Цель: познакомить детей с понятием Родина, формировать у детей чувство любви к своей родной стране. Познакомить детей с государственными символами страны (российском флаге, гербе, гимне), развивать нравственно-патриотическое воспитание у детей среднего дошкольного возраста.
Задачи.
- Обобщить знания детей о растительном и животном мире нашей Родины.
- Закрепить знания детей о пути хлеба от поля, до стола.
- Обобщить и систематизировать знание детей о России.
- Познакомить детей с символами страны.
- Развивать диалогическую речь, память, мышление, внимание.
- Развивать мелкую моторику рук.
- Воспитывать патриотические чувства - любовь к родной стране, гордость за Родину.
Оборудование: Магнитная доска; магнитофон с музыкальным сопровождением; картинки птиц, деревьев, животных; демонстрационный материал «Хлеб - всему голова»; картинки видов города Москвы; портрет президента России; флаг; герб; мелодия гимна России; картинки из русских сказок; полоски цветной бумаги, клей, кисти, подставки, клеенки, альбомные листы, салфетки.
Ход занятия
Организационный момент
Дети заходят в зал под песню: Непоседы «Россия, ты моя звезда».
Обратить внимание детей на гостей, которые пришли на занятие.
Воспитатель: День необычный сегодня у нас, гостей мы приветствовать рады сейчас! Давайте дружно скажем всем «Здравствуйте»!
Дети: Здравствуйте!
Физкультминутка «Наша Родина - Россия»
В нашей стране горы - высокие, (тянемся на носочках вверх)
Реки глубокие, (присаживаемся на корточки)
Степи широкие, (раскидываем руками)
Леса большие, (руки вверх)
А мы - ребята вот такие (показываем большой палец)
Основная часть
Воспитатель: Ребята, вы любите путешествовать?
Дети: Да!
Воспитатель: А на чем можно путешествовать?
Дети: На машине, на самолёте, на поезде, на лошадях, на корабле, пешком.
Воспитатель: Предлагаю всем нам отправиться путешествовать по нашей Родине на красивом поезде.
Дети встают друг за другом и поехали.
Мы отправляется. Счастливого пути!
- Паровоз кричит: (ту-ту)
- А вагоны стучат (так-так, так-так)
Вот мы подъехали к лесу, в этом лесу много деревьев. Поезд останавливается.
Первая наша остановка на станции, которая называется «Лесная красавица»
Воспитатель: Ребята, какие деревья растут в лесах нашей Родины? (картинки деревьев: берёзы, дубы, ели, сосны, клены, осины, рябины, кедры…)
Воспитатель: Какие птицы живут на территории нашей Родины? (картинки птиц: вороны, кукушки, дятлы, синицы, соловьи, сороки, глухари…)
- А какие животные? (картинки животных: волки, лисы, медведи, зайцы, бобры, белки, лоси…)
Воспитатель: Молодцы, вы знаете много птиц и животных. Поехали дальше.
- Паровоз кричит (ту-ту)
- Вагоны стучат (так-так так-так).
Поезд останавливается.
Станция называется «Сказочная»
Воспитатель: Давайте с вами вспомним и назовем русские народные сказки. Дети смотрят картинки из сказок и отвечают: «Репка», «Теремок», «Колобок», «Курочка ряба», «Гуси лебеди» и т.д.
Воспитатель: Ребята вы молодцы, назвали много сказок. Запомните, что они учат добру. Поехали дальше!
- Паровоз кричит (ту-ту)
- Вагоны стучат (так-так, так-так)
Следующая остановка называется: «Хлеб - наше богатство»
Воспитатель: Ребята, а из чего делают хлеб?
Дети: Пекут из муки.
Воспитатель: А что такое мука, из чего её получают?
Дети: Из зерён.
Воспитатель: Правильно, из зерён пшеницы получают пшеничную муку и пекут белый хлеб, а из зерен ржи получают ржаную муку и пекут черный хлеб. А что бы получить муку нужно посеять зерна. Из зерен вырастут ржаные или пшеничные колосья, которые нужно убрать и отвести их на мельницу. На мельнице из зерен намелят муку. Муку отвезут на хлебозавод и выпекут вкусный, душистый хлеб. Ребята запомните, чтобы вырастить хлеб нужно много потрудиться. А что еще пекут из муки кроме хлеба?
Дети: Булочки, печенье, пироги, сухари, пряники, баранки, кексы.
Воспитатель: Какие вы все молодцы! Вы так много знаете. Ведь русский народ всегда очень бережно относится к хлебу. Хлеб - всему голова. Дети, помните о том, что хлеб самое главное наше богатство. Берегите хлеб!
Воспитатель: А теперь, я вам предлагаю сыграть в игру, которая называется «Восстанови цепочку». Перед вами картинки, нужно картинки расставить по порядку, восстановить последовательность, что было сначала, что потом. Играть будем все вместе и дружно. Приглашаю вас к доске. Дети составляют из картинок последовательность появления хлеба на наших столах.
Воспитатель: Молодцы!
Мы отправляемся дальше.
- Паровоз кричит (ту-ту)
- Вагоны стучат (так-так, так-так)
Следующая станция «Главная»
Воспитатель: Ребята, на нашей планете много разных стран, и самая большая наша. А как она называется?
Дети: Россия.
Воспитатель: Правильно, Россия. А какая наша Россия?
Дети: Большая, красивая, огромная, богатая, сильная, любимая.
Воспитатель: Правильно, а все мы россияне, национальный язык - русский. Наша страна огромна, есть здесь океаны и моря, реки и озера, горы, леса и степи, города и конечно люди, которые живут в этой стране. Все это наша с вами большая Родина. Но есть место в нашей стране, где мы родились и растем, где живут наши родители и друзья, где находится наш родной дом, детский сад, в который мы ходим - это наш город, это наш край, это наша малая Родина.
Ребята послушайте стихотворение о Родине «Что мы Родиной зовём?»
Что мы Родиной зовём?
Дом, где мы с тобой живём,
И березки, вдоль которых
Рядом с мамой мы идём.Что мы Родиной зовём?
Поле с тонким колоском
Наши праздники и песни,
Теплый вечер за окном.Что мы Родиной зовём?
Всё, что в сердце бережём,
И под небом синим-синим
Флаг России над Кремлем.
(В.Степанов)
Воспитатель: Как называется город, в котором мы живем?
Дети: Москва.
Воспитатель: город Москва - это столица нашей страны. Москва очень красивый город (показывает 2-7 картинки с видами города).
В Москве находится правительство нашего государства, президент нашей страны.
А как зовут президента России?
Дети: Владимир Владимирович Путин.
Воспитатель: Ребята, вы большие молодцы. Вы знаете нашего президента. (показывает портрет президента)
Воспитатель: Ребята, у каждой страны есть свои символы - это флаг, герб, гимн. Посмотрите, какой красивый флаг у нашей страны он трехцветный - белого, синего, красного цвета. Флаг развивается над зданием правительства, его вывешивают во время праздников, поднимают во время побед.
- Белый цвет - это цвет мира. Он говорит о том, что наша страна не идет на конфликт с другими странами.
- Синий цвет - это честность, верность, наш народ любит свою страну и защищает её.
- Красный - означает смелость и великодушие.
Герб - это эмблема государства.
На фоне красного щита изображен двуглавый золотой орел, зорко смотрящий в разные стороны и охраняющий Родину от врагов. В правой лапе орла скипетр, в левой лапе держава. Над головами корона. На груди красный щит с изображением всадника на коне, поражающего дракона. Дракон - это символ зла, он побежден всадником, а конь топчет дракона копытами.
Воспитатель: А где мы можем увидеть этот символ России? Его можно увидеть на монетах, печатях, на важных и ценных бумагах.
Гимн - это главная песня страны. Он исполняется в торжественных случаях, на парадах, на соревнованиях, молодые воины принимают присягу. Во время торжественного исполнения гимна люди поворачиваются в сторону Государственного флага. Мужчины снимают головные уборы. Его слушают стоя.
Ребята, послушайте гимн Российской Федерации.
Воспитатель: Граждане России гордятся Государственными символами - гербом, флагом и гимном.
Физкультминутка "Пусть будет мир!"
Пусть всегда будет солнце (Подняли руки вверх над головой)
Пусть всегда будет небо (Развели руки в стороны перед собой)
Пусть всегда будет море (Развести руки в стороны перед собой)
Пусть всегда буду я (Поднялись на носочки погладить себя)
Пусть всегда поют песни (Сделать наклоны головы в стороны.)
Пусть всегда будут танцы (Сделать присядку)
Пусть всегда будут птицы (Наклоны в стороны, отводя руки назад)
Пусть всегда будет мир (Хлопки над головой)
Воспитатель: А сейчас мы сделаем свой флаг. Посмотрите ещё раз, внимательно, как располагаются полоски на нашем флаге. Сверху - белая полоса, посередине - синяя, внизу - красная. На столе лежат цветные полоски, и мы приклеим их в нужном порядке на альбомный лист. Воспитатель обращает внимание детей на то, что полосы располагаются горизонтально, напоминает правила наклеивания. Дети приступают к работе. По ходу самостоятельной работы воспитатель хвалит детей за правильность выполнения, аккуратность в работе.
Итог занятия
Воспитатель: Молодцы, ребята! Красивые флаги у вас получились, как настоящие. Вот и закончилось наше интересное путешествие по нашей Родине и нам пора возвращаться домой в наш любимый детский сад.
- Паровоз кричит (ту-ту)
- Вагоны стучат (так-так, так-так)
Воспитатель: Ребята, о чем мы сегодня с вами говорили? (о Родине, о Москве, о символах государства, о животных, птицах, деревьях, о хлебе)
Понравилось наше путешествие?
Дети: Да.
Воспитатель: Вы все были молодцы, хорошо выполняли все задания, были внимательными, смелыми, ловкими, сообразительными. Спасибо за внимание.