Сценарий классного часа "Детям блокадного Ленинграда посвящается"

Разделы: Классное руководство

Классы: 5, 6, 7, 8

Ключевые слова: классный час, блокада Ленинграда


Видеоролик «Ленинградский метроном».

1 ведущий. Здравствуйте, ребята!

2 ведущий. Эта страница истории нашей страны посвящена городу – крепости, городу – герою, в который так и не вошли завоеватели.

1 ведущий.Это имя как гром, как град - Петербург – Петроград – Ленинград.

2 ведущий. 27 января 1944 года была снята блокада Ленинграда. Она продолжалась долгие 872 дня и унесла жизни полутора миллионов человек. В окружении вместе с взрослыми в эти тяжелейшие для города дни были 400 тысяч детей.

Захват Ленинграда был одним из пунктов немецкого плана «Барбаросса». Фашисты считали, что в течение лета и осени Советский Союз будет разгромлен и город на Неве взят. Но их планы не сбылись. Защитникам Ленинграда удалось остановить вражеские войска в 4-7 километрах от города. Город не был захвачен, но его жители оказались в кольце блокады, отрезанные от окружающего мира.

3 ведущий. Ленинградцы сражались 900 дней, это самое продолжительное сопротивление в истории и они не стреляли – их оружием были Мужество, Воля, Сила Духа.

1 ведущий. 8 сентября 1941г. город был окружен врагами в кольцо. “Не будем брать Ленинград приступом, задушим голодом и непрерывным обстрелом” – заявил на весь мир Гитлер.

2 ведущий. На момент установления блокады в городе находилось 2 миллиона 544 тысячи человек, в том числе 400 тысяч детей. Кроме того, в пригородных районах, то есть тоже в кольце блокады, осталось 343 тысячи человек.

3 ведущий. Когда начались систематические бомбардировки, обстрелы и пожары, многие хотели выехать, но пути уже были отрезаны.

1 ведущий.

Весь Ленинград как на ладони
С горы Вороньей виден был.
И немец бил с горы Вороньей.
Из дальнобойной «Берты» бил.
Прислуга в землю «Берту» врыла,
Между корней, между камней.
И, поворачивая рыло,
Отсюда «Берта» била, била
Все девятьсот блокадных дней.
Без перерыва – в горе, в голод,
В ребячий выкрик, в хлеб и соль,
В последний свет в последнем взоре,
В его отчаянье и боль.
В его последнее решенье,
В его «Умрём, но не сдадим!»
И над открытою мишенью
Ревел огонь, клубился дым.

2 ведущий. С начала сентября были введены продовольственные карточки Строки из писем жителей города: "…Жизнь в Ленинграде с каждым днем ухудшается. Люди начинают пухнуть, так как едят горчицу, из нее делают лепешки. Мучной пыли, которой раньше клеили обои, уже нигде не достанешь".

"…В Ленинграде жуткий голод. Ездим по полям и свалкам и собираем всякие коренья и грязные листья от кормовой свеклы и серой капусты, да и тех-то нет".

3 ведущий. «В мировой истории нет примеров, равных по трагичности ужасам голодающего Ленинграда. Каждый день в осаждённом городе ровнялся многим месяцам обычной жизни. Было жутко видеть, как с каждым часом иссякают силы близких, дорогих людей. На глазах у матерей умирали их сыновья и дочери, дети оставались без родителей, многие семьи полностью исчезали».

1 ведущий. Пришли и другие бедствия. В конце ноября ударили морозы. Ртуть в термометре приблизилась к отметке минус 40 градусов. Замёрзли водопроводные и канализационные трубы, жители остались без воды – теперь ее можно было брать только из Невы.

Вскоре подошло к концу топливо. Перестали работать электростанции, в домах погас свет, внутренние стены квартир покрылись изморозью. Ленинградцы начали устанавливать в комнатах железные печки-времянки. В них сжигали столы, стулья, платяные и книжные шкафы, диваны, паркетные плитки пола, а затем и книги. Но, подобного топлива хватило ненадолго. К декабрю 1941 года город оказался в ледяном плену. Улицы и площади занесло снегом, закрывшим первые этажи домов.

2 ведущий. Голод, холод и болезни уносили жизни многих людей.

3 ведущий. Но город жил и боролся. Заводы продолжали выпускать военную продукцию. Голодные измученные люди находили в себе силы работать. Многое было пережито, но сердца людей не превратились в камень. Огонь жил в них и души не черствели. Люди стремились к добрым делам, спасали друг друга, помогали больным и детям, раненым и инвалидам. Люди жили и в тяжелейшее время могли еще творить.

1 ведущий.

Сквозь гром всех сражений и гул канонад
Слушай страна, говорит Ленинград! –
Твой город бессмертный над синей Невой
Твой город, твой воин, твой сын боевой,
Громящий без отдыха злую орду…
«Я твой часовой и с поста не сойду!»
Вот так говорит он, и воля его
Везде утверждает твоё торжество!
Сквозь гром всех сражений и гул канонад
Слушай страна, говорит Ленинград!
Сильна его воля, остёр его взгляд,
Над ним боевые знамёна шумят.
«Я в битве и славу твою берегу,
И я никогда не поддамся врагу!»
Вот так говорит он, гранитный, стальной,
Ключ к сердцу России, любимой, родной!

1 ведущий. По словам Адольфа Гитлера, в этот день блокадный Ленинград должен был сломаться перед его войсками. Но вместо радостной новости фюрер Третьего рейха услышал музыку. Она громко звучала в Большом зале филармонии Ленинграда, транслировалась из громкоговорителей, установленных на улицах, была слышна из динамиков на окраине города. Ее слышали все: и Адольф Гитлер, сидя в своем кабинете в Германии, и фашисты, расположившиеся в окопах неподалеку от Ленинграда, и изможденные войной советские люди, и весь мир. Так мир, слушая музыку, узнал, что город на Неве жив. Слушал ее и Гитлер, обещая себе, что этот композитор был бы среди первых казненных после взятия немцами Москвы…

Прослушивание аудиозаписи («7-я симфония» Д.Шостаковича)

2 ведущий. На 83 день блокады было открыто военно-автомобильное шоссе №101 – Дорога Жизни, проходившая по льду Ладожского озера.

Спасти от голода Ленинград она не могла, но продукты, доставляемые по Дороге Жизни, смогли спасти многие жизни. В город везли продукты, медикаменты, боеприпасы для войск.

А из города вывозили обессиленных от голода и холода людей – женщин, детей, стариков, раненых.

3 ведущий. Хуже всего приходилось детям.

Видеоролик «Дети войны»

1 ведущий. Как объяснить малышам, почему так страшно изменилась их жизнь? Почему завывает сирена и надо бежать в бомбоубежище? Почему нет еды? Почему всесильные взрослые ничего не могут исправить?

 Резко увеличилось число детских домов. Если в конце 41 года их было 17, то весной 1942 – 98. В них было принято более 40 тысяч детей – сирот.
У каждого такого ребенка – нашего сверстника - своя страшная история жизни в блокадном городе.

Слово предоставляется ……………………, ребенком пережившему блокаду Ленинграда.

2 ведущий. В самые суровые дни блокады зимы 1941-1942 годов в осажденном городе работали 39 школ.

Занятия проходили в необычной обстановке. Нередко во время урока раздавался вой сирены, возвещавшей об очередной бомбежке или артобстреле. Ученики быстро спускались в бомбоубежище, где занятия продолжались.

3 ведущий. Учиться в жестоких условиях зимы стало подвигом. Учителя и ученики сами добывали топливо, возили на санках воду, следили за чистотой в школе. Урок продолжался не более 25 минут, больше не выдерживали ни учителя, ни школьники. Записей не вели, так как в неотапливаемых классах мерзли не только руки, но и замерзали чернила. Уроки учили наизусть.
1 ведущий. Страдая от голода и холода жители – взрослые и дети – не сидели сложа руки, не ждали, когда их освободят, а как могли, боролись за родной город.

Не было таких событий в блокадном городе, в которых не участвовали юные ленинградцы. Они вставали к заводским станкам, заменяя погибших или ушедших на фронт взрослых. В 12-15 лет дети изготавливали детали для пулеметов, автоматов, артиллерийских снарядов.

2 ведущий. Дети вместе с взрослыми тушили пожары, уничтожили десятки тысяч зажигательных бомб. Разбирали завалы разрушенных зданий, очищая дороги и трамвайные пути.

Видеоролик «Им было всего лишь 13»

3 ведущий. 27 января 1944 года была окончательно снята блокада Ленинграда, начавшаяся в сентябре 1941 года. В этот день в Ленинграде прогремел артиллерийский салют.

3 ведущий. Блокада оставила страшную память о себе множеством братских могил, главной из которых стало Пискарёвское кладбище.

Многие ленинградцы, чьи имена не удалось узнать, похоронены в братских могилах.

Но были и такие, чьи имена остались и останутся в памяти людей навсегда.

1 ведущий. Только на одном этом кладбище захоронено около 470 тысяч ленинградцев.

«Помните! Через века, через года!
Помните! О тех, кто уже не придет НИКОГДА!
Не плачьте! Сдержите в горле стоны!
Памяти павших будьте достойны. ВЕЧНО достойны!...»

2 ведущий. Город жил и выжил, несмотря на главную цель немцев уничтожить его обстрелами и голодом. И вместе со взрослыми снятию блокады в 1944 году радовались его юные жители, так повзрослевшие за 872 дня блокадных дня. Но они не только пережили блокаду, но они, как и их родители, помогли выстоять великому городу. Они учились, сражались, трудились: 15 тысяч школьников были награждены медалью «За оборону Ленинграда».