитатель: Наше путешествие начинается. Космонавты к полету готовы! Займите свои места в ракетах. (слайд № 5 две ракеты)
Игра «Соберемся в полет»
Воспитатель: Ой, мы, кажется что – то забыли! Ракеты мы смастерили, а багаж собрать забыли! Давайте соберем багаж. На космическом корабле нет ничего лишнего, случайного. Поэтому мы возьмем только те вещи, которые нужны во время космического путешествия. Я буду показывать разные предметы, а вы должны хлопать в ладоши, если этот предмет пригодится в путешествии и топать, если он не нужен. (скафандр, лопатка с ведром, аптечка, космическая еда, кукла, мыльные пузыри, инструменты, удочка).
Воспитатель: Теперь у нас все готово для полета. Пристегните ремни, начинаем наше путешествие.
Сюрпризный момент: все готовы к полету? (ответы детей). Начинаем отсчет 5, 4, 3, 2, 1 взлет! Включается аудиозапись запуска корабля (слайд № 6 летящая ракета), включается проектор «звездное небо» (выключается свет) (слайд № 7 космос с планетами)
Воспитатель: Ура! Мы в космосе! Посмотрите в иллюминаторы. Как здесь красиво! Что вы видите вокруг себя?
(ответы детей). Мы видим солнце, планеты, звезды, кометы.
Воспитатель: А это Солнце – самая большая и яркая звезда (слайд № 8 солнце). Оно похоже на большой огненный шар.
Без солнечного света и тепла ни одно живое существо – ни человек, ни животное, ни насекомое, ни растение – не могло бы жить.
Воспитатель: Солнце не одиноко, у него есть семья. Семья солнца называется солнечной системой, в нее входят 8 планет. (слайд № 9 солнечная система). Там царит порядок: никто не толкается и не мешает друг другу. Каждая планета имеет свою дорожку (орбиту), по которой она движется вокруг солнца. У каждой планеты есть свое название.
Давайте их вспомним!
По порядку все планеты
Назовёт любой из нас:
Раз — Меркурий,
Два — Венера,
Три — Земля,
Четыре — Марс.
Пять — Юпитер,
Шесть — Сатурн,
Семь — Уран,
За ним — Нептун.
Воспитатель: а сейчас ребята давайте отдохнем, поиграем в игру.
Игра на развитие внимания «Найди пару»
Воспитатель: Послушайте внимательно правила игры. Сейчас я раздам вам картинки. Пока будет звучать музыка, вы будете гулять по залу (слайд 10 космос). Когда я скажу: «Раз, два, три пару свою найди», вы должны быстро найти свою пару и встать вместе.
А сейчас мы посмотрим, какие вы внимательные. Все ли правильно справились с заданием? Настя что у тебя изображено на картинке? А что у тебя Юра? Ребята правильно ли они нашли пару???
Воспитатель: Ребята, а как называется планета, на которой мы с вами живем? (ответы детей)
Посмотрите, как наша Земля выглядит из космоса. (cлайд № 11 Земля вид с космоса). Давайте поближе рассмотрим ее (показывает детям глобус).
Воспитатель: Ребята, а Земля какая? (ответы детей) Земля круглая, голубая, зеленая, коричневая, желтая, белая. А как вы думаете, что обозначают эти цвета? Зеленый цвет - это леса, коричневый и желтый - горы и пустыни, белый ледники, синий - это реки, моря, океаны.
Ребята наша планета очень красивая и добрая. Давайте еще полюбуемся ею.
Физкультминутка «Вокруг земли»
С тобой в ракете мы летим, мы летим (руки в стороны, вращения)
В иллюминаторы глядим, мы глядим (смотрим иллюминатор)
Землю нашу облетим, облетим (руки в стороны, вращения)
Летим мы ввысь, летим в перед (руки сложенные «лодочкой» в верх, в перед)
Как интересен наш полет,
ЗЕМЛЯ НАШ ДОМ, МЫ РАДЫ, ЧТО НА НЕЙ ЖИВЕМ (руки над головой домиком, класс)!
Воспитатель: Ну, а наше путешествие продолжается, прошу занять места в ракетах.
Воспитатель: С давних пор люди мечтали побывать в космосе. Для того чтобы исследовать космос первыми в полет отправили собак Белку и Стрелку (слайд № 12 Белка и Стрелка).
Только после того, когда они вернулись целыми и невредимыми, в космос полетел человек (слайд № 13 Ю.А.Гагарин).
Первый человек, который побывал в космосе, облетел нашу планету Земля на космическом корабле «Восток», был космонавт Юрий Алексеевич Гагарин. Это произошло 12 апреля 1961 года. С тех пор в этот день мы отмечаем День космонавтики.
Ребята, давайте об этом посмотрим мультфильм (слайд №14, мультфильм) «Почему День космонавтики отмечают 12 апреля?» Профессор Почемушкин - Сезон 1 - Серия 52.
3. Рефлексивно-корригирующий этап
Воспитатель: Ну, вот и подошло к концу наше путешествие, нам пора возвращаться (слайд№ 15 запуск ракеты) Пристегните ремни, (звучит аудиозапись запуска корабля), начинаем обратный отсчет 5, 4, 3, 2, 1, приземлились! Вот мы и дома.
Понравилось вам наше космическое путешествие? Что понравилось больше всего? (ответы детей) Ребята, а вы знаете, в Москве есть музей космонавтики. Вы можете с друзьями и родителями посетить его. Там вы сможете увидеть: звездное небо, макет ракеты, скафандр, космическую еду и много всего интересного.