Развитие двигательных качеств младших школьников средствами основной и ритмической гимнастики

Разделы: Спорт в школе и здоровье детей

Ключевые слова: гимнастика


В наши дни все больше уделяется внимание задаче воспитания здорового поколения. Именно акцент на здоровье и развитие личности, способной к самостоятельной творческой деятельности, заставляет учителей физической культуры задуматься о путях реализация этих задач.

Один из важных периодов развития ребенка является начальная школа, где с помощью физического воспитания можно развивать наблюдательность и аналитическое мышление детей, умение работать в коллективе, быть в нем лидером. И конечно же, в начальной школе закладывается «база движений» ребенка. Я бы назвала программу по физической культуре в начальной школе «Обучение движениям». Главная задача урока в начальной школе должна быть такой: занятия должны стать для учащихся удовольствием. «Урок физической культуры, который не приносит удовольствия, не формирует у школьника мотивации к занятиям спортом в течении всей его жизни»,- подчеркивают многие специалисты.

Все эти моменты побудили меня задуматься о средствах и методах развития двигательных способностей учащихся начальной школы.

Интерес к этой теме не угасает уже длительное время, и это не случайно. Какие двигательные способности развивать, когда и все ли из них? Насколько они зависят от наследственных и средовых факторов, как поддаются тренировке? Как протекает развитие двигательных способностей в зависимости от пола, возраста, индивидуальных способностей? Каковы основные положения, средства и методы совершенствования двигательных способностей? Над этими вопросами задумывается каждый учитель физической культуры.

Хорошая физическая подготовленность, которая определяется уровнем развития основных физических качеств является основой высокой работоспособности во всех видах: трудовой, учебной, спортивной. Высокий уровень развития физических способностей – важный компонент состояния здоровья.

Актуальность темы объясняется и другими фактами. Каждому возрасту свойственен определенный качественно – количественный уровень развития способностей к выполнению разного рода работы. Эти способности закодированы природой человеческого организма. На каждом возрастном этапе есть максимальные природные предпосылки для развития каких-либо определенных качеств. Именно их и нужно усиленно развивать на определенном этапе, иначе время будет упущено, и больше природа подобных условий не предоставит. Установлено, что от 7 до 10 лет следует несколько большее значение прилагать развитию координационных, скоростно-силовых и скоростных способностей, выносливости к умеренным нагрузкам, гибкости. Все эти качества с большим успехом можно развивать на занятиях гимнастикой.

К проблеме развития двигательных способностей и двигательной одаренности младших школьников следует подходить не только с количественной стороны, но и с качественной. Поскольку отбор спортсменов идет по высоте их двигательной одаренности. Для учителя физической культуры важно настолько насколько одарен и способен данный ученик, а то, какова одаренность и каковы способности данного ученика. Сегодня мы говорим о развивающем обучении!

Поэтому для учителя важно не только получение информации (на основе тестов или других методов) об уровне развития (высокий, средний, низкий) определенной двигательной способности ученика, сколько анализ, к каким видам двигательных действий способен ученик и какова его двигательная одаренность. Чтобы на основании тестов получить представление о потенциальных способностях, необходимо проследить за динамикой показателей актуальных способностей в течении нескольких лет. Если ученик сохраняет высокое ранговое место в своем классе или прогрессирует, заметно опережая сверстников в ходе тренировок, - это признак высоких способностей к данному виду спорта. Поэтому раннее выявление этих возможностей имеет большое значение для достижения высоких спортивных результатов.

В современной литературе чаще используют термин – «двигательные способности»: силовые, скоростные, координационные, к выносливости, к гибкости.

Понятие двигательные способности точнее передают смысл о сложном составе компонентов, входящих в ту или иную группу способностей, а также и то, что они не одинаково развиты у каждого человека. Хотя вполне допустимо использовать оба понятия: «физические качества» и «двигательные способности».

Всегда надо учитывать, что с понятием «двигательные способности» тесно связаны еще такие понятия, как двигательная (физическая) подготовленность и двигательная (физическая) готовность. Под двигательной подготовленностью понимаю уровень и качественные характеристики развития данных способностей и степень владения техникой двигательных умений.

Двигательная готовность – это состояние физических качеств и двигательных умений человека на данный момент.

Таким образом, в общем виде двигательные способности можно определить, как индивидуальные особенности, определяющие уровень возможностей человека. (Но надо иметь под индивидуальными особенностями такие, которые влияют на эффективность деятельности, например: МПК, быстрота мышления, скорость протекания нервных процессов).

В основе неодинакового развития способностей лежат врождённые (наследственные задатки): особенности мозга, свойства нервных процессов – подвижность, уравновешенность, силы и т.д.; физиологические особенности (сердечно-сосудистой, дыхательной системы); биологические (особенности процессов окисления, обмена веществ, эндокринной регуляции); хромосомные (генные); телесные (масса, длина тела, масса мышечной и жировой ткани).

Конечно на данный процесс накладывает свое отражение и психодинамические задатки (темперамент, характер, особенности регуляции психических состояний). Ребенок развивает свои задатки естественным путем (в играх) и путем целенаправленного воздействия в школе.

Отсюда значимость средств и методов развития двигательных способностей для учителя.

В младшем школьном возрасте, одно и то же упражнение применяется для развития двигательного качества. Например, при совершенствовании техники прыжка в длину с разбега или в высоту одновременно идет процесс развития скоростно-силовых и координационных способностей.

При развитии двигательных способностей большое значение надо уделять правильному дыханию, правильному и точному выполнению общеразвивающих упражнений, умению рационально напрягать и расслаблять мышцы.

Успех в работе над повышением физической подготовленности во многом зависит от правильного планирования материала для развития двигательных способностей в течение года. Самый распространенный вариант планирования состоит в параллельном развитии физических способностей и обучении соответствующим двигательным действиям. Например, обучая прыжку в высоту учитель одновременно планирует развитие скоростно-силовых, скоростных и координационных способностей (движения в полете при переходе через планку, согласование движений, приземление). А также совершенствование гибкости (взмах свободной ногой).

Таким образом, учитель подбирает упражнения по развитию названных способностей, которые были бы связаны с деталями техники основного движения, осваиваемого на уроке.

Гимнастику когда-то называли «мать спорта». Действительно, большой арсенал упражнений, применяемый в разных видах гимнастики позволяет решать задачи физического воспитания в школе. Поэтому я использую серии общеразвивающих упражнений, элементы гимнастики, акробатики на протяжении всего учебного года для общей и специальной подготовки. Система направленных упражнений позволяет заблаговременно развивать нужные двигательные качества, осваивать структуру техники движений из всех разделов программы, формировать чувство движения. Число основных упражнений по разделам учебной программы (гимнастики, легкой атлетики и т.д.) относительно невелико. Поэтому невелик и объем структурных групп, составляющих техническую основу данных упражнений. С помощью серий подготовительных, подводящих и специальных упражнений, направленных на техническую и физическую подготовку можно решать одну из главных задач – воспитание «чувства системы» - умение учеником держать звенья тела, сохранять рациональную динамическую осанку. Освобождаться от лишних движений. Надо ли вспоминать о том, как мучается учитель и ученик в попытках «с хода» освоить стойку на руках, опорный прыжок или другой элемент гимнастики. Формирование «чувства» движения процесс длительный, в основе его постоянная проверка самим учеником возникающих ощущений. Задача учителя – организовать и направить этот процесс.

В условиях дефицита времени на уроке надо помнить, что из многих (возможных) задач, выбрать надо наиболее рациональные, имеющие многоцелевую направленность. Предлагаю серии общеразвивающих упражнений (ОРУ) такого назначения (приложение № 1). Определенную часть из них составляют специальные упражнения, выполняющие двойную функцию: развития необходимых двигательных качеств в режимах работы мышц, связок и суставов, близких к нагрузкам в основных упражнениях и, освоение их технических основ – формирование того «чувства системы», которое затем намного облегчает и ускоряет процесс разучивания и закрепления ведущего двигательного действия. Упражнения, отмеченные звездочкой рекомендуется использовать как «сквозные», т.е. на протяжении всего учебного года. Например, прыжки со скакалкой развивают выносливость, координацию движений, прыгучесть, укрепляют коленные и голеностопные суставы, своды, развивают не только мышцы таза, ног, но и мышцы туловища, формируя «мышечный корсет». Ясно, что подобные упражнения полезны для подготовки и к бегу, и к прыжкам, и к метаниям.

Я планирую упражнения и нагрузку исходя из особенностей школьников. Так, для мальчиков 1–3 классов, характерен низкий уровень таких показателей двигательной деятельности, как силовые и скоростно-силовые возможности, подвижность в плечевых и тазобедренных суставах, способность оценки точности движений во времени. Вместе с тем отмечается высокая гибкость позвоночника. Во 2 классе, по сравнению с третьеклассниками, у мальчиков наблюдается некоторое ухудшение координационных движений во времени. В 1–2 классах при развитии координации движений и скоростно-силовых качеств еще допускаются общие для всех учащихся средства и объем нагрузок. Начиная с 3 класса мальчики обгоняют девочек в развитии силовых возможностей и скоростно-силовых качеств, а девочки – в развитии гибкости. Поэтому упражнения, направленные на развитие этих качеств и особенно их дозировка должны быть разными.

Исходя из неравномерности развития у детей силы, гибкости, координационных способностей и необходимости гармоничного воспитания этих качеств, в своей практике я придерживаюсь такого построения уроков гимнастики в начальных классах.

При развитии гибкости тренирующий эффект упражнений угасает очень быстро, поэтому ее совершенствованию я уделяю внимание на каждом уроке и даже увеличиваю объем упражнений к концу второй четверти. Усиленно работаю над развитием гибкости позвоночника, в связи с тем, что она менее всего подвержена естественному развитию.

Упражнения на развитие координационных способностей занимают доминирующее положение на первых уроках. При этом придерживаюсь следующей последовательности, рекомендуемой исследователями. Сначала даю больше упражнений на совершенствование точности движений в пространстве, затем во времени. После этого развиваю способность комплексной оценки пространственно – временных характеристик движений, наконец оценки степени мышечных усилий. В конце четверти больше внимания уделяю совершенствованию координационных способностей, применяя комплексные задания: типа эстафет во 2 классе, полос препятствий и комбинаций упражнений.

Упражнения на развитие силы преобладают в начале 2 четверти для создания необходимой базы, способствующей более успешному овладению программным материалом. При этом особое внимание уделяю развитию собственно силовых возможностей, учитывая возрастно-половые особенности организма школьников. Одним из эффективных упражнений для развития силовых способностей является (во 2 классе) лазанье по гимнастической скамейке лежа на животе, подтягиваясь руками. Это упражнение не только выполняется медленно, но даю его в эстафетах. Это способствует быстрому овладению умения лазания по канату и подтягиванию на перекладине.

Постепенно акцент переношу на развитие силовой выносливости, чтобы создать предпосылки для занятий в 3 четверти лыжной подготовкой. Доля скоростно-силовых упражнений увеличивается к концу 2 четверти. Как правило в третьей четверти занятия проходят на лыжах. Поэтому начиная с начала декабря развиваю выносливость. С этой целью увеличиваю дозировку разминочного бега, использую упражнения на развитие силовой выносливости мышц ног, наращиваю объем полосы препятствий.

Данная программа через приоритет гимнастики с разнообразием применяемых упражнений позволяет решать задачи физического воспитания в начальной школе. Серии общеразвивающих упражнений, упражнения гимнастики, акробатики используются на протяжении всего учебного года для общей и специальной подготовки (приложение № 1). Комплексы ритмической гимнастики, система направленных упражнений позволяет с опережением развивать двигательные качества, формировать чувство движения.

Кроме того, установлено, что учащиеся, обучающиеся по Комплексной программе в 1–4 классах, с большим интересом осваивают акробатические упражнения. Но в 5–7 классах этот интерес снижается, а в 8 – 11 классах – вовсе падает. Это объясняется тем, что для младших школьников перекаты, кувырки, равновесия и т.д. являются новинкой, но затем эти упражнения почти без изменений переходят из класса в класс и интерес к ним падает.

Данная программа предлагает вариант решения этой проблемы. Суть – в ускоренном изучении материала по физическому воспитанию. Разучивание упражнений (за исключением особо сложных упражнений) планируется закончить в 7 классе. В 8–11 учащиеся параллельно с совершенствованием изученных элементов, разучивают упражнения комбинаций III и II юношеских разрядов по гимнастике, продолжая развивать основные двигательные качества в одном или нескольких видах спорта.

В целом же программа опирается на исследования зарубежных и российских ученых утверждающих, что возраст с 9 до 12 лет является наиболее благоприятным для развития всех двигательных способностей. Все эти качества позволяет развивать гимнастика. Именно поэтому во 2 - 4 классах количество часов предусмотренных учебной программой увеличивается с 12 до 19 за счет вариативной части программы.

Весь период обучения раздела гимнастики я условно делю на 4–5 частей (этапов) по 4-7 уроков в каждом, предусмотрев длительный перерыв в третьей четверти после прохождения первой половины радела. Особый упор делаю на овладении школой гимнастики в 3 - 4 классе. Определяю контрольные упражнения: кувырки, перекаты, лазанье по канату, стойка на лопатках, «мост», подтягивание, упражнения на гимнастических снарядах, упражнения, способствующие развитию силы и гибкости основных мышечных групп.

Разработаны комплексы ритмической гимнастики, которые используются к качестве разминки (приложение №2). Как правило они дополняются 3 – 4 общеразвивающими упражнениями для быстрого качественного освоения акробатических упражнений (см. приложение №1). Повторять эти упражнения нужно на каждом уроке по 2 – 3 раза. В тематическом планировании эти упражнения указаны под номерами. И, как уже отмечалось, они не только способствуют быстрому и качественному разучиванию акробатических упражнений, но и развивают определенные двигательные качества. Поэтому они включены в раздел «Двигательные качества» (приложение № 1).

Одним из главных требований проведения современного урока по физической культуре является обеспечение дифференцированного и индивидуального подхода к учащимся с учетом состояния здоровья, пола, физического развития, двигательной подготовленности, особенностей развития психических свойств и качеств, соблюдения гигиенических норм. С этой целью разработаны учебные карточки (см. приложение №3). Примерные комбинации выполняются фронтально поперек гимнастической дорожки.

Известно, что ученики с высоким уровне физической подготовки усваивают учебный материал на 2–3 урока раньше. Поэтому для сильных ребят делаю акцент на совершенствование упражнений и обучение более сложным упражнениям, а для слабых – на отработку базовых упражнений. На уроках гимнастики ученики с высоким уровнем подготовки занимаются парами (один выполняет упражнение, другой страхует). Комбинации упражнений составляются не только для мальчиков и девочек, но для сильных учеников предусматриваются упражнения с усложнениями.

Дифференцированный подход обучения позволяет мотивировать учеников на достижение личностного результата, позволяет каждому ребенку ставить цели, искать пути реализации, осуществлять коррекцию. Позволяет формировать сознательность и активность учащихся на уроке, заниматься укреплением своего здоровья и во внеурочное время.

Важно, чтобы в процессе обучения осуществлялся систематический контроль и коррекция за освоением учащимися материала. Контролируя, учитель не только получает полное представление о подготовленности учащихся, но и добивается осмысленного выполнения двигательных действий, развития тех или иных физических качеств. С этой целью была разработана диагностическая карта. Она ведется с 1 по 11 класс и помогает ученикам отслеживать усвоение содержания предмета, осуществлять коррекцию результатов учебной деятельности, ставить цель, искать самостоятельно пути достижения. Диагностическую карту ведет учитель, что позволяет следить за динамикой результатов каждого ученика и класса в целом. Пример диагностической карты (см. приложение №4). Была разработана следующая система оценок:

- текущий контроль – оценки на уроке (оценивается техническая подготовленность).

- этапный контроль – оценки за четверть, полугодие, год.

При дифференцированном подходе вместо традиционных критериев: «точно», «легко», уверенно», оговариваются условия выполнения: соревновательные стандартные, облегченные. Учащиеся соревнуются на уроке в группах.

В целях успешного усвоения вопросов физической подготовленности предусматривается индивидуальный подход к выполнению учебных нормативов:

- по абсолютным показателям с помощью оценочной таблицы, определяющей стандарт физической подготовленности;

- с учетом прироста двигательной подготовленности каждого ученика.

Таким образом, учитывается объективность результата и его прирост. Это формирует положительное отношение школьников к выполнению заданий. Все отметки аргументируются.

Важное значение в обучении школьников на моих уроках имеет метод проектов. Темы проектов представлены в приложении № 7. Проектная деятельность формирует все группы универсальных учебных действий.

2 класс

Уроки /1 – 4/. Строевые упражнения: повороты «направо! Налево! В движении. Предварительные и исполнительные команды. Кувырок вперед. Стойка на лопатках – перекат вперед – наклон. Кувырок назад в упор присев. «Мост» из положения лежа на спине. Лазание по наклонной гимнастической скамейке. Лазание по гимнастической стенке. Комплекс упражнений ритмической гимнастики № 1.

Упражнения на развитие гибкости: стоя у стенки, махи вперед и назад, в сторону.

Упражнения на развитие скоростно-силовых качеств: бег (2-3 раза по 20м); «многоскоки» (3х20м); прыжки на одной ноге по 0-30м; прыжки на двух с различным исходным положением рук (2х20м).

Упражнения на развитие координации: кувырки вперед, перекаты назад в группировке.

2 этап (уроки 5 – 9). Строевые упражнения: повороты «кругом!», переход с шага на месте на ходьбу вперед в колоне. Акробатика: 2 кувырка назад слитно; кувырок назад, лазание по гимнастической стенке, скамейке одноименным и разноимённым способом; «мост» из положения лежа на спине. Ритмическая гимнастика: ходьба и бег в различном темпе; пружинящий шаг; ходьба на носках. Комплекс упражнений ритмической гимнастики № 1.

Упражнения для развития гибкости: «мост», покачивания вперед и назад; «мост» с опорой на одну руку (4-8 раз на каждом уроке).

Упражнения для развития силы: подтягивание в висе (15 раз на каждом уроке); упражнения, связанные с наклонами на гимнастической скамейке (1-15 раз на каждом уроке); приседания на одной ноге, держась руками за стенку (10 – 15 раз на каждом уроке); отжимания (12 – 16 раз на уроке).

3 этап (уроки 10 – 14). Строевые упражнения: перестроение из колонны по одному в колонну по два, три в движении. Акробатика: «мост» из исходного положения лежа на спине. Упражнения на перекладине: передвижение в висе на перекладине с поочередным перехватом руками. Лазание по канату. Опорный прыжок: вскок в упор стоя на коленях, соскок прогнувшись. Ритмическая гимнастика: бег в чередовании с ходьбой. Комплекс упражнений ритмической гимнастики №8.

Упражнения на гимнастической стенке для развития гибкости (№8) *, упражнения со скакалкой.

Упражнения для развития скоростно-силовых качеств: бег (ускорения 2-3х20м), прыжки на одной ноге (2х20м), прыжки на двух ногах с различным положением рук (2х20м).

Упражнения для развития силы: сгибания и разгибания рук в упоре лежа (15-18 раз), приседания (15раз), подтягивание (в сумме 12 -15 раз).

4 этап (уроки № 45 – 49). Строевые упражнения: расчет по порядку; перестроение из колоны по одному в колону по два, по три в движении. Акробатика: горизонтальное и вертикальное равновесие стоя на одной ноге; 2 – 3 кувырка вперед; 2 кувырка назад слитно, «мост» из исходного положения лежа на спине. «Мост». Разновидности. Комбинация из разученных акробатических упражнений. Упражнения в равновесии: ходьба на носках по низкому гимнастическому бревну, переменный шаг, повороты на носках, соскок прогнувшись с бревна. Комплекс упражнений ритмической гимнастики № 9. Танцевальная композиция «Танец утят».

Висы и упоры

Упражнения для развития скоростно-силовых качеств: бег с ускорением, прыжки.

Упражнения для развития быстроты: подвижные игры, эстафеты.

3 класс

1 этап (уроки 1- 7). Строевые упражнения: повороты на месте и в движении: «направо! «налево! кругом!». Перестроение из колоны по одному в колонну по три, по четыре в движении. Акробатика: совершенствование перекатов, кувырков, вперед и назад. Стойка на лопатках с опорой и без опоры руками. «Мост», разновидности. Комбинация из акробатических упражнений. Упражнения на гимнастических снарядах. Упражнения в равновесии на гимнастическом бревне. Лазание по гимнастической стенке разными способами. Брусья параллельные: передвижение в упоре на руках; размахивание изгибами; угол – держать. Лазание по канату.

Ритмическая гимнастика: шаг польки. Комплекс упражнений ритмической гимнастики № 5.

Упражнения на развитие гибкости: перекаты в группировке (4-6 раз); стойка на лопатках с различным положением ног (4-6 раз);

Упражнения на развитие силы: отжимания (12 – 15 раз на каждом уроке); подтягивания в висе (12 – 15 раз на каждом уроке или от 1 до 4 и обратно: 1 раз подтянулись – отдых, 2 раза подтянулись – отдых и т.д.).

Упражнения на развитие координации: кувырки вперед и назад (3 - 4 раза); Эстафеты с преодоление различных препятствий.

2 этап (уроки № 8 – 14). Строевые упражнения: повороты на месте. Акробатика: «мост» с помощью; стойка на руках около стенки; Упражнения на перекладине: вис стоя – прыжком упор- передвижение в упоре на руках-опуститься в вис углом. Лазание по канату. Опорный прыжок: вскок в упор на колени с последующим переходом в упор присев и соскок прогнувшись. Упражнения в равновесии на бревне. Комплекс упражнений ритмической гимнастики № 2.

Упражнения для развития гибкости: «мост» из положения лежа на спине, махи ногами, стоя у гимнастической стенки.

Упражнения для развития силы: отжимания (15 – 17 раз на каждом уроке); наклоны назад силы на гимнастической скамейке (15-18 раз на каждом уроке); приседания (15 – 20 раз на каждом уроке); подтягивание (15 раз на каждом уроке).

3 этап (уроки № 45 – 49). Строевые упражнения: расчет на 5-3 1 (6-3-на месте). Кувырок вперед из стойки ноги врозь. «Мост» разновидности. Стойка на руках (около стены). Кувырок вперед в сед – наклон. Лазание по канату. Гимнастическая полоса препятствий. Комплекс упражнений ритмической гимнастики № 6.

Упражнения для развития координации: кувырки вперед и назад (6 – 8 раз на каждом уроке); перекаты согнувшись (4 – 6 раз); стойка на лопатках с опорой руками и без опоры руками (6 -8 раз);

Для развития силы: приседания (15 – 20 раз); отжимания (15 -20 раз); подтягивания в висе (15 -18 раз).

Для развития скоростно-силовых качеств: прыжки на одной и на двух с выпрыгиванием вперед и вверх (15 раз); «многоскоки» (3 х20м) на каждом уроке; прыжки через невысокие барьеры.

4 класс

1 этап (уроки № 1- 7). Строевые упражнения: повороты на месте и в движении: «направо! «налево! кругом!». Перестроение из колоны по одному в колонну по три, по четыре в движении. Акробатика: совершенствование перекатов, кувырков, вперед и назад. Стойка на лопатках с опорой и без опоры руками. Кувырок вперед из упора согнувшись ноги врозь. «Мост» разновидности. Равновесие горизонтальное, фронтальное. Комбинация из акробатических упражнений. Ритмическая гимнастика: шаг польки. Танцевальная композиция. Комплекс упражнений ритмической гимнастики № 4.

Упражнения на развитие гибкости: перекаты в группировке (4-6 раз); стойка на лопатках с различным положением ног (4-6 раз);

Упражнения на развитие силы: отжимания (12 – 15 раз на каждом уроке); подтягивания в висе (12 – 15 раз на каждом уроке или от 1 до 4 и обратно: 1 раз подтянулись – отдых, 2 раза подтянулись – отдых и т.д.).

Упражнения на развитие координации: кувырки вперед и назад (3 -4 раза); Эстафеты с преодоление различных препятствий.

2 этап (уроки № 8 – 14). Строевые упражнения: повороты на месте. Лазание по канату. Опорный прыжок: вскок в упор присев и соскок прогнувшись. Лазание по гимнастической стенке разными способами. Упражнения в равновесии на гимнастическом бревне. Упражнения на перекладине: вис стоя - прыжком упор - перемах правой в сед – перемах обратно – опуститься в вис углом. Гимнастическая полоса препятствий. Комплекс упражнений ритмической гимнастики № 3.

Упражнения для развития гибкости: «мост» из положения лежа на спине, махи ногами, стоя у гимнастической стенки.

Упражнения для развития силы: отжимания (15 – 17 раз на каждом уроке); наклоны назад силы на гимнастической скамейке (15-18 раз на каждом уроке); приседания (15 – 20 раз на каждом уроке); подтягивание (15 раз на каждом уроке).

3 этап (уроки № 45 – 49). Строевые упражнения: расчет на 5-3 -1 (6-3-на месте). Совершенствование кувырка вперед, кувырка назад. Стойка на лопатках без опоры – кувырок назад в «полушпагат. Стойка на руках около стены. Переворот в сторону («колесо»). Комбинация из акробатических упражнений. Лазание по канату. Комплекс упражнений ритмической гимнастики № 7.

Упражнения для развития координации: кувырки вперед и назад (6 – 8 раз на каждом уроке); перекаты согнувшись (4 – 6 раз); стойка на лопатках с опорой руками и без опоры руками (6-8 раз);

Для развития силы: приседания (15 – 20 раз); отжимания (15 -20 раз); подтягивания в висе (15 -18 раз).

Для развития скоростно-силовых качеств: прыжки на одной и на двух с выпрыгиванием вперед и вверх (15 раз); «многоскоки» (3 х20м) на каждом уроке; прыжки через невысокие барьеры.

Результативность. С целью обоснования эффективности применения средств основной и ритмической гимнастики в обучении учащихся была проведена экспериментальная работа. Сравнивались результаты скоростных (бег 30м), скоростно-силовых (прыжок в длину с места), координационных (челночный бег 3 х10м), силовых (подтягивание), гибкости (наклон вперед из положения сидя).

Результаты учеников сравнивались с результатами параллельного класса, в котором обучение проходило по обычной программе. По результатам тестирования в сентябре во-вторых классах, можно сделать вывод, что все ученики контрольного и экспериментального класса имеют примерно одинаковый уровень физической подготовки (приложение № 4). На «4 и 5» выполнили нормативы в прыжках в длину с места 37%, в беге на 30м – 58%, в подтягивании – 29%, в челночном беге 3х10м – 46%, в гибкости – 33% учеников контрольного класса. В экспериментальном классе – в прыжках в длину с места – 37%, в беге на 30м – 50%, в подтягивании – 29%, в челночном беге 3х10м – 33%, в гибкости – 24%.

В конце учебного года ученики контрольного класса уступали по всем показателям ученикам экспериментального класса. В прыжках в длину с места 41%, в беге на 30м -58%, в подтягивании - 54%, в челночном беге 3х10м – 46%, в гибкости – 54% учеников контрольного класса выполнили нормативы на «4 и 5». В экспериментальном классе - в прыжках в длину с места – 79%, в беге на 30м – 83%, в подтягивании – 66%, в челночном беге 3х10м – 83%, в гибкости – 75%. Такая же динамика продолжалась и в последующие годы.

В конце 4 класса ученики контрольного класса выполнили нормативы на «4 и 5» в прыжках в длину с места – 54%, в беге на30м – 54%, в подтягивании – 37%, в челночном беге 3х10м - 43%, в гибкости – 54%. В экспериментальном классе - в прыжка в длину с места выполнили нормативы на «4 и 5» - 83%, в беге на 30м – 100%, в подтягивании – 87%, в челночном беге 3х10м – 95%, в гибкости – 92%.

Таким образом, по результатам эксперимента можно сделать вывод, что ученики которые обучались применением средств основной и ритмической гимнастики, показали более высокие результаты развития всех физических качеств.

Сложившаяся система работы дает высокие результаты. Прежде всего, это проявляется в успеваемости учащихся. Успеваемость определяется уровнем выполнения учебных нормативов, прочностью освоения техникой упражнений, полнотой приобретенных знаний, уровнем развития учащихся. Средний балл по предмету на протяжении последних 5 лет – 4,8 - 4,9 при 100% успеваемости.

Разработанная система оценки позволяет отследить рост личностных результатов деятельности школьников с учетом выполнения государственного стандарта. А отражение результатов, в диагностической карте учителя (приложение №5) и показывает динамику развития каждого ученика, и класса в целом в течении учебного года. Она ведется с 1 по 11 класс.

Учащиеся школы являются победителями и призерами на городских, областных и республиканских соревнований по легкой атлетике, ориентированию, акробатике, футболу, шашкам. Становятся призерами 2 этапа Всероссийской олимпиады школьников по физической культуре. Анкетирование показывает, что для 97 % учащихся, физическая культура является одним из самых любимых предметов в школе.