«Умный всегда найдет выход из любой сложной ситуации».
Ханс Рихтер
Постановлением Совета Министров РСФСР от 14 мая 1991 г. и Приказом Министерства образования РСФСР от 27 мая 1991 г. №169 с 1 сентября 1991 года в государственных общеобразовательных учебных заведениях был введён курс «Основы безопасности жизнедеятельности» (ОБЖ). Инициаторами введения курса ОБЖ стали Министерство образования РСФСР и Государственный комитет по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.
Цель изучения курса ОБЖ направлено на формирование у обучающихся сознательного и ответственного отношения к личной безопасности и безопасности окружающих, усвоение ими знаний и умений распознавать и оценивать опасные ситуации, определять способы защиты, оказывать само- и взаимопомощь.
Курс ОБЖ реализует требования ряда Федеральных законов: «О безопасности», «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», «О воинской обязанности и военной службе», «О пожарной безопасности», «О безопасности дорожного движения» и др., а также ряда Постановлений Правительства РФ и других нормативно-правовых документов в области обеспечения безопасности граждан.
Тематически содержание курса включает в себя пять основных разделов:
- безопасность и защита человека в опасных и чрезвычайных ситуациях;
- основы медицинских знаний и правила оказания первой медицинской помощи;
- основы здорового образа жизни;
- современный комплекс проблем безопасности;
- основы военной службы.
«Опасность надо предвидеть, по возможности избегать её и в случае необходимости действовать» - эти три основных правила сформулировал основатель первой в Европе школы выживания Яцек Палкевич, легендарный путешественник, журналист и исследователь, доктор географических наук. И преподавание предмета ОБЖ должно основываться на этом правиле.
Предмет ОБЖ, несомненно, нужен для того, чтобы человек в повседневной жизни был максимально защищен от любых факторов опасности и хорошо подготовлен к экстремальным и чрезвычайным ситуациям. А готовиться, к сожалению, есть к чему: техногенные катастрофы, масштабные аварии, природные катаклизмы, террористические акты, да и знакомые всем безответственность и халатность со счетов сбрасывать нельзя. Наверное, этого достаточно, чтобы понять, в каком хрупком мире мы живем и почему решение задач по данной дисциплине – не прихоть придирчивых преподавателей, а необходимый для жизни навык.
Во ФГОС ООО по ОБЖ сформулированы такие предметные результаты как:
- знание и умение применять меры безопасности и правила поведения в условиях опасных и чрезвычайных ситуаций;
- умение оказать первую помощь пострадавшим;
- умение предвидеть возникновение опасных ситуаций по характерным признакам их проявления, а также на основе информации, получаемой из различных источников, готовность проявлять предосторожность в ситуациях неопределенности;
- умение принимать обоснованные решения в конкретной опасной ситуации с учетом реально складывающейся обстановки и индивидуальных возможностей;
Совершенно естественно, когда на уроках обучающиеся ищут ответы на вопросы по математике, физике, химии и других предметах. Но, когда необходимо решить задачи по безопасности жизнедеятельности – это настораживает.
Безопасность жизнедеятельности... Только ленивый человек может безответственно относиться к безопасности своей и окружающих. Купить можно все, а вот жизнь – не получится.
Очевидно, что обучение любому предмету в школе должно быть организовано таким образом, чтобы обучающимся было интересно на уроках, чтобы они сами стремились получать новые знания, и учителю не приходилось бы заставлять их усваивать учебный материал.
Чтобы обучающиеся продуктивно и деятельно работали на уроках, требуется использовать активные методы обучения. Подобные методы отличаются высокой вовлеченностью обучаемых и учебный процесс, побуждают школьников быть активными. На уроке с использованием этих методов учащиеся самостоятельнопринимают решения (известно, что знания, которые ученики добывают самостоятельно, запоминаются на более длительное время, чем знания, преподнесенные им как факт).
Новый стандарт акцентирует внимание учителей на необходимости использовать современные образовательные технологии, которые могут обеспечить развитие обучающихся. Сегодня процесс усвоения знаний организуется более разнообразно. Даже если знания усваиваются традиционными методами, то их усвоение предполагает иные способы оценивания, например, в виде эссе и отчетов, решения ситуационных задач, рационализаторских и изобретательских задач и т.д.
Что же такое ситуация?
Ситуация – положение, обстановка, совокупность обстоятельств, содержащая условия, противоречия, в которых развивается какая-либо деятельность индивида, группы, требующая конкретного разрешения, но не имеющая мгновенного однозначного решения для выхода из создавшегося положения.
К сожалению, до сих пор не создана единая классификация ситуаций. Но, в то же время, существует масса признаков, по которым их можно различать.
К основным видам игровых ситуаций следует отнести:
Cитуация-проблема, в которой ученики должны найти причины ее появления разрешить эту проблему;
Вопрос: "Играя в футбол, ваш товарищ сильно ударился головой о пол, получив при этом сотрясение мозга. Ваши действия по оказанию первой медицинской помощи до приезда "скорой помощи"?
Cитуация-оценка, когда обучающиеся дают свою оценку принятым в ситуации решениям;
Вопрос: "Вы ехали на заднем сиденье легкового автомобиля. После остановки автомобиля на проезжей части вам необходимо выйти из салона. Как вы поступите?
Cитуация-иллюстрация, где ученики получают примеры основных тем курса ОБЖ на основании ранее решенных задачи и проблем;
Вопрос: "Найдите пешехода-нарушителя. Какие ошибки он допустил? Кто правильно переходит дорогу? Объясните, почему". Так как на уроке применяется ситуация-иллюстрация, то были использованы информационно-коммуникационные технологии: показ готовых презентаций, материалы коллекции курсов ПДД
Рис. 1. Ситуационная задача
Классическая ситуация – ситуация может быть взята из литературы, практики, может быть искусственно сконструирована.
Ситуационное обучение ориентировано сегодня на то, чтобы полученные знания в процессе обучения давались не как предмет учебы, а были направлены на активную деятельность ребенка, в качестве средства решения проблем, которые ученик должен уметь решать в социальном окружении, далее - во взрослой жизни.
Через ситуационные методы обучения имеется реальная возможность создать отдельные "кусочки" жизнедеятельности ребенка и межличностные отношения.
Ситуационные задачи должны быть максимально наглядными и детальными. Главный смысл задач сводится к приобретению способностей учеников к их оптимальной деятельности. Связано это с тем, что предмет по основам безопасности жизнедеятельности по праву занимает особое место в школьной программе по причине того, что имеется неразрывность основ безопасности и жизни.
Конструирование ситуационных задач:
Специфика ситуационной задачи заключается в том, что она носит ярко выраженный практико-ориентированный характер, но для ее решения необходимо конкретное предметное знание. Зачастую для решения ситуационной задачи учащимся требуется знание нескольких учебных предметов. Кроме этого, такая задача имеет не традиционный номер, а красивое название, отражающее ее смысл. Обязательным элементом задачи является проблемный вопрос, который должен быть сформулирован таким образом, чтобы ученику захотелось найти на него ответ.
Ситуационная задача представляет собой описание конкретной ситуации, более или менее типичной для определенного вида деятельности. Это описание включает изложение условий деятельности и желаемого результата. Решение задачи заключается в определении способа деятельности.
Ситуационная задача №1
Миша отправился в гости к своему приятелю, который жил в другом районе города. Он торопился и перепутал номер автобуса и уехал в другую сторону. Деньги на обратную дорогу и сотовый телефон он в спешке забыл дома.
- Что должен был сделать Миша, чтобы избежать такой неприятной и возможно опасной ситуации?
- Объясните действия Миши исходя из трёх основных правил безопасности.
В результате решения задачи учащиеся должны не только изложить само решение, но и способ решения в общем виде, что позволит использовать данный способ при решении широкого круга однотипных задач.
Задачу приобретения навыков мыслительной работы можно эффективно решать с использованием методов ситуационного обучения (например, сюжетные игры). Ситуационное обучение в данном случае заключается в анализе опасных ситуаций, в результате которых совершались или могут произойти происшествия. При организации ситуационного обучения предполагаются, что учащиеся приобретают и пополняют знания за счет анализа ошибок и нарушения других людей, попадавших в экстремальные ситуации.
Ситуационная задача №2
- Придумайте конец этой истории:
«Как-то группа мальчиков из одного двора решила пойти в ту часть города, которая находилась на противоположном берегу реки. Как раз река уже замерзла и ребята гурьбой смело ступили на лед…»
- Каким правилам должен следовать лыжник, когда пересекает замерзший водоем?
- Что делать, если вы случайно оказались в полынье?
- Как вытащить человека из полыньи?
- Какую помощь нужно оказать человеку, которого вытащили из полыньи?
Решение ситуационных задач позволяет выявить уровень знания материала и развивает у учеников навыки использования знаний в конкретной ситуации. Решение задач может быть принято устно или письменно.
Источниками сюжетов учебных ситуаций могут служить публикации в газетах и журналах, сообщения по радио и телевидению, рассказы и описания очевидцев каких-либо событий и т.д. Когда сюжет найден и обработан, необходимо сформулировать вопросы-задания, которые должны направлять учащихся на решение одной главной проблемной задачи. В условиях школы наиболее удачным (доступным) способом предъявления ситуации следует считать вариант, при котором необходимая информация передается несколькими способами одновременно, например, устное сообщение, письменная характеристика и т.п. Так, при проведении уроков по изучению правил дорожного движения учитель может выявить, имеет ли ученик представление о том, в чем заключается безопасность дорожного движения для пешехода и водителя; способен ли он на практике осуществлять безопасное поведение на проезжей части; может ли ученик выстраивать модель собственных действий при дорожно-транспортных происшествиях и так далее. В ходе уроков ОБЖ ребята сами ищут материал по теме “Безопасность на дороге”, формулируют проблемы, представляют возможные пути их решения и представляют их в классе.
Методически правильно построенный анализ ситуаций позволяет учащимся приобретать знания, обогащаться опытом безопасной деятельности, учиться избегать ошибок и неверных решений в экстремальных ситуациях, сознательно влиять на события в окружающей среде.
Способы задания и решения ситуационных задач могут быть различными:
1. Предлагается конкретная ситуация, дается несколько вариантов ответов, ученик должен выбрать только один – правильный.
2. Предлагается конкретная ситуация, дается список различных действий, и ученик должен выбрать правильные и неправильные ответы из этого списка.
3. Предлагаются 3-4 варианта правильных действий в конкретной ситуации, ученик должен выстроить эти действия по порядку очередности и важности (проран жировать ответы).
4. Предлагается условие задачи без примеров ответов правильных действий, ученик сам ищет выход из сложившейся ситуации.
5. По пройденному материалу индивидуально каждому ученику предлагается ответить по карточкам, состоящим из 5-8 различных задач.
6. Предлагается карточка с нарисованной на ней ситуацией, ученик должен дать характеристику и анализ этой ситуации.
7. Предлагается заметка, статья из газеты об авариях, связанных со стихийными бедствиями. При анализе ситуации ученик должен обратить внимание на характер, причины, последствия, а также на материальные и человеческие потери в конкретной ситуации.
Основной смысл ситуационной задачи заключается в том, что она выступает моделью для получения нового знания ситуации и поведения в ней. Обучающая функция таких ситуационных задач сводится к обучению навыкам научного исследования посредством применения метода моделирования. Строится ситуационная задача по принципам создания исследовательской модели. Поэтому применять ее лучше всего как метод продвинутого обучения. На современном этапе необходимо прививать элементарные практические и творческие знания, согласовывая их в коллективе обучающихся, с применением ситуационных заданий, в целях их закрепления.
Конечная цель ситуационного обучения – приучить человека к системе аналитического поведения в предметной деятельности: предвидеть опасные ситуации, оценивать и прогнозировать их развитие, принимать целесообразные решения и действовать с целью предупреждения возникновения экстремальной ситуации или смягчения тяжести ее последствий.