Профориентационный педагогический проект «Я б в военные пошел, пусть меня научат…» Проект «мой выбор – профессия военного»

Разделы: Патриотическое воспитание

Классы: 9, 10, 11

Ключевые слова: проектная деятельность, профессии, профессия военного


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Актуальной и приоритетной задачей кадетского образования, развивающегося в условиях модернизации системы российского образования, развития высокотехнологичных процессов во всех сферах жизнедеятельности, является воспитание и обучение прогрессивной, конкурентоспособной личности нового типа, Гражданина и Патриота своей страны, способной отвечать новым вызовам времени, изменять и приумножать российскую историю, посвятившей свою жизнь служению своему Отечеству.

В военно-образовательных учреждениях закладываются основы военно-патриотического воспитания, формируются понятия гражданственности, готовности защищать Родину.

В современных условиях необходимо подготовить людей государственно мыслящих, воспитанных на идеалах служения Отечеству, способных твердо отстаивать национальные интересы страны. 

В Министерстве обороны отмечают стабильный рост желающих получить военное образование. При такой популяризации профессии военного, желательно, чтобы в нее не попали случайные люди, поэтому очень важно, чтобы в до вузовских образовательных организациях Министерства обороны Российской Федерации была выстроена грамотная работа по профессиональной ориентации, способствующая помочь обучающимся сделать правильный и осознанный выбор профессии военного.

Профессиональная ориентация (профориентация, выбор профессии, ориентация на профессию, профессиональное самоопределение) – это комплекс действий для выявления у человека склонностей и талантов к определенным видам профессиональной деятельности, а также система действий, направленных на помощь в выборе карьерного пути людям всех возрастов.

Военно-профессиональная направленность кадет является объектом работы воспитателя, всего педагогического коллектива в процессе выбора обучающимся военной специальности (специализации) и профиля ВУЗа в период обучения в училище. Организуя работу по военной профориентации, необходимо учесть, что каждый кадет, определяя свой выбор, должен знать, в чем сущность выбранной профессии, основное содержание и условия деятельности по ней, каковы перспективы ее развития, какие требования профессия предъявляет к человеку и, следовательно, каким он должен быть чтобы ответить этим требованиям.

ПАСПОРТ ПРОЕКТА

Наименование проекта: «Мой выбор – профессия военного…», работа воспитателя по профессиональной ориентации с целью повышения заинтересованности обучающихся Петрозаводского президентского кадетского училища в выборе профессии военного.

Цель проекта: Создание системы профориентационной работы в учебном взводе Петрозаводского президентского кадетского училища, способствующей формированию осознанного военно-профессионального самоопределения в соответствии с желаниями, способностями, личностными особенностями.

Задачи проекта:

  • Формировать у обучающихся училища адекватное представление о своем профессиональном потенциале на основе сопоставления представлений о самом себе и требований, предъявляемых человеку воинскими должностями и военно-учетными специальностями.
  • Подготовить обучающихся к осознанному выбору профессии военного.
  • Оказать адресную помощь обучающимся в проектировании их профессиональной карьеры.
  • Сформировать у обучающихся качества творческой, активной и легко адаптирующейся личности, способной реализовать себя в будущей профессии в современных социально-экономических условиях.

Участники проекта: Кадеты 5 учебного курса Петрозаводского президентского кадетского училища.

Сроки реализации проекта: 2019-2020 учебный год.

Этапы проекта

1. Организационно-подготовительный этап (сроки: сентябрь – октябрь 2019 года)

Разработка сценария реализации проекта, формирование целевой аудитории, вовлечение кадет учебного курса в реализацию проекта.

2. Основной этап «Есть такая профессия Родину защищать» (реализация основных мероприятий проекта) (сроки: ноябрь–февраль 2020 года). 

А) Аналитико-диагностическое направление

На данном этапе предполагается знакомство с профессией военного. Классный час по теме: «Настоящий военный», просмотр и обсуждение фильмов «Офицеры», «В бой идут одни старики», «Балканский рубеж» с последующим созданием портрета современного военного человека.

Анкетирование обучающихся на тему: «Какими качествами должен обладать военный», с последующим анализом уровня развития этих качеств у кадета. Составление индивидуального Плана кадета «Я – будущий военный».

Б) Информационно-практическое направление

Классный час по теме: «Человек в погонах, кто он…», знакомство обучающихся с военными специальностями, военными учебными заведениями.

Встреча с представителями силовых ведомств Петрозаводского городского округа, проведение ими мастер-классов с последующим вовлечением кадет в практическую деятельность проводимых мероприятий.

«Я бы в летчики пошел» - демонстрация укладки парашюта Д-5 серии 2 и запасного парашюта З-5, на данном этапе кадеты, совершившие 3 прыжка с парашютом и получившие 3 разряд по парашютному спорту, помогают проводить практическую часть мероприятия, с выступлением - «Мой первый прыжок».

«Я б в спасатели пошел» - проведение мастер-класса офицерами – выпускниками Академии гражданской защиты (Главное управление МЧС России по РК) с демонстрацией аварийно-спасательного оборудования, спасательного снаряжения, оказание первой помощи, вовлечение кадет в игру СпаСик (Приложение 1).

«Я б в пограничники пошел» - проведение мастер-класса в музее пограничной службы, встреча с участником боевых действий. Знакомство с кинологической службой Пограничного управления. 

«Я воин Сухопутных войск» - круглый стол с участием кавалера «Ордена мужества», участника боевых действий на Северном Кавказе, выпускника Ленинградского общевойскового командного училища им С.М. Кирова; выступление кадет на тему «Вооруженные силы Российской Федерации». Организация и проведение на 5 учебном курсе военно-патриотической игры «Зарница» (Приложение 2).

3. Практико-ориентированный этап «Если не я, то кто же…» (сроки: март–май 2020 года)

Мероприятия направлены на формирование у подрастающего поколения патриотического сознания, готовности к военной службе и защите своего Отечества на примерах героизма военнослужащих в истории страны.

- Знакомство с деятельностью поисковых отрядов Республики Карелия, участие в поисковой экспедиции.

- Поход по местам боев (посещение мемориального комплекса и его благоустройство) Прионежский район с. Деревянное памятник воинам-авиатором.

- Участие кадет в Республиканском мероприятии Марш-броск «Никто, только мы!», посвященном 75 годовщине Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов, в рамках сетевого взаимодействия с ГБОУ Республики Карелия кадетская школа-интернат «Карельский кадетский корпус имени Александра Невского» (Приложение 3).

4. Заключительный этап (подведение итогов проекта) (сроки: апрель – июнь 2020 года)

Круглый стол на тему «Мой выбор – правильный выбор», выступление кадет с аналитической работой по теме проекта.

План профориентационной работы «МОЙ ВЫБОР – ПРОФЕССИЯ ВОЕННОГО» с обучающимися 5 учебного курса 6 взвода (9-Е класс) Петрозаводского ПКУ на 2019-2020 учебный год (Приложение 4).

Ожидаемый результат реализации проекта:

Повышение мотивации обучающихся Петрозаводского президентского кадетского училища на осознанный выбор профессии военного. Поскольку людям военных профессий приходится сталкиваться с трудностями, рисковать здоровьем и жизнью, ежедневно испытывать тяжелые физические нагрузки. Важно, чтобы участники проекта сделали правильный профессиональный выбор и стали настоящими защитниками нашей Родины.

В разработке представлен опыт реализации практико-ориентированного проекта: «Мой выбор – профессия военного…», представляющего собой систему современных принципов и действий в гражданско-патриотическом воспитании, военной профориентации.

Разработка создана в соответствии с положениями Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, с требованиями ФГОС, направленными на обеспечение духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся, становления их гражданской идентичности через активные формы и методы организации воспитательной работы.