Тип урока: урок открытия нового знания
Цель: создание условий для формирования понимания вечных тем в искусстве, эстетической, эмоциональной отзывчивости к произведениям искусства.
Задачи:
Предметные:
- формировать умения анализировать произведения музыкального, изобразительного искусства и поэзии;
- способствовать пониманию у учащихся жизненно-образного содержания музыкальных произведений разных жанров;
- приобщить детей к сокровищам мирового музыкально-изобразительного искусства;
- развивать умения использовать цвет как инструмент передачи своих чувств и представлений о добре и зле;
- усвоить, что жизнь – единая основа художественных образов любого вида искусства.
Метапредметные:
- развивать ассоциативное мышление;
- формировать умение формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
- формировать умение работать с информацией, представленной в виде текста и изображения;
- формировать умения работать в группе, организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками;
- развивать умения оценивать правильность выполнения учебной задачи.
Личностные:
- формировать положительное отношение к процессу учения, к приобретению новых знаний и умений, к достижению более высоких и оригинальных творческих результатов;
- способствовать воспитанию уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению.
Используемые приёмы смыслового чтения: «Ассоциативный куст», «Шляпа вопросов», чтение с выделением необходимой информации.
Оборудование:
- для учителя: доска, мультимедиа, презентация.
- для учащихся: раздаточный материал – задания с текстами: стихотворение Ларисы Улитиной «Добро и зло», текст Белорусской народной песни «Волшебный смычок»; репродукции, жетоны, форматы, краски, кисти.
Музыкальный материал: М.Минков, Ю.Энтин «Дорога добра», Л.Бетховен Соната №8 «Патетическая» - I часть; Белорусская народная песня «Волшебный смычок».
Зрительный материал: репродукции художника Виктора Михайловича Васнецова «Иван-царевич на Сером Волке», «Бой Добрыни Никитича с семиглавым Змеем Горынычем», «Сирин и Алконост».
Ход урока
Этап урока |
Взаимодействие в образовательном процессе |
|
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
|
I. Организационный момент. |
Приветствие учителя. |
Вход под музыку «Дорога добра». |
II. Актуализация знаний |
- Назовите тему урока. |
Озвучивают тему урока. |
III. Постановка учебной задачи. |
- Что вы знаете по данной теме? - Назовите вечные темы жизни? Например, прекрасное и безобразное, …. - Вечных тем в искусстве очень много. Художники, музыканты, поэты часто обращаются к этим темам. А мы с вами на уроке рассмотрим темы, с которыми чаще всего сталкиваемся в жизни – добро и зло. |
Отвечают на вопросы. Называют: мир и война, любовь и ненависть, добро и зло, радость и печаль, жизнь и смерть и др. Слушают учителя. |
- Предположите, что мы будем делать на уроке? |
Формулируют учебные задачи урока
Отвечают на вопрос |
|
IV. Открытие нового знания. 5 мин
|
1) - Прослушайте фрагмент 1 части Сонаты №8 и попытайтесь определить, какими звуками композитор рисует добро, а какими зло? | Слушают фрагмент 1 части Сонаты №8. Определяют добро и зло. |
- А как вы считаете, какой немецкий композитор написал это сочинение? - Какой творческий девиз был у композитора? |
Отвечают: Людвиг ван Бетховен. |
|
2) Рассмотрите слайды презентации. - Определите на каких слайдах изображены добрые, злые поступки? Почему вы так решили? |
Отвечают на вопросы. Рассуждают по теме. | |
3) Рассмотрите на слайде презентации репродукцию русского художника Виктора Михайловича Васнецова «Сирин и Алконост». |
Рассматривают репродукцию художника. |
|
- Какие цвета использует художник в теме добра и зла? | Называют цвета. | |
V. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. 13 мин
|
1) Организация групповой работы – А сейчас вы поработаете в группах с текстами о добре и зле. У вас на столах задание, которое необходимо выполнить. |
Работают в группе. |
2 группы художников. Задание: Рассмотрите репродукции русского художника Виктора Михайловича Васнецова «Бой Добрыни Никитича с семиглавым Змеем Горынычем» и «Иван-царевич на Сером Волке». Прочитайте описание картин. Найдите и выделите в тексте, что относится к добру и злу. |
Читают задание и текст. Рассматривают репродукции художников. Находят и подчёркивают нужную информацию в тексте. Обсуждают в группе. |
|
2 группы музыкантов Задание: приём «Шляпа вопросов» Внимательно прочитайте текст песни «Волшебный смычок». Теперь каждый пишет записку, в которой задаёт вопрос по тексту. Заверните записку, положите её в шляпу. Далее группы меняются «шляпами» и учащиеся по очереди берут записку и отвечают на вопрос. |
Читают задание и текст песни Каждый учащийся формулирует вопрос по тексту, пишет на листочке бумаги, сворачивают и кидают в шляпу. Обмениваются шляпами между 2 группами. Читают вопросы, обсуждают и отвечают на вопросы. |
|
2 группы поэтов Задание: Прочитайте стихотворение Ларисы Улитиной «Добро и зло». Найдите и подчеркните в тексте, что относится к добру и злу. Прочитайте выразительно стихотворение. |
Читают задание и стихотворение. Находят описания добра и зла, подчёркивают в тексте, обсуждают в группе. |
|
2) Организация представления результатов работы групп. |
Представляют перед аудиторией результаты работы в группах. |
|
VI. Включение нового знания в систему знаний и повторение. |
Задание в группе: изобразить на формате красками добро или зло. |
Слушают задание. Дают название рисунку. |
VII. Итог урока. Рефлексия деятельности. |
- Продемонстрируйте получившиеся рисунки |
Демонстрируют рисунки. |
Организация заполнение самооценочных листов. | Заполняют самооценочные листы. Ставят себе оценку за урок. |
|
VIII. Домашнее задание |
Стихи, загадки, картинки или фотографии о добре и зле. |
Записывают домашнее задание. |